Перейти к материалам
истории

Супергерой на выданье Человек-паук наконец воссоединится с героями вселенной Marvel в кино

Источник: Meduza

Sony и Marvel Studios 8 февраля объявили о совместном использовании образа Человека-паука на киноэкранах. Тем, кто пристально не следил за сложной судьбой экранизации приключений супергероя, неясно, в чем новость — разве Человек-паук, придуманный Marvel, не принадлежал им всегда? По просьбе «Медузы» совладелец магазина комиксов «Чук и Гик» Иван Чернявский пересказывает биографию супергероя и объясняет, почему воссоединение Человека-паука и героев вселенной Marvel следует считать восстановлением исторической справедливости.

Откуда взялся Человек-паук и почему он так популярен?

Человек-паук — не просто один из самых популярных супергероев, но и один из самых узнаваемых образов поп-культуры. Нынешние дети знакомятся с персонажем в красно-синем костюме обычно еще до того, как учатся говорить. Паук стал кем-то вроде Микки Мауса для нескольких поколений; тем сложнее представить, что этот герой массовой культуры когда-то был революционным явлением. Однако в 1962 году он воспринимался именно так — как новое слово в жанре супергеройских комиксов.

Создателем Человека-паука считают сценариста Стэна Ли — человека, придумавшего львиную долю персонажей для издательства Marvel и фактически поставившего компанию на ноги, когда американские читатели в послевоенные годы утратили интерес к супергероям. Вопросы авторства популярных героев комиксов (особенно тех, которые превратились в многомиллионные бренды) всегда были довольно болезненными и запутанными. Однако точно можно сказать, что без художника Стэн Ли не смог бы справиться — визуальный образ Паука создал Стив Дитко. 

Обложка Amazing Fantasy #15 1962 года — первое появление Человека-паука

Если Ли сам по себе стал брендом — веселым бессмертным дедушкой, придумавшим Людей Икс, Железного Человека и иже с ними (он появляется в эпизодических юмористических ролях почти во всех фильмах по комиксам Marvel), то Дитко выбрал путь затворника. Он отказался от общения с прессой и от работы на большие компании — вероятно, даже не все фанаты Паука в курсе, что он до сих пор жив и рисует. Определенный вклад в создание персонажа внес и художник Джек Кирби, легендарный партнер Ли, нарисовавший первую обложку для комикса о Пауке. Кроме того, есть источники, утверждающие, что Дитко в работе помогал его тогдашний сосед Эрик Стэнтон, известный мастер фетиш-иллюстрации.

Причин, почему Паук практически сразу завоевал популярность среди читателей, было несколько. Во-первых, он разительно отличался от доминировавших на тот момент супергероев — мускулистых красавцев-мужчин с волевыми подбородками. Надевший костюм Паука Питер Паркер был подростком, обычным школьником, переживающим невзгоды переходного возраста. Читатель легко отождествлял себя с этим героем; ранее же подросткам отводилась роль помощников для старших товарищей.

Во-вторых, Паркер относился к своим способностям без особого энтузиазма и сперва супергероем становиться не планировал. Необходимость совмещать жизнь школьника (позднее — студента, ученого, учителя и фотографа) и борьбу с суперзлодеями негативно отражалась на его личной жизни и отношениях с близкими. Свои умения ползать по стенам, поднимать несколько тонн и предвидеть опасность он считал не даром, но проклятием. 

Наконец, у Паука был необычный костюм — в нем он выглядел не как герой, а как безликое чудище, что совершенно не прибавляло ему популярности среди жителей Нью-Йорка. Горожане его побаивались и недолюбливали. 

Таким образом, Человек-паук оказался абсолютно не похожим на своих предшественников. Как персонаж он был значительно глубже (Ли наделял каждого супергероя слабостью, проблемой, пороком или иной душевной уязвимостью) — и гораздо ближе целевой аудитории комиксов.

Кто решил экранизировать комиксы о Человеке-пауке?

Во многом благодаря Человеку-пауку Marvel стала одним из главных игроков индустрии развлечений — в 1960-е начался настоящий бум супергеройских комиксов. Явление нужно было монетизировать разными способами, поэтому Паук «вышел в мир»: появились игрушки и мерчандайз с символикой, мультфильмы и наивные телесериалы (один американский, другой — японский, имеющий мало отношения к оригиналу, зато полный гигантских роботов). 

Непокоренным оставался лишь кинематограф. Однако к концу 1970-х годов — в тот момент, когда Паук, вовсю мелькавший на телеэкранах, был готов к покорению и этой индустрии — Голливуд разочаровался в супергероях из-за провала сиквелов «Супермена». Так что первыми владельцами прав на экранизацию комиксов оказались студии, производившие фильмы категории Б или просто низкобюджетные картины. 

Кадр из телевизионного фильма «Человек-паук наносит ответный удар» (1978)

Активнее всех в 1980-е за дело взялся продюсер Менахем Голан, который долго держался за эти самые права и искренне хотел довести дело до конца. Впрочем, его усилия привели к сложной цепочке судебных исков с участием легендарной студии Carolco («Терминатор 2», «Рэмбо»), Джеймса Кэмерона (предполагаемого режиссера и сценариста картины) и, наконец, студии Columbia Pictures. Дело в том, что Голан продал Columbia право на сценарий и бренд еще до того, как передал проект Кэмерону; так что студия претендовала на лицензию. В конечном счете — на фоне финансовых трудностей участников — Carolco (которая поддерживала проект) и 21st Century Film Corporation (которой руководил Голан) обанкротились; все их активы перешли в собственность кинокомпании MGM.

Трудности были и у самой Marvel. В середине 1990-х издателя покинула группа топовых художников и сценаристов, основавших свою компанию Image. Помимо этого весь рынок переживал кризис. Покупатели устали от рекламных хитростей (вроде коллекционных вариантов обложек и постоянных смертей / воскрешений персонажей), так что недавний взлет продаж сменился катастрофическим падением. Кончилось тем, что Marvel в 1996 году объявила себя банкротом, хотя и не прекращала выпуск серий. 

Спустя два года после слияния Marvel с производителем игрушек ToyBiz издательство начало приходить в себя. Одновременно в суде компания отвоевала у MGM права на Паука и окончательно передала их владельцу Columbia — Sony Pictures (MGM продолжала грозить судом, но Sony в ответ припугнула запуском своей версии киносериала о Джеймсе Бонде, поскольку имела на это легальные основания; в итоге компании договорились: у MGM остается Бонд, у Sony — Человек-паук). 

Продав права на Паука, Marvel хотела поправить свое шаткое финансовое положение, однако договор был составлен не самым выгодным для издателя образом. Marvel нужны были деньги, а Sony интересовалась брендом, но в тот момент репутацию супергеройских фильмов снова подкосили сиквелы («Бэтмены» Шумахера) — и торговаться не получалось. Грандиозные размеры недополученной прибыли стали ясны через несколько лет. Как сообщали в 2012 году журналисты издания Slate, только первые два фильма о Человеке-пауке режиссера Сэма Райми принесли Sony три миллиарда долларов прибыли (как в кинопрокате, так и на рынке домашнего видео), из которых Marvel причиталось около 62 миллионов.

Что за проблемы возникли у Sony с Пауком?

В новом веке положение издательства существенно изменилось, и продажи Marvel пошли вверх. Сборы «Человека-паука» и «Людей Икс» (права на которых Marvel по той же причине продала 20th Century Fox) доказали жизнеспособность супергеройского кино и сильно повысили узнаваемость персонажей. Набравшись опыта у других студий, Marvel решила снимать экранизации самостоятельно, на базе существовавшего с 1993 года подразделения Marvel Studios. В 2005-м, после 15-летнего бессмысленного путешествия между правообладателями, к Marvel вернулись права на киноверсию Железного Человека — абсолютно неизвестного на тот момент за пределами комиксов персонажа. «Железный Человек» Джона Фавро вышел на экраны в 2008-м и имел сокрушительный успех, а в следующем году Disney приобрел Marvel за 4 миллиарда долларов, дав понять, что речь идет о серьезном бизнесе.

В Marvel принялись возвращать щедро распроданные в 1990-е годы права на персонажей, про которых либо никто ничего не снял (Тор, Черная Вдова), либо снял, но неудачно (Каратель, Сорвиголова). За сообщениями о передаче прав пристально следили фанаты — по одной-простой причине: в комиксах Marvel все герои живут в одном мире, активно взаимодействуют и пересекаются. Будучи разделенными, они, естественно, пересекаться не могли — поэтому фанаты так ждали восстановления комиксного единства на экране. 

Тоби Магуайр в «Человеке-пауке 3»

Надежду на это им дал Кевин Файги, президент Marvel Studios, убежденный в том, что это самое единство — залог успеха новой студии. Так и вышло: все десять фильмов Marvel Studios, от «Железного Человека» до «Стражей Галактики», связаны единым сверхсюжетом, а их персонажи постоянно проскакивают в разных картинах. Однако полностью восстановить историческую справедливость не давали 20th Century Fox, за которыми оставались Люди Икс и Фантастическая Четверка, а также Sony с Пауком и полным комплектом его соратников, родственников и врагов.

Сэм Райми снял для Sony три фильма про Человека-паука; несмотря на кассовый успех трилогии, финальная часть не особенно понравилась критикам и фанатам. Райми должен был делать и четвертый фильм, но, устав от ответственности и осознав, что снять достойную картину в обозначенные студией сроки он не успеет, режиссер покинул проект. Sony объявила об отмене фильма и попрощалась с исполнителями главных ролей Тоби Магуайром и Кирстен Данст — однако отказываться от бренда компания не спешила. В 2009-м Sony вернула Marvel права на телеверсии (главным образом, имеются в виду мультфильмы) Человека-паука в обмен на продление кинолицензии. Вместо того чтобы следовать первоначальному плану и сделать из Паука подобие Бонда (бесконечная франшиза с меняющимися актерами и почти отсутствующим сквозным сюжетом), Sony захотела «перезагрузить» историю.

Однако «Новый Человек-паук» Марка Уэбба по сути пересказывал миф о Питере Паркере, которого укусил необычный паук — и походил попросту на римейк не такого уж и старого фильма. Критики и фанаты согласились, что Эндрю Гарфилд и Эмма Стоун оказались достойной заменой Магуайру и Данст, но заскучали от того же сюжета, пусть и с другим злодеем в кадре. Настоящей проверкой для новой команды должен был стать второй фильм, получивший в русском прокате название «Высокое напряжение» и вышедший в 2014-м — команда его провалила. Фильм стал наименее кассовой картиной из пяти экранизаций паучьих приключений.

Все это шло вразрез с наполеоновскими планами Sony составить конкуренцию студии Marvel и выстроить свою киновселенную. Три планируемых спин-оффа «Нового Человека-паука» уже не казались финансово оправданными и точно не выглядели конкурентами киновселенной Marvel Studios (не говоря уже о киновселенной DC, где намечается встреча Бэтмена и Супермена). В итоге третью часть «Нового паука» передвинули с 2016-го на 2018-й, что стало первым тревожным сигналом. Дополнительную головную боль Sony принесла массированная кибер-атака в ноябре 2014 года, когда в общий доступ попала переписка сотрудников компании. Из нее выяснилось, в частности, что руководство Marvel выражало недовольство «Напряжением» еще на стадии утверждения сценария. Однако куда более интересными оказались поздние письма.

Как Sony договорились с Marvel?

О том, что переговоры о некоем сотрудничестве между студиями велись уже давно, было известно еще до взлома. В 2012 году Disney и Sony договорились, что в фильме «Мстители» промелькнет башня корпорации Oscorp из «Нового Человека-паука» — этого не случилось только потому, что город уже отрисовали на компьютере и добавить элемент в панораму, не сорвав сроки, было невозможно. 

Взломанная переписка касалась более значительных вопросов. Руководство Sony, например, выражало обеспокоенность судьбой Паука в отрыве от растущей киновселенной Marvel. Sony была готова на то, чтобы предложить Marvel сделать собственную паучью трилогию, оставив за собой творческий контроль, маркетинг и распространение. В Marvel отвечали, что согласны, но только при условии очередного сюжетного «перезапуска» и смене актера. Marvel Studios предлагали включить Паука в число персонажей фильма «Капитан Америка: Гражданская война» (Паук — один из ключевых героев комикса, по которому будет снят фильм; премьера запланирована на 2016 год) и ввести его также в грядущий двухчастный фильм «Мстители: Война бесконечности». Последний слух сопровождался утечкой сценарных планов на будущие фильмы Marvel — после него Sony выступили с опровержением опубликованной информации. Опровержение было в январе 2015 года, а уже 8 февраля выяснилось, что сотрудничество все-таки состоится.

Сейчас Marvel и Sony вместе работают над новым фильмом о Человеке-пауке, премьера которого намечена на 2017 год. Марк Уэбб не будет режиссером, а главная роль достанется актеру помоложе (по слухам, первые кандидаты — Дилан ОʼБрайен и Логан Лерман). Новый актер (и новый Паук) сначала появится в другом фильме Marvel, но пока неизвестно, в каком. 

«Новый Человек-паук: Высокое напряжение» (2014)

Права на киновоплощение Человека-паука остаются у Sony — как и право «последнего слова»; они как бы дают персонажа «напрокат». Marvel не собирается платить Sony за возможность снимать фильм про Паука, а Sony не будет получать процент от картин Marvel с участием Паука (права на сопутствующие товары принадлежат Marvel). Предполагается, что франшизу оживят, а потом Sony сможет самостоятельно ее продолжить. Обещанные спин-оффы Sony все еще в работе — по крайней мере, фильм про шестерку злейших врагов Паука, но Marvel к ним отношения иметь не будет.

На фоне информации о том, что за Человека-паука возьмется новый актер, многие фанаты и журналисты предположили, что изменится и сам Паук: после новости о договоре компаний в тренды твиттера вышло имя «Майлс Моралес». Моралес — подросток афро-латиноамериканского происхождения, сменивший Питера Паркера на посту Паука в одной из главных параллельных вселенных Marvel. Фильмы о супергероях часто критикуют за то, что почти все они — о похождениях белых тридцатилетних мужчин, поэтому комикс-общественность с интересом отреагировала на такую идею (в 2010-м кампания в поддержку чернокожего актера Дональда Гловера на роль Паука произвела большой резонанс в американском сегменте интернета). Однако, судя по пресс-релизу Sony, пока в качестве героя рассматривается все-таки Питер Паркер. 

Впрочем, гипотез, догадок, слухов, сенсаций и опровержений про Человека-паука в ближайшие месяцы будет достаточно — в конце концов, речь идет не только о немыслимых деньгах, которые получат участники проекта, но и о судьбе одного из важнейших персонажей массовой культуры. Судьбе не менее драматичной, чем комиксная биография Человека-паука.

Иван Чернявский

Москва