Зачем освящают ракеты?
Что случилось?
Православная Пасха совпала с Днем космонавтики. Ничего особенного в этом нет, но мы решили, что это неплохой повод рассказать о том, как священники освящают ракеты. В советское время космос и религия жестко противопоставлялись: «Космонавты на небо летали, бога не видали». Теперь все иначе — почти каждому запуску ракеты, каждому отправлению космонавтов на МКС предшествует освящение и благословение православными священниками. Экипажи берут с собой на орбиту кресты и иконы.
Когда это началось?
Первое упоминание относится к осени 1994 года: тогда Александр Викторенко, командир экипажа, направляющегося к станции «Мир», попросил священника благословить участников экспедиции и освятить ракету.
Что значит «освятить»?
Освящение включает в себя чтение псалмов, особых молитв и благословений, окропление святой (освященной) водой. В православии освящаются разные вещи — от зданий до машин. Порядок освящения (чин) зависит от того, что освящается.
И что, для ракет есть специальный чин?
Специального чина нет. Судя по всему, священники освящают и называют ракеты в своих молитвах по-разному. Протоиерей Артемий Эмке рассказывал в 2008 году, что во время освящения он молится о «воздушной ладье». Вероятно, за основу берется чин освящения «нового корабля или ладьи». Спустя три года тот же священник сказал, что ракету при освящении называет «ратным воздушным судном». Протоиерей Сергий Бычков, настоятель храма в Байконуре, говорил, что ракеты в молитве так и называет ракетами, космические корабли — космическими кораблями, а спутники — спутниками. Но, видимо, не всегда — в 2013 году протоиерей Сергий Бычков использовал формулировку «корабль сей воздушный». Эта формулировка встречается в чине освящения самолета: «корабль сей воздушный освяти, и путешествующих в нем благослови».
Боевые ракеты тоже освящают?
Да, регулярно. Настоятель храма патриаршего подворья при штабе Ракетных войск стратегического назначения рассказывал, что освящение межконтинентальных баллистических ракет перед их запуском «стало доброй традицией».
Разве оружие можно освящать? Ведь убивать — это грех!
Да, с точки зрения церкви — можно. Позиция Русской православной церкви такова: война — это плохо, но иногда приходится. Вот, что написано в «Основах социальной концепции РПЦ»: «Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством». Есть даже специальный «Воинский требник», где есть чины освящения оружия, знамен, воинов и другие.
А зачем освящать ракеты?
Это сложный вопрос. Вообще если смотреть словарные определения, освящение — это посвящение предмета на служение Богу. Простой пример: освящая машину, верующий человек решает, что будет использовать ее для богоугодных дел. На практике люди часто воспринимают освящение как языческий ритуал: освящают машину «чтобы в аварию не попала». Судя по высказываниям священников, такой подход встречается и при освящении ракет. Например, тот же священник Сергий Бычков говорил, что от освящения зависит успех запуска: «Были такие случаи — нас пригласили освятить корабль „Протон“. Он благополучно ушел. После этого на предприятии была дискуссия: надо ли священников приглашать? Следующий „Протон“ решили не освящать. Это был 1999 год. И он упал через 70 секунд. Потом „Протон“ мы опять освящали, и он благополучно стартовал. Затем опять не стали освящать. Следующий опять падает».
Но ведь не все космонавты верят в Бога. Они не против освящений?
Мы не знаем. Публичных выступлений действующих космонавтов против освящения мы не нашли. Это, конечно, совершенно не значит, что всем нравится эта традиция. Бывший космонавт Юрий Усачев рассказывал в интервью, что не одобряет богослужений на космодроме: «Я вообще думаю, что вера — это глубоко личное дело, а когда все это так публично делают, в этом есть что-то… не знаю, не хочется сказать ненормальное, но что-то противоестественное». Американский астронавт однажды отошел в сторону во время окропления святой водой, сказав, что не считает себя христианином.
А освящение ракет — это теперь обязательно?
И да, и нет. Бывший глава Роскосмоса Владимир Поповкин говорил, что освящение — не обязательная практика, а инициатива некоторых верующих сотрудников агентства. Но освящения проводятся настолько регулярно, что уже стало неотъемлемой частью запуска. Священник Сергей Бычков называет себя «постоянным членом боевого расчета» и «заслуженным испытателем космической техники».
Почему православия вдруг стало так много в космической отрасли?
Мы не знаем точного ответа, можем лишь предположить: по тем же причинам, что православия стало много и в других отраслях — например, в армии, школах и университетах. Конституция запрещает слияние церкви и государства и формально его нет, но при этом два института очень активно друг друга поддерживают. Очевидно, государство видит в православии основу, которая могла бы объединить общество.
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!