РПЦ поссорилась с Константинополем из-за Украины и грозит «расколом Вселенского православия». Что происходит?
Что случилось?
Обновление. 15 октября 2018 года священный синод Русской православной церкви решил разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Разрыв общения стал ответом на решения синода Константинопольского патриархата от 11 октября, направленных на предоставлении автокефалии украинской православной церкви.
Русская православная церковь пригрозила порвать отношения с Константинопольским патриархатом в случае, если та предоставит автокефалию новой украинской православной церкви. Такое заявление сделал 8 сентября митрополит Иларион, который возглавляет в РПЦ отдел внешних церковных связей (то есть в православном мире он кто-то вроде главы МИД РФ Сергея Лаврова). Он добавил, что патриарх Константинопольский Варфоломей «своими действиями расколет все мировое православие», потому что «половина православных его не будет вообще признавать».
Простите, я не разбираюсь в церковной теме. Что все это значит?
Придется начать издалека. В мировом православии есть 15 поместных церквей, патриархатов, которые признают друг друга каноничными — то есть, грубо говоря, настоящими, правильными. К ним относятся Русская церковь, Иерусалимская, Элладская (Греческая) и другие. Есть и Константинопольский патриархат; резиденция патриарха Варфоломея находится в Стамбуле. Православные церкви равны между собой, но Константинопольская, в силу исторических причин, обладает особым статусом (что-то вроде «первой среди равных») и пытается играть роль межцерковного арбитра, чем сильно раздражает Москву.
Ясно. При чем здесь Украина?
Сейчас на Украине большинство приходов (около 12 тысяч) принадлежит Украинской православной церкви Московского патриархата — УПЦ МП действует автономно, но все-таки подчиняется Москве. Еще на Украине есть другие православные церкви — Украинская православная церковь Киевского патриархата (около 5 тысяч приходов) и небольшая Украинская автокефальная православная церковь (примерно 1 тысяча приходов). Но эти церкви в мировом православии считаются неканоничными — они не входят в число тех пятнадцати, о которых мы писали в предыдущей карточке. После украинской революции и начала конфликта с Россией на Украине начали говорить о том, что две этих церкви могут объединиться, перейти под покровительство Константинопольского патриархата и получить от него автокефалию, то есть независимость и признание канонического статуса. В этом случае на Украине появится своя поместная церковь, совершенно независимая от Москвы и признанная, по меньшей мере, одним каноничным патриархатом.
А когда на Украине появится новая церковь?
Мы точно не знаем, но вполне вероятно, что довольно скоро. 7 сентября стало известно, что Константинопольский патриархат уже назначил двух своих епископов экзархами (представителями) на Украине.
В октябре будет заседать Синод Константинопольской церкви — очень возможно, что официальное решение издать томос (указ) об автокефалии для новой украинской церкви примут именно в это время.
Проблема в том, что самой церкви пока нет — она должна появиться после Объединительного собора, в котором, как предполагается, примут участие представители всех православных церквей Украины — в том числе епископы Украинской православной церкви Московского патриархата, поддерживающие автокефалию (такие тоже существуют, хотя их в УПЦ МП меньшинство). После этого новая церковь выберет патриарха и примет томос от представителей Константинополя. Ожидается, что этот собор пройдет уже в сентябре, но точной даты пока нет.
В РПЦ грозят «разорвать общение» с Константинополем. Что это означает?
Мы пока не знаем. Возможно, речь идет о прекращении евхаристического общения. Это такая форма отношений между поместными церквями, при которой священники двух разных патриархатов могут вместе служить литургию, а прихожане — вместе причащаться. Если отношения между патриархатами портятся, эти отношения прерывают. На жизни обычных прихожан это не особенно отразится.
Такое уже случалось в новейшей истории отношений Москвы и Константинополя. 20 февраля 1996 года тот самый патриарх Варфоломей объявил, что принимает под свою юрисдикцию Эстонскую апостольскую православную церковь. Через три дня патриарх Алексий II объявил о прекращении евхаристического общения и перестал поминать Варфоломея на патриарших богослужениях. После переговоров в мае того же года общение было восстановлено. В Эстонии с тех пор действует две православных церкви — одной автономию дал Московский патриархат, другой Константинопольский.
Почему РПЦ так резко реагирует?
Если на Украине появится своя независимая и при этом каноничная поместная церковь, множество приходов и целых епархий Украинской православной церкви Московского патриархата могут перейти туда. И тогда МП на Украине перестанет быть главной православной юрисдикцией.
Как указывал в своем материале для «Медузы» публицист Андрей Десницкий, «к тому же возникнет, как и в политической сфере, ситуация „альтернативной Руси“: каноническая православная юрисдикция с тем же прошлым и такими же верующими, которая, возможно, пойдет несколько иным путем, чем Московский патриархат. Ведь принятый сегодня в МП стиль управления нравится не всем и порой вызывает обвинения в авторитарности и угодничестве перед государственной властью».
Приходы УПЦ МП и правда отойдут к новой церкви?
Сейчас, когда нет даже официального решения об автокефалии и нет церкви, которая получит эту автокефалию, сложно судить о том, как будет происходить процесс перехода. Некоторые приходы УПЦ МП и сейчас переходят к УПЦ Киевского патриархата — в РПЦ это называют «захватом раскольниками». После изменения статуса таких переходов вполне может стать резко больше.
Вероятно, что не обойдется без конфликтов. Неизбежно встанет вопрос и о том, кому будут принадлежать главные святыни — Киево-Печерская и Почаевская лавры, которые сейчас используются УПЦ МП. Филарет, предстоятель Киевского патриархата, сказал в интервью в июле 2018 года, что после предоставления автокефалии они отойдут к единой Украинской православной церкви. Митрополит Иларион в июне говорил, что «если раскольники начнут захватывать лавры, тысячи людей соберутся, будут защищать эти обители и прольется кровь». По данным опроса, проведенного украинской социологической группой «Рейтинг» летом прошлого года, 42% прихожан УПЦ МП против создания новой поместной церкви. 23% — за, 36% безразлично относятся к этому вопросу или затруднились ответить.
А что другие поместные православные церкви? Они поддерживают РПЦ или Константинопольский патриархат?
Об этом сложно судить. Если смотреть по сообщениям российских церковных и государственных СМИ, создается впечатление, что едва ли не все поместные церкви в конфликте вокруг Украины поддерживают РПЦ. Но совсем не всегда эти сообщения содержат прямые цитаты. Мы пока не знаем, кто из патриархатов в будущем признает новую автокефальную церковь на Украине, но почти наверняка этот процесс растянется не на один год.
Автор благодарит священника Федора Людоговского и архимандрита Кирилла (Говоруна) за помощь в подготовке материала
«Медуза» — это вы! Уже три года мы работаем благодаря вам, и только для вас. Помогите нам прожить вместе с вами 2025 год!
Если вы находитесь не в России, оформите ежемесячный донат — а мы сделаем все, чтобы миллионы людей получали наши новости. Мы верим, что независимая информация помогает принимать правильные решения даже в самых сложных жизненных обстоятельствах. Берегите себя!