Киберспорт — официальный вид спорта. Вы что, серьезно?
Что случилось?
В России киберспорт (соревнования по компьютерным играм) официально признали видом спорта.
Вы что, шутите? Разве это спорт?
Да, это спорт. Соревнования по компьютерным играм имеют все формальные признаки «традиционного» спорта. Здесь есть команды, болельщики, турниры, единые правила и трансляции.
У российского Министерства спорта есть четкие критерии, по которым тот или иной вид признают официально. Например, спорт должен «способствовать физическому и интеллектуальному развитию способностей человека, совершенствованию его двигательной активности и формированию здорового образа жизни». В число официальных входит большое количество видов спорта, которые многие бы назвали странными, — например, «черлидинг» и «якутские национальные прыжки».
Можно спорить о том, насколько киберспорт соответствует всем этим критериям, но компьютерные игры, по которым проводят турниры, безусловно, требуют и интеллекта, и хорошей реакции и развивают двигательную активность.
Киберспортивные соревнования проводятся по всем играм?
Нет. Игра должна отвечать некоторым условиям — важно, например, чтобы можно было поставить игроков в исходно равные условия. Успешность киберспортивных дисциплин (то есть разных игр) определяется количеством профессиональных команд, турниров и количеством людей, которые готовы эти турниры смотреть.
Неужели кто-то готов смотреть, как другие люди играют в игры?
Еще как. Главные матчи крупных турниров смотрят миллионы людей. Например, финальный матч чемпионата мира по League of Legends 2016 показывали по ESPN — и его смотрели 36 миллионов человек.
Турниры все чаще проходят на спортивных стадионах, собирая на трибунах десятки тысяч зрителей.
На страницы популярных команд в социальных сетях подписываются миллионы людей. Они выпускают фирменные линейки одежды и даже создают собственные медиа.
Какие игры самые популярные?
Прямо сейчас в мире четыре ведущие киберспортивные дисциплины:
League of Legends и Dota 2 — командные стратегии, где нужно разрушить трон противника.
CS:GO — новая модификация классического командного шутера Counter Strike.
Hearthstone — карточная игра (речь о коллекционных картах, а не о тузах и тройках) по мотивам мира Warcraft.
При этом есть много очень популярных игр, которые пока не смогли стать успешными с точки зрения киберспорта, — например, World of Tanks.
В России популярен киберспорт?
Да. И тут нужно сразу оговориться: важно, что киберспорт популярен не просто в России, а среди русскоязычной аудитории — грубо говоря, в странах бывшего СССР. Именно это позволяет русскоязычным трансляциям собирать аудиторию по 200 тысяч человек. Организаторы турниров легко распродают все билеты, а у киберспортивных комментаторов в социальных сетях больше подписчиков в «ВКонтакте», чем у Дмитрия Губерниева.
В России есть и очень известные киберспортсмены — например, Дмитрий Куприянов, первый чемпион мира по Dota 2. Или Денис Костин, который играет за одну из самых популярных команд мира — украинскую команду Natus Vincere — и постоянно попадает в списки лучших игроков CS:GO.
Где мне смотреть киберспортивные турниры? Билеты дорогие?
Смотреть трансляции можно в интернете, это бесплатно. Одно из главных преимуществ киберспорта — общедоступность трансляций. Никаких региональных ограничений, платных подписок или спутниковых тарелок. Нужен только интернет. 99% турниров можно бесплатно смотреть в самой игре — надо ее только установить. Матчи можно смотреть и в киберспортивном стриминговом сервисе Twitch.tv. А можно просто в YouTube.
Киберспортсмены — немытые парни в толстых очках?
Нет. Современные профессиональные киберспортсмены мало отличаются от футболистов или хоккеистов — их вполне можно снимать для обложек глянцевых журналов.
Вот так, например, выглядит Райан Freakazoid Абадир из команды Echo Fox по игре CS:GO.
А киберспорт — это не вредно?
Не более, чем сидение перед компьютером в офисе. Если сравнивать с футболом или тяжелой атлетикой, киберспорт даже более безопасен: травм тут почти не бывает. Кроме того, в отличие от обычных спортсменов киберспортсменам редко приходится жертвовать образованием ради карьеры.
Но ведь киберспортсмены и денег получают меньше?
Нет, это не так. Лучшие профессиональные спортсмены получают сотни тысяч долларов. Турниры собирают огромные аудитории, так что реклама в трансляциях приносит серьезную прибыль. Призовой фонд чемпионата мира по Dota 2 составляет 12 миллионов долларов и продолжает расти.
Автор: Ярослав Комков, руководитель проекта «Киберспорт» на Sports.ru