Как смешно шутить?
Разве можно научиться смешно шутить?
Иногда. Мы внимательно изучили доступные публикации и пришли к такому выводу: научиться спонтанно и остроумно шутить практически невозможно, зато можно понять, как придумывают шутки те, кто занимается этим профессионально. Как раз о таких людях мы и расскажем. В честь 1 апреля.
Вы про Петросяна?
Нет. Мы про сценаристов популярных американских передач в жанре «вечерних шоу» — вроде Daily Show c Джоном Стюартом (ныне — с Тревором Ноем), The Tonight Show с Джимми Фэллоном, The Late Show с Дэвидом Леттерманом (сейчас — со Стивеном Кольбером), или Last Week Tonight с Джоном Оливером. Эти шоу стали классикой, их часто пытаются копировать. Самый яркий пример на российском телевидении — Иван Ургант.
А что, в таких шоу все по сценарию? Это не импровизация ведущих?
Нет. Все зависит от жанра и ведущего, но, как правило, большинство шуток придумывают именно сценаристы. Ведущие обычно в этом процессе даже не участвуют. В самых крупных эфирных шоу штатных сценаристов может быть много — например, у The Late Show Стивена Кольбера их целых 19, и это не считая внештатных авторов, которые присылают так называемые «пакеты» шуток. Вот здесь можно посмотреть, как выглядит стандартный «пакет» (то есть набор шуток разных жанров для одного выпуска), который отправляет автор-фрилансер для шоу Джимми Фэллона.
И что, эти сценаристы каждый день придумывают гору шуток?
Да. И это серьезная работа. Один из сценаристов шоу Джонни Карсона привел такое грубоватое, но верное сравнение: «Заниматься этим каждый день — все равно что все время ходить в туалет, даже когда не особенно-то и хочется». Среди сценаристов есть классики жанра, написавшие о процессе придумывания шуток целые книги, вроде главного сценариста The Late Show с Дэвидом Леттерманом, Джо Топлина.
О каких шутках речь? Шутка — понятие растяжимое.
В американских вечерних шоу классическая шутка строится по определенным правилам. Шутка состоит из двух основных частей. Первая часть вводная — сетап, то есть ситуация. В вечерних шоу это обычно специальным образом переформулированная и пересказанная новость — то, что, собственно, произошло, даже если это на первый взгляд не так уж и забавно само по себе. Вторая часть — панчлайн, ударная строчка в конце, которая в сочетании с сетапом делает шутку смешной и удивляет зрителя. У этой «раз-два» структуры есть еще множество вариаций. Иногда помимо панчлайна в нее добавляются так называемые тэги, то есть дополнительные панчлайны, которые переворачивают смысл предыдущего предложения и дают новую перспективу.
Можете привести примеры?
Да. Сетап: «20-летний студент поставил новый мировой рекорд, собрав кубик Рубика за 11,3 секунды». Панчлайн: «И, дамы, он свобооооден!» Другой пример. Сетап: «В Афинах таксист вернул серебряную олимпийскую медаль, забытую в его машине». Панчлайн: «Увы, мир запомнил только того водителя, который вернул золотую на несколько секунд раньше». Лучшие шутки из всех вечерних шоу можно посмотреть вот здесь — архив обновляется раз в несколько дней.
Как сценаристы придумывают столько шуток каждый день?
Главный секрет — постоянная практика. К примеру, комедиант Бен Шварц, работая фрилансером на шоу Леттермана, каждое утро просматривал новостной агрегатор Yahoo News, выбирал самые странные заголовки, писал на их основе 15-20 шуток и отправлял факсом штатным сценаристам. За три года беспрерывного труда из тысяч его шуток только 21 попала в эфир. За каждую прозвучавшую в эфире шутку Шварц получил 75 долларов, но главным результатом стали не деньги (автор говорит, что ему едва удалось окупить факс), а опыт. Шварц понял, например, что шутки большинства сценаристов очень похожи друг на друга. Поэтому важно найти нестандартный ход. Со временем Шварц начал присылать странные, абстрактные шутки — они звучали дико, зато их замечали сценаристы. На основе шуток, которые не пошли в эфир, автор сделал успешный блог.
Все шутки строятся на новостях?
Нет, не все, но начинаются вечерние шоу обычно именно с новостей. Ведущий рассказывает о последних событиях в стране и мире. Основные требования к этому жанру, которые приводит Джо Топлин, выглядят так: шутка должна быть краткой, не звучать слишком надуманной, обходиться без нравоучений и намеков на общественное лицемерие. Шутка не должна грубо нарушать границы допустимого в представлениях вашей аудитории. Для шутки нужно использовать максимально простой язык. И избегать слишком тонких отсылок.
А если интересных новостей нет? Как тогда сценаристы придумывают шутки?
Есть множество разных способов выпутаться из этой ситуации, например — использовать домашние заготовки на общие темы. Тот же самый Бен Шварц со временем вывел простое правило: не знаешь о чем шутить, шути о Пэрис Хилтон или о белках с орешками — Дэвиду Леттерману такие шутки нравятся всегда. Джон Оливер иногда посвящает монологи отвлеченным от новостной повестки темам — скажем, рассказывает о жителях Таиланда, которые не в курсе, кто такой Гитлер, или о том, как словенская группа Laibach гастролировала в Северной Корее.
Что делать, если новость грустная? Бывают ли запрещенные темы для шуток?
Довольно сложный вопрос, который в последнее время обсуждается очень горячо, с весомыми аргументами с обеих сторон. При нужном мастерстве и такте ведущие шоу точно улавливают настроение публики. Джон Стюарт во время катастроф открывает шоу монологом в очень откровенном и сочувствующем тоне, разбавляя выступление парой легких шуток, призванных немного снять напряжение. Вот его монолог после теракта 11 сентября 2001 года.
Все шутки состоят из «сетапов» и «панчлайнов»? Как-то скучно.
Нет, не все, но многие. И время от времени появляются протестующие против такого хирургического и упрощенного подхода к юмору. Пожалуй, самый известный пример — британская труппа «Монти Пайтон». Они с самого начала отвергли любые требования и рекомендации дирекции по «легким развлекательным программам» телеканала «Би-Би-Си» и приняли радикальное решение отказаться от панчлайнов вообще. Как вспоминает один из участников «Монти Пайтон» режиссер Терри Гильям, постепенно это стало их основным правилом, потому что сама игра и ритм скетча становились настолько интересными, что любой панчлайн в финале все только портил.
Как еще шутят в вечерних шоу?
По-разному. Помимо монолога ведущего в вечерних шоу есть разные другие фрагменты — например, сюжеты, которые снимают вне студии — они строятся на импровизации. Скажем, в шоу Джона Стюарта могут показать пародию на репортаж с заседания Демократического национального комитета — и посмеяться над скучными политическими репортерами. Сценарии таких сюжетов могут быть самые разные, иногда совершенно бредовые. Посмотрите, как частый гость шоу Конана ОʼБрайена Triumph the insult dog (кукла собаки с сигарой во рту и странным балканским акцентом) отправляется праздновать наступление года собаки по китайскому календарю в местный чайнатаун.
Автор: Данияр Шекебаев