Перейти к материалам

Хочу работать в музыкальном бизнесе. Чему придется научиться?

10 карточек
  • Давайте с главного. Как устроиться на работу музыкальным менеджером?
  • У всех артистов есть свои менеджеры?
  • Менеджер обычно один? Или их может быть больше?
  • А как понять, что на музыке артиста можно заработать?
  • Ок, и много ли можно заработать?
  • Хорошо, с чего начать работу?
  • А что с концертами?
  • Концерты и распространение записей — это все?
  • Артисты — люди довольно сложные. Как с ними общаться?
  • Звучит очень сложно. Долго всему этому учиться?
1

Давайте с главного. Как устроиться на работу музыкальным менеджером?

Просто так с улицы — никак. Нужно иметь связи среди музыкантов и профессионалов рынка, разбираться в музыке и понимать, что нравится аудитории. Совсем не имея опыта, можно стать менеджером начинающего артиста: нередко такие музыканты нанимают своих друзей и знакомых (или того, кого им посоветуют другие музыканты). Еще один вариант — учиться у профессионалов индустрии: так можно наработать связи и получить все необходимые знания, познакомиться с артистами и найти работу. Эти карточки мы сделали вместе с Moscow Music School, у которой есть несколько учебных программ для будущих музыкальных менеджеров. Например, курс Music Business, который стартует в ноябре.

2

У всех артистов есть свои менеджеры?

У всех, кроме совсем начинающих. Ведь артист должен в первую очередь сочинять музыку и выступать. Задача же менеджера — сделать из музыки продукт и вывести его на рынок. Это человек, который соединяет артиста с аудиторией и миром музыкального бизнеса. Самим музыкантам, как правило, некогда этим заниматься.

3

Менеджер обычно один? Или их может быть больше?

У начинающих артистов чаще всего один менеджер, который делает всю работу. На более успешных музыкантов может работать команда, где у каждого своя роль. Скажем, если с начинающими исполнителями менеджер обычно ездит в туры, то у исполнителей с наработанной аудиторией тур-менеджер — отдельный сотрудник. В случае с артистами, подписанными на крупный лейбл, работает так называемый гибридный вариант менеджмента: это когда лейбл и менеджер работают вместе.

4

А как понять, что на музыке артиста можно заработать?

Это сложно. Безусловно, есть менеджеры, которые могут по одному треку понять, сможет ли артист стать коммерчески успешным, но для этого нужен большой опыт, а еще хорошее понимание рынка и аудитории. В большинстве случаев понимание приходит уже в процессе работы. По словам куратора направления Music Business в Moscow Music School Екатерины Бажановой, менеджер и начинающий артист обычно заключают контракт на год. В этот период она советует смотреть на динамику роста аудитории, гонорары за выступления, которые будут предлагать артисту, количество проданных билетов на концерты и интерес рекламодателей. Если аудитория не растет, рекламодатели идут неохотно, а билеты плохо расходятся, нужно или пересматривать стратегию продвижения, или расставаться с артистом.

5

Ок, и много ли можно заработать?

Если с артистом работает один менеджер, то он, как правило, работает за процент от гонорара музыканта — обычно это 10–20%. Если же на исполнителя работает команда, то схема заработка может быть сложней. В некоторых случаях гонорары артиста, какими бы большими они ни были, делятся на всю команду музыканта. В других случаях часть сотрудников получает фиксированную ставку, а часть — процент с доходов. Например, тур-менеджер будет получать часть доходов от концертов, а пресс-агент (то есть человек, отвечающий за общение со СМИ и рекламодателями) — зарплату.

6

Хорошо, с чего начать работу?

Одна из первых задач менеджера — распространить музыку артиста на наибольшем количестве платформ: в социальных сетях, СМИ и обязательно — на стриминговых сервисах. Старший маркетинг-менеджер по международному репертуару Warner Music Russia Владимир Юрченко (и преподаватель курса Music Business в Moscow Music School) считает, что со стриминг-сервисами особенно важно взаимодействовать. Они могут продвигать музыку артиста через свою систему рекомендаций, включать ее в ведущие плейлисты, что поможет музыканту получить новую аудиторию. Договориться со стриминг-партнерами о сотрудничестве и объяснить им, почему продвигать нужно именно вашего артиста, — как раз задача менеджера.

7

А что с концертами?

Для менеджера начинающего артиста важно научиться организовывать концерты самостоятельно. Бывший концертный менеджер российских групп OQJAV и «Обе две» Татьяна Журавская выделяет четыре основных этапа работы над организацией концертов. Первый — определиться, зачем и кому нужно это мероприятие (то есть кто ваш потенциальный зритель). От этого зависит второй этап — выбор площадки. Третий этап — подсчет сметы и определение цены билетов. Четвертый — промокампания мероприятия: это и анонсы в соцсетях, и новости в СМИ, и печать афиш и флаеров.

8

Концерты и распространение записей — это все?

Конечно, нет. Еще придется работать с брендами, спонсорскими проектами и коллаборациями. Сейчас бренды сами охотно приходят к артистам: предлагают им стать амбассадорами в России, приглашают поучаствовать в фестивалях и спецпроектах для разных сайтов. Другой способ заработка — лицензирование музыки: продажа треков в кино, на телевидение или в рекламу. Здесь задача менеджера — научиться работать с музыкальным издателем и юристами.

9

Артисты — люди довольно сложные. Как с ними общаться?

Как с коллегами. Важно разводить личное и профессиональное и в деталях определять обязанности, чтобы избежать конфликтов. По словам Татьяны Журавской, это бывает непросто, потому что «хороший артист — это фабрика по производству эмоций» и «без побочных эффектов тут не обойтись». Поэтому, считает Журавская, одна из профессиональных обязанностей менеджера — заботиться о собственной эмоциональной стабильности. «У вас всегда должна быть чуть более холодная голова», — говорит она. Важно еще, что правильно построенные отношения с артистом могут помочь менеджеру защитить самого себя финансово и репутационно, если дело дойдет до расставания.

10

Звучит очень сложно. Долго всему этому учиться?

Всю жизнь. Индустрия постоянно меняется, мода постоянно меняется, появляются новые платформы для дистрибуции, концертные площадки и фестивали. Нужно быть готовым к тому, что учиться чему-нибудь придется все время, — как и в любой другой профессии. Но есть и азы музыкального менеджмента — им можно научиться у профессионалов, желательно — на практике. Moscow Musiс School как раз дает своим студентам возможность поработать с уже существующим музыкальным проектом: придумать ему стратегию продвижения, поучаствовать в выпуске его записей и сделать концерт. Каждый выпускник заканчивает школу с уже готовым портфолио и наработанными связями: ведь преподаватели Moscow Musiс School — уже состоявшиеся профессионалы. В ноябре в школе стартует курс Music Business, который рассчитан на один год. Занятия будут проходить три раза в неделю: два раза в будни (это по вечерам, поэтому можно совмещать с работой) и один раз в выходной день. За этот год студентов научат основам предпринимательства и менеджмента артистов, а еще запускать музыкальные проекты и развивать их. Задать вопрос и подать заявку на обучение можно здесь.