Что было стыдно пропустить в 2017 году Лучшие фильмы, сериалы, книги, альбомы и игры. Выбор «Медузы»
«Дюнкерк»
режиссер Кристофер Нолан
WBRussia
Идеальный пример авторского блокбастера. Здесь звучат все темы, которыми одержим Кристофер Нолан: синхронизация человека и истории, изменение судьбы волевым поступком, соотношение индивидуума и социума. Экспериментальное сосуществование трех временных потоков — отдельный аттракцион. Кроме того, это ошеломляюще красиво: почти абстрактное искусство, хоть и на историческом материале.
«Теснота»
режиссер Кантемир Балагов
Kinoafisha.info
Важнейший дебют года, сделанный Кантемиром Балаговым — 25-летним выпускником кабардино-балкарской киномастерской Александра Сокурова. Множество призов на родине и награда жюри ФИПРЕССИ в Каннах. Картина, вроде бы, о еврейской общине в Нальчике конца 1990-х, а на самом деле — о генезисе сегодняшней России и вынужденном сосуществовании друг с другом людей, которые только номинально считаются близкими, а в действительности — давным-давно чужие.
«Нелюбовь»
режиссер Андрей Звягинцев
Meduza
Лучшая картина Андрея Звягинцева — и самая обманчивая. Там, где нелюбители режиссера (о них можно было бы снять отдельный фильм; разумеется, комедию) видят холодность, мизантропию и расчет на международные призы, скрыта тоска по любви, одиночество, мечта о лучшем себе. Конечно, неосуществимая. Чего-чего, а прекраснодушия в этой щемящей истории нет.
«Аустерлиц»
режиссер Сергей Лозница
TIFF Trailers
Сергей Лозница и его безупречный документальный фильм о туристах в бывших концлагерях. Медитативный арт-эксперимент на обжигающе своевременную тему: какими глазами мы смотрим на историю, к которой причастны не мы сами, а чужие, давно умершие люди? Что этот взгляд говорит о нас самих? Непростые ответы на неуютные вопросы каждый ищет самостоятельно.
«Твин Пикс»
режиссер Дэвид Линч
iVideos
Не сериал и не фильм, а шкатулка с секретами. Дэвид Линч вернулся во всей красе и славе, неожиданным образом продолжив свой шедевр — самый влиятельный телефильм 1990-х. Новый «Твин Пикс» — беспрецедентное упражнение для ума и всех пяти (или даже шести) чувств, кладезь абсурдного юмора и мистических головоломок. Картина о мужской и женской идентичности, о времени, о необратимом и необходимом, об электричестве и природе. То есть, о самом важном.
Июнь. Дмитрий Быков
Лучший роман Дмитрия Быкова и вообще лучший русский роман не только этого года, но и нескольких предыдущих. Под одной обложкой Быков сводит три отдельных сюжета, формально скрепленных только фигурой второстепенного персонажа и тем, что все они достигают кульминации одновременно — в канун 22 июня 1941 года. Честно, без вымученных аллюзий и многозначительного подмигивания Быков рассказывает о последних предвоенных годах, ухитряясь в то же время придать своему рассказу пугающе современное звучание. Герои «Июня» живут с тягостным (и таким понятным нам сегодня) ощущением собственного соучастия в преступлениях эпохи и потому ждут войну едва ли не с радостью, видя в ней великую искупительную бурю, глобальную катастрофу, призванную очистить мир и их самих от скверны. Мощнейшее чтение и очевидный кандидат на все главные литературные награды в 2018-м.
Текст. Дмитрий Глуховский
Дмитрий Глуховский — чуть ли не единственный российский писатель, по-настоящему успешный на Западе, а на родине имеющий культовый статус среди подростков. Давно было ощущение, что Глуховский способен на нечто большее, чем просто бодрая коммерческая проза, и вот теперь эта гипотеза получила блестящее подтверждение. Новый роман писателя «Текст» — энергичное, актуальное и при всем том небанальное высказывание на тему проникновения технологий в нашу жизнь. Отсидев семь лет по ложному обвинению, бывший студент филфака Илья выходит на свободу эдаким графом Монте-Кристо: он хочет отстроить свою жизнь с нуля, но главное — отомстить. Убив злодея, герой завладевает его телефоном, а вместе с ним получает доступ ко всем темным тайнам убитого. И тайны эти внезапно обретают странную власть над душой Ильи: они заманивают его в ловушку, влекут соблазнами и в конечном счете ведут на верную гибель. В принципе, мы все понимаем, что наши отношения с гаджетами давно не описываются простым словом «использование». Но до Глуховского никто не пытался языком художественной прозы поговорить о мобильном телефоне как о вместилище души своего владельца и современном аналоге толкиновского Кольца Всевластья.
Заххок. Владимир Медведев
Первый большой роман Владимира Медведева «Заххок» — это полифоничный, многофигурный и динамичный рассказ о времени и месте, словно бы стертых с нашей ментальной карты, а именно о гражданской войне в Таджикистане в 90-е годы ХХ века. На семь очень разных голосов (среди рассказчиков — и московский журналист, и суфийский шейх, и деревенский дурачок, и многие другие) Медведев раскладывает историю о распаде цивилизации в одной отдельно взятой горной деревне и о том древнем хаосе, который неизбежно приходит на смену любому порядку — даже такому сомнительному и неэффективному, как порядок советский. Определенно лучшее высказывание на непопулярную у нас сегодня постколониальную тему и в то же время волнующее повествование, трогательное, человечное и трагическое.
Петровы в гриппе и вокруг него. Алексей Сальников
«Темная лошадка» короткого списка премии «Большая книга», под конец года роман екатеринбуржца Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» выбился в бестселлеры — и совершенно заслуженно. Предновогодняя история семьи Петровых — мрачноватого мальчика, отца семейства — автослесаря, в свободное время рисующего комиксы о гигантских роботах, и его бывшей жены, библиотекаря с весьма странными взглядами на жизнь, — начинается как остроумный бытописательный роман, но постепенно скатывается в жутковатую и захватывающую фантасмагорию, напоминающую сразу о Гофмане, Булгакове и Дмитрии Горчеве. Отдельного упоминания заслуживает язык романа — головокружительно смешной (подготовьтесь — местами вы будете хохотать вслух) и ни на что не похожий. Словом, в русской литературе появился совершенно новый голос — ясный, чистый и безошибочно узнаваемый. И это, конечно, отличная новость — не каждый год такое случается.
«Большая маленькая ложь»
сценарист Дэвид Э. Келли, режиссер Жан-Марк Валле
Русские Трейлеры
В декабре журнал The New York Times выпустил сборник ужастиков, где Николь Кидман появилась в роли одержимой демонами домохозяйки. Почти все проекты актрисы 2017 года так или иначе напоминали о жанре, который сделал ее звездой: психологическом триллере. Это и «Убийство священного оленя», и второй сезон «Вершины озера», и «Роковое искушение», но начался 2017-й с «Большой маленькой лжи» — сериала, который можно смело назвать лучшей драмой года. В маленьком калифорнийском городе, где живут очень богатые американцы, происходит убийство. Но кто убит — непонятно; кто убийцы — тем более. В ролях — не только Кидман, но еще Риз Уизерспун, Александр Скарсгаард, Лора Дерн и Адам Скотт. В режиссерском кресле — канадский мастер интенсивных драм Жан-Марк Валле. Шоураннер — 11-кратный обладатель «Эмми» Дэвид Э. Келли. А автор первоисточника, австралийская писательница Лиана Мориарти, нашла способ превратить мелодраму о жизни красивых людей в триллер, понятный каждому. Продюсер Николь Кидман ухватилась за идею снять по книге сериал — и тем самым придала новый импульс актрисе Николь Кидман.
«Рассказ служанки»
сценарист Брюс Миллер
iVideos
В 2017 году многие фильмы и сериалы так сильно увлекались публицистикой, что забывали о своих прямых обязанностях — рассказывании истории. Счастливых исключений, сумевших сохранить баланс между гражданским чувством и чувством меры, не так уж много. Лучше всего это удалось «Рассказу служанки» — главной антиутопии года про альтернативную Америку, в которой почти нет детей, а редкие женщины, способные их рожать, обречены быть рабынями в богатых семьях. Несмотря на немыслимый сюжет, этот сериал знает, чего мы боимся, — и знает, как с нами об этом поговорить.
«Отличница»
режиссер Оксана Карас
Epic Media
Возможно, не сильнейший, но милейший мини-сериал 2017 года — детектив «Отличница» Оксаны Карас. Он до обидного незаметно прошел осенью на Первом канале — а между тем, это одна из тех добродушных сказок, которые настраивают на лирический лад не хуже новогодней «Улицы разбитых фонарей» или старенького «Агентства НЛС». Этот сериал — и машина времени, и образец свежего подхода к повествованию: несмотря на декорации послевоенного Ленинграда, все герои — очень современные и крайне обаятельные люди. Да еще и играют их Яна Гладких, Юлия Ауг, Никита Ефремов и Александр Яценко.
АИГЕЛ — 1190
Айгель Гайсина и Илья Барамия выпустили главную пластинку года на русском языке. Дебютный альбом АИГЕЛ полностью посвящен тюрьме и судам — и основан на личной истории Айгель, чей парень отбывал срок за драку. АИГЕЛ — музыкальная версия новостей «Медиазоны», но поэтический талант Гайсиной позволяет рассказывать мрачные бытовые истории невероятно пластичным и свежим языком. Айгель меняет правила в языке, вольно обращается с ударениями и литературной нормой. На альбоме звучит только ее голос, но кажется, что поют как минимум три разных человека; тут есть и танцевальные хиты («Татарин»), и до дрожи пугающие песни («Царапки»), и социальная драма («Ария судьи»), и признание в любви («Переписка»). В конце 2017-го стало известно, что молодой человек, о котором писала Айгель, вышел по УДО: музыка окончательно смешалась с жизнью.
Скриптонит — Уроборос: Улица 36 / Уроборос: Зеркала
Скриптонит обещал сделать важное музыкальное высказывание в 2017-м, но при этом просил не считать альбом «Праздник на улице 36», вышедший в мае этого года, серьезной работой. Новый релиз неожиданно появился в середине декабря без какой-либо рекламы и анонса; это двойной альбом под названием «Уроборос», и это лучшая работа казахского рэпера. Скриптонит, очевидно, пришел к успеху и превратился в одного из самых интересных русскоязычных музыкантов, но поет он не об успехе, как на «Празднике на улице 36»; «Уроборос» — скорее про бедность, про семью Скриптонита (сразу в нескольких песнях Адиль Жалелов читает про отца и сокрушается, что не может дать ему попробовать тяжелые наркотики) и про бессмысленность славы. Скриптонит по-прежнему читает, как никто в мире; и пусть иногда слова в его песнях разобрать невозможно (как, например, в треке «Внатуре») — это не делает их хуже.
Хаски — Любимые песни (воображаемых) людей
Хаски может вызывать отторжение: у него специфическая читка, неприятные образы в текстах и крайне спорные взгляды. Но нельзя не согласиться, что именно он сейчас точнее всех говорит о России и переживает все, что с ней происходит. «Я не хочу быть красивым, я не хочу быть богатым, я хочу быть автоматом, стреляющим в лица», — эта строчка не только о желании конкретного уроженца Улан-Удэ Дмитрия Кузнецова, она о том, что хочет вся страна. Его хип-хоп идет от отрицания, а не от самоутверждения, от рефлексии, а не от бахвальства. Хаски можно не любить — но послушать хотя бы раз необходимо. Мы уже подробно писали, почему Хаски — новая звезда русской музыки.
St. Vincent — MASSEDUCTION
Выдающаяся гитаристка Энни Кларк записала первый по-настоящему массовый альбом в соавторстве с самым влиятельным продюсером 2017-го Джеком Антоноффым. На «MASSEDUCTION» она по-честному рассказывает о том, что происходит в ее жизни (от расставаний до лечения депрессии), превращая переживания в танцевальные хиты («Pills») и драматические баллады о любви («New York»). Кларк шла к этому альбому долгих десять лет и из сессионной гитаристки только благодаря собственному труду и таланту превратилась в икону моды и рок-звезду, романы которой обсуждает, к ее неудовольствию, желтая пресса.
Four Tet — New Energy
Four Tet — New Energy (2017) [FULL ALBUM]
Torgan
Лондонец Киран Хэбден выпускает альбомы чуть ли не каждый год, но давно он не добирался до таких вершин. По влиянию на современную музыку электронщика Кирана можно сравнить с Burial, Афекс Твином и Джоном Хопкинсом, особенно если учитывать его заслуги по популяризации лондонской андеграундной музыки. На альбоме «New Energy» Хэбден не стал делать клубную музыку, которой увлекся в последние годы, — и записал невероятно красивый альбом; там чувствуется и его любовь к биту, и к задумчивому пост-року.
PlayerUnknownʼs Battlegrounds
Платформы: Windows, Xbox One (не советуем)
GameSpot
Игра, название которой каждый раз приходится копировать из «Википедии», — один из важнейших прорывов 2017 года и один из самых интересных проектов 2018-го (хотя бы потому, что официальный выход игры пришелся на вторую половину декабря). В PUBG игроков ждут всего две карты, очень маленькие шансы на победу, постоянные проблемы с производительностью и серверами, отвратительная версия под Xbox One — и бесконечное количество сценариев, из-за которых в нее можно играть десятки часов. Особенно, если найти напарников.
Star Wars: Battlefront II
Платформы: PlayStation 4, Xbox One, Windows
Star Wars Battlefront 2: Official Gameplay Trailer
EA Star Wars
Самая ожидаемая и самая ненавидимая игра года — это, конечно, продолжение многопользовательского шутера Battlefront II. Она должна была быть идеальной: битвы 20 на 20 во всех эпохах «Звездных войн», бесплатные карты, однопользовательский режим. И все чуть было не испортил скандал вокруг системы «плати, чтобы выиграть», которую в Battlefront II собирались добавить разработчики. Это вызвало страшный гнев геймеров, но они в итоге победили! По крайней мере, пока Battlefront II вышел без внутриигровых покупок, но они могут появиться позже. Если не обращать на все это внимания, то Battlefront II получился отличным шутером, в котором исправлены ошибки предыдущей части: бластеры теперь стреляют как надо, игра достаточно разнообразна, а за возможность самому поучаствовать в последней битве из новой части «Звездных войн» (сразу после просмотра фильма в кинотеатре) можно отдать многое.
Uncharted: Lost Legacy
Платформа: PlayStation 4
UNCHARTED: The Lost Legacy — Launch Trailer | PS4
PlayStation
В 2016-м одной из лучших игр была Uncharted 4 — последняя часть приключений харизматичного авантюриста Нейтана Дрейка. Продолжение Lost Legacy рассказывает о приключениях Клои Фрейзер, такой же, как и Дрейк, охотницы за сокровищами, и наемницы Надин Росс. Uncharted превращает видеоигры в кино; играть в новую часть куда интереснее, чем смотреть последнего «Индиану Джонса». Формально Lost Legacy — это небольшое дополнение, но на деле игра во многом отличается от Uncharted 4: тут, например, есть эпизод с открытым миром, да и по продолжительности она тянет на отдельный проект. Кроме того, Lost Legacy фантастически красива. А еще это отличный повод пройти на праздниках все предыдущие Uncharted, если вы их пропустили.
Nintendo Switch
The Legend of Zelda: Breath of the Wild — Nintendo Switch Presentation 2017 Trailer
Nintendo
Сразу несколько игр из списков лучших проектов года разработаны для новой консоли Nintendo Switch. Это The Legend of Zelda: Breath of The Wild, в которой главному герою Линку дается больше свободы действий, чем когда-либо, и совершенно новый Super Mario Odyssey, иногда больше похожий на GTA. Nintendo придумала очень интересную смесь портативной и домашней консоли, на которой выходят как оригинальные игры японской компании, так и порты какого-нибудь Doom и Skyrim. Nintendo Wii была слишком странной, Wii U — слишком бесполезной, а Switch оказалась и инновационной, и удобной.
Guns of Boom
Guns of Boom goes Pro — New game mode PRO Play
Guns of Boom
Странно упоминать рядом с масштабными компьютерными и консольными играми этот мобильный шутер, но он того заслуживает. Guns of Boom предлагает игрокам короткие онлайн-перестрелки от первого лица; главная особенность игры — ваш герой начинает стрелять автоматически, когда вы наводите прицел на врага. Этого достаточно, чтобы выражение «мобильный шутер» перестало причинять боль: в Guns of Boom пальцев как раз хватает на бег, прицеливание и смену оружия.
Джек Антонофф
Лидер группы The Bleachers в 2017 году превратился в самого востребованного поп-продюсера: он работал с Lorde, Тейлор Свифт и многими другими топовыми звездами.