истории

Странный музыкальный итог 2024-го: прямо сейчас в России две певицы Глюкозы — ГлюкʼoZa и Glukoza. Первая поет о «мышах» с Запада, вторая начала играть гиперпоп

Источник: Meduza

Одной из самых радикальных трансформаций в российской поп-музыке 2024-го стало внезапное перерождение певицы Глюкозы. Наталья Чистякова-Ионова в этом году перестала быть артисткой, выступавшей под фонограмму с китчевыми поп-хитами на телевизионных концертах, корпоративах и городских праздниках, — теперь она экспериментирует с электронным звучанием и обращается к интернет-поколению. Но едва ли эта резкая смена имиджа связана только с творческими поисками звезды 2000-х: прямо сейчас Ионова и ее бывший продюсер Максим Фадеев делят бренд «ГлюкʼoZa» — и выяснение этих отношений перерастает в жесткий конфликт, который уже чуть не стоил Ионовой репутации. «Медуза» рассказывает об этом парадоксальном сюжете, который красноречивее других характеризует состояние российской поп-музыки в 2024 году.


Никто не ожидал такого от Глюкозы. Почему Наталья Чистякова-Ионова решилась на смену имиджа именно сейчас? Вероятнее всего, эта метаморфоза — часть борьбы за бренд «ГлюкʼoZa», которую Наталья и ее муж, бизнесмен Александр Чистяков, ведут с создателем проекта, композитором и продюсером Максимом Фадеевым.

Конфликт протекает жестко и без правил: в нем были и информационные атаки в телеграм-каналах, и черный пиар. Драматическое противостояние в борьбе за бизнес между бывшими партнерами, которых связывают годы и деловых, и почти семейных отношений (Фадеев — крестный старшей дочери Ионовой), словно в миниатюре повторяет другой конфликт вокруг успешного российского бренда, разыгравшийся у всех на глазах в 2024-м. К счастью, тут обошлось без стрельбы.

Чарли ХСХ есть у нас дома

27 сентября 2024 года певица Glukoza (тут важно отметить: латиницей и без апострофа в псевдониме) представила новый сингл «Ветер». В видеотизере к этому треку Наталью Чистякову-Ионову было сложно узнать: среди вспышек, прорезывающих клубный полумрак, платиновая блондинка с выбеленными бровями экстатически плясала у огромных колонок. «Лет десяток с плеч долой, в омут танца с головой» — эти строки из классики русской эстрады неожиданно перекликались с новым образом Глюкозы.

Glukoza

В музыкальном смысле «Ветер» тоже стал резким изменением привычного курса артистки. Под лихой брейкбит и кислотные пэды голос Чистяковой-Ионовой, обработанный эффектами, настаивал: «Тряси своим телом, как я захотела». Такую песню легче представить на клубном танцполе, чем в эфире «Русского радио» или на церемонии вручения «Золотого граммофона» в Кремле. Певица и презентовала «Ветер» во время диджей-сета в стилистике Boiler Room, который, по законам интернет-эры, транслировался в тиктоке. Следом вышел сингл «Snake», где ломаный электронный бит сделался еще быстрее, а текст — еще загадочнее: «Сколько можно смотреть под кожу мою?» Продюсерами трека стали Никита Забелин и Никита Chaika — известные деятели русского электронного андеграунда.

Этот поворот радикально контрастировал с прежним, «бумерским» образом певицы: еще недавно Ионова вела на канале СТС дневное мейковер-шоу «На стиле с Глюкозой», пропагандировала йогу и здоровое питание, выпустила сингл под названием «Давай женицца» и записала шансон-дуэт с Любовью Успенской «Хулиганка»

На перерождение Натальи Ионовой мгновенно отреагировал музыкальный телеграм. Реакции разделились; одни — как, например, канал «Тихое место» — иронизировали и удивлялись стремительной перезагрузке карьеры и образа певицы:

Глюкоза внезапно становится новой it girl: у нее радикально меняется визуальный стиль под такой диджиталкор, ее треки пишут хип-хоп-продюсеры и электронщики, а хоть какие-то намеки на вокальные фишки из прошлого вымываются перекисью водорода вместе с бровями. В телеграме восторг — Чарли ХСХ есть у нас дома.

Другие действительно с энтузиазмом приветствовали «русскую Чарли»; медиаменеджер Василий Конад, работающий на модном московском хип-хоп-радио Studio 21, вступился за певицу перед зумерами, «словившими кринж с омоложения тети»:

Она поп-дива — и, вероятно, понимает, что лучше устроить резкий врыв в индустрию, нежели органично что-то годами выстраивать. По итогу это как раз и сработало.

Спустя несколько недель Глюкоза дала интервью сайту «Афиша», где объяснила смену образа тем, что до этого у нее был «творческий застой». Она назвала имя своего нового креативного директора — режиссера и оператора Михаила Пашкульского, которого она встретила во время работы со Славой Марлоу, поделилась тем, как открыла для себя гиперпоп, в русле которого сделаны ее новые треки, рассказала, что с детства любит The Prodigy и что легко нашла общий язык с молодыми электронными продюсерами Osa и Bad Zu, с которыми сейчас сотрудничает. «Музыка превратилась в потребность — как в еде или кислороде. Вроде все уже пройдено, а я просто хочу творить», — рассказывала «Афише» Наталья Чистякова-Ионова. Певица на запросы «Медузы» о комментарии не ответила.

Развернуть

Гораздо важнее, однако, не то, что сказала артистка, а то, о чем она предпочла умолчать. В пространном интервью певица лишь однажды упомянула создателя проекта «ГлюкʼoZa» — продюсера, автора песен и своего наставника Максима Фадеева; при этом она не произнесла его фамилии и не обмолвилась об их нынешних отношениях, несмотря на то что весь минувший год прошел для бывших коллег под знаком информационного противостояния.

Проект для детей

Открытый конфликт между Фадеевым и Ионовой, прежде сотрудничавшими и чуть ли не породнившимися, начался еще в конце 2023 года после «голой» вечеринки Насти Ивлеевой. Ионова присутствовала на ней — в достаточно скромном наряде, — и на ее участие почти не обратили внимания; после ей не пришлось извиняться как Филиппу Киркорову или Лолите.

Но факт ее появления там не укрылся от «музыкального папы» певицы, Максима Фадеева. На следующий день он заявил, что перезапускает «ГлюкʼoZу» без участия Ионовой, которая была лицом проекта свыше двадцати лет, с 2003 года. Продюсер написал в своем телеграм-канале:

Я считаю, что Наталья Ионова дискредитирует концепцию проекта — прежде всего музыкальным материалом, который она выпускает в последние годы. А также публичными появлениями на подобных мероприятиях. Этот проект создавался для детей, и мне кажется, она выросла уже из этого образа. Кроме этого, больше не хочу, чтобы меня как музыканта ассоциировали с этим артистом.

Также Фадеев отметил, что команда Ионовой «пытается имитировать [его] креатив, но любые попытки подражать — это все равно подделка». В ответ на все это Ионова хранила молчание.

По свидетельству артистки, она закончила сотрудничество с Фадеевым еще в 2017 году — по его собственной инициативе, после чего в ее карьере начался период коллабораций с другими продюсерами и музыкантами. С тех пор Наталья Ионова записывалась с дуэтом Artik & Asti («Пахну лишь тобой») и поп-рэпером Натаном («Улетай»). Вместе с мужем Александром Чистяковым, занимающимся продюсированием анимационных проектов, она перезапустила мультсагу о приключениях Глюкозы с участием Сергея Шнурова («Жу-Жу»), группы Little Big («Ebobo») и украинского рэпера Kyivstoner («Мотыльки»). И визуально, и музыкально эти треки-клипы отличаются от того, что было сделано Фадеевым («Шуга», «Ненавижу», «Невеста»), но вместе с тем логично продолжают концепцию проекта, заложенную им при создании.

MALFA

Glukoza

Это действительно не детский контент, но и «ГлюкʼoZа» Максима Фадеева таковым не была, что бы ни говорилось сегодня — в полемическом задоре, стремлении капитализировать консервативный поворот в российской общественной жизни или просто за давностью лет. С первых дней появления «ГлюкʼoZы» и образ главной героини — дерзкой девушки с доберманом, — и песни, написанные для нее Фадеевым, были связаны с ощутимым зарядом провокации.

В 2012 году у «ГлюкʼoZы» и вовсе вышел провокационный клип «Мой порок», где певица призывно танцевала на глазах наблюдающих за ней вуайеристов. Слова песни написал муж Ионовой, Александр Чистяков, режиссером клипа был Максим Фадеев. Больше того, еще в сингле «Шуга», с которого началась история проекта, звучал рефрен: «Ты во мне, а я в тебе, как опий в наркомане-мане». Такой текст чрезвычайно проблематично адресовать аудитории младше восемнадцати. 

Александр Чистяков не ответил на просьбу «Медузы» о комментарии.

Зае… Заела твоя кассета

Сперва биф между Фадеевым и Ионовой развивался только в музыкальной плоскости — примерно как между Дрейком и Кендриком Ламаром.

18 апреля 2024-го Максим Фадеев представил первый сингл проанонсированной ранее «новой» «ГлюкʼoZы» — «Мыши». Под разухабистый умца-умца-бит голос неизвестной певицы пел следующий текст: 

  • Ну что, привет, Европа, ну как вам там без нас?
  • Накрыло полной опой или нормал сейчас?
  • У вас, конечно, круто, но у меня мечта,
  • Чтобы по вашей опе ремнями а-та-та.

Этот трек можно было бы счесть и политическим высказыванием на злобу дня, и завуалированным обращением к Ионовой — так, во втором куплете возникает строчка «Мы вроде бы дружили, ты снова за свое». А вот песней для слушателей младшего возраста его, пожалуй, вновь назвать трудно.

На следующий день после премьеры продюсер устроил в своих соцсетях серию ответов на вопросы подписчиков о возрождении «ГлюкʼoZы» и объяснил причину расставания с Ионовой так: «Потому что у нас очень отличаются взгляды на все и во всех смыслах. Можно сказать, они диаметрально противоположны». Как выяснилось позже, «все» в данном случае включает и политические воззрения. Свои взгляды Максим Фадеев демонстрирует охотно: он пишет и продюсирует патриотические песни, предсказывая забвение артистам, высказавшимся против войны и уехавшим за границу. Ионова предпочитает не делать никаких заявлений — впрочем, в феврале 2022-го она вывешивала в своем инстаграме черный квадрат с хештегом #nowar.

Через полтора месяца после выхода «Мышей», в начале июня 2024-го, Наталья Ионова под новым ником — Glukoza — выпустила песню «Просекко». В ее тексте несложно услышать бойкую отповедь бывшему продюсеру: под звуковой ряд, в точности имитирующий саунд самого большого хита Глюкозы — песни «Невеста», — Ионова поет: «Зае… Заела твоя кассета. А я заем тоску дор-блю, запью просекко».

MALFA

Glukoza — Topic

Так получилось, что в пространстве российской поп-музыки сейчас есть сразу две Глюкозы. Под старым брендом — с кириллицей, апострофом и заглавной Z — песни вновь выпускает лейбл Максима Фадеева, Malfa. Эта певица снова анонимна, как было в 2003-м (но некоторые узнали в ней первую исполнительницу проекта — жену продюсера Наталью Фадееву). Клубные эксперименты Натальи Ионовой можно найти, если набрать слово «Glukoza» латиницей и без апострофа. Запутаться несложно. 

Но Максим Фадеев настойчиво подчеркивает в соцсетях, что настоящая «ГлюкʼoZа» — это он, а не Ионова. И что она оказалась в проекте исключительно как модель и актриса, которая должна была воплотить образ на сцене и в клипах: «Голос Глюкозы не принадлежит Ионовой. Наталья Ионова была приглашена в проект, так как до этого снималась в „Ералаше“». Ионова если и комментирует эту ситуацию, то ведет себя куда более сдержанно: «Так получилось что правами владеем мы вместе. Максиму хочется продолжать проект, видимо, без меня. Ну, посмотрим».

В пресс-службе лейбла Максима Фадеева Malfa заявили, что продюсер отказывается от комментария «Медузе» «в связи со статусом издания».

«Оскорбление металлургов»

Новый этап конфликта Ионовой и Фадеева начался в июле 2024 года — с катастрофического выступления Глюкозы на праздновании Дня металлурга в Красноярске. Певица выглядела странно — казалось, она была дезориентирована — и вела себя, мягко говоря, слишком раскрепощенно для бесплатного дневного концерта, где собрались семьи с детьми и пенсионеры. Любительские видео, сделанные на этом выступлении, завирусились в соцсетях. В них в перерыве между песнями певица, например, «заводит» публику фразами: «Какие вы страстные. Какие вы сладкие. Вы что, хотите сегодня тусоваться? Вы хотите тусоваться до конца?» Интернет-комментаторы в один голос писали о том, что артистка выступала в Красноярске «в измененном состоянии».

Шум в соцсетях привлек внимание сетевых ревнителей морали. Екатерина Мизулина уже на следующий день, 21 июля, написала в своем канале:

Сегодня многие присылают видео со Дня металлурга в Красноярске: певица Глюкоза вышла на сцену в непотребном состоянии, трогала себя за интимные места. Все это — на глазах у тысяч детей. Пишут, что якобы она произносила со сцены нецензурные слова (на это, скорее всего, обратит внимание полиция). Красноярцы возмущены и считают выступление оскорблением металлургов, требуют привлечь певицу к ответственности.

Вероятно, такое поведение и чесотка могли быть следствием употребления отдельных запрещенных препаратов. Уж больно похоже на отдельных горе-наркоблогеров… Предлагаю органам власти во всех других городах, где она будет выступать в дальнейшем, предварительно проверять певицу на наркотики. 

Телеграм-канал Baza сразу же провел целое расследование. В частности, издание опубликовало детали райдера Ионовой, указав на то, что в гримерке певицы стояла (закрытая) бутылка коньяка Hennessy.

Странности в поведении Глюкозы, по словам источников, начались после фотосессии с представителями РУСАЛа (компания, принадлежащая Олегу Дерипаске, организовывала концерт и заплатила за него артистке 5,5 миллиона рублей). Первую и вторую песню певица отыграла благополучно, но затем что-то пошло не так: «Глюкоза чесалась, перестала попадать в слова и ноты, задавая глупые вопросы аудитории», — рассказали «Базе» очевидцы.

Отреагировал на скандал и Максим Фадеев. На своем канале он сделал аудиозаявление, где еще раз сообщил, что Наталья Ионова больше не имеет отношения к проекту «ГлюкʼoZа», уточнил, что расставание произошло в том числе и из-за ее политических взглядов, и главное — заявил, что он ищет юридические возможности лишить Наталью Ионову права исполнять свои старые хиты и использовать псевдоним: «Мы постараемся это сделать в связи с тем, что это… Я не знаю, бешенство чего, но это точно бешенство. И этот беспредел надо прекращать». По некоторому совпадению за несколько дней до инцидента в Красноярске стало известно, что у Максима Фадеева весьма обширные коммерческие планы на бренд «ГлюкʼoZа». Продюсер подал заявку на регистрацию изображения персонажа ГлюкʼoZа в качестве товарного знака, чтобы выпускать с ее изображением безалкогольные энергетические напитки.

Максим Фадеев

Андрей Никеричев / Агентство «Москва»

Наталья Ионова объяснила странное поведение в Красноярске плохим эмоциональным состоянием, связанным со смертью любимой бабушки, а также приемом антидепрессантов и резкой сменой часовых поясов. Однако заявления Фадеева об отчуждении от проекта, видимо, обеспокоили ее не меньше, чем критика интернет-моралистов, потому что она впервые решилась высказаться о причинах конфликта с продюсером — и дала 29 июля обстоятельный комментарий своей подруге Ксении Собчак.

Из него следовало, во-первых, что причина распри отнюдь не моральный облик певицы и даже не ее политические взгляды, а неудовлетворенные финансовые запросы Фадеева. В 2007 году, утверждает певица, она уже заплатила Фадееву 600 тысяч долларов за бессрочное право на исполнение 20 песен «ГлюкʼoZы» и использование этого товарного знака. Но в 2023-м продюсер решил пересмотреть эту сделку, потребовав 25% доходов Ионовой. Во-вторых, певица заявила, что считает события последнего времени спланированной кампанией против себя, развернутой бывшим продюсером.

Ионова завершила свое заявление так: «Максим Фадеев много мне дал, я благодарна за наше прошлое, но и я, и моя семья в свою очередь были к нему чрезвычайно добры и щедры во многих-многих аспектах. Надеюсь, он найдет в себе силы просто остановиться и сконцентрируется на новых хитах и проектах, которых я ему желаю». Тон этой реплики значительно отличается от высказываний Фадеева о бывшей подопечной:

Манипуляции и вранье — как раз ее конек. Но я уже привык к нападкам тех, чья карьера состоялась благодаря мне и моей компании. И мне хотелось бы привести цитату, которую уже не раз озвучивал, она идеально подходит ко всем моим ситуациям с артистами: «Каждое создание будет ненавидеть своего создателя, ибо, когда смотрит в глаза его, будет понимать свою истинную сущность».

Спустя три месяца после красноярских событий, 21 октября, певицу, прилетевшую в Москву с телесъемок в Санкт-Петербурге, в здании аэропорта Шереметьево встретили сотрудники полиции. По словам Ионовой, ее пытались насильно подвергнуть медицинской экспертизе на предмет наркотического опьянения.

Артистка отказалась и вызвала адвоката, и в результате лишь заплатила пять тысяч рублей штрафа за отказ в освидетельствовании. На следующий день в телеграме она описала произошедшее, начав его с многозначительного напоминания: «Вы знаете ТОГО, КТО последние месяцы пытается меня уничтожить», — и добавила что «смотреть на эту кампанию „Глюкоза vs. наркоконтроль“ больше нет сил». В посте она заключила:

Сейчас мне тяжело, потому что я понимаю, что это не конец и мне придется еще бороться. Не с законом, нет. С человеком, который закон не уважает и пытается его подчинить себе.

Версию о том, что против Ионовой развернута спланированная травля, поддержала и Ксения Собчак:

Я, к сожалению, не могу вдаваться в детали, но знаю, в какие высокие кабинеты ходил жаловаться один там продюсер на «наркоманку, которая позорит его и поет песни для детей», чтобы вызвать отдел по наркотикам. Все это — гнусная ложь, цель у которой одна — отжать бренд, за который ему уже все давно заплатили.

Фадеев, хоть и не был назван ни в одном из текстов по имени, отреагировал на эти слова встречным заявлением, уверяя, что к задержанию непричастен и, напротив, ждет от певицы и ее мужа извинений — а иначе все же пойдет в суд и запретит Ионовой использовать псевдоним, чего он еще не успел сделать, так как его «отговорили».

Я буду вместо нее

Интересно, что агрессивные заявления гуру отечественной поп-музыки, шквал насмешек сетевых комментаторов и негативное отношение консервативной части интернет-сообщества не заставили Ионову поступить так, как это часто происходит в последнее время в российском публичном пространстве. Она не принесла извинений, не отправилась в Донбасс и не надела водолазку.

Вместо этого Ионова решилась на радикальную смену своего образа и звука — причем в сторону, которая в глазах большой части российской аудитории может только укрепить мнение о ее «злоупотреблении» (стереотипное восприятие клубной культуры, к которой обратилась Ионова, связано именно с такими ассоциациями). Вероятно, немногие из прежних поклонников Глюкозы смогут понять, о каком это гиперпопе рассказывает в интервью Наталья Ионова; в то же время, это может оценить молодая публика в возрасте ее дочерей.

Развернуть

Судя по интонации своих публичных заявлений, Ионова, кажется, не хотела этой битвы, но реальность подтолкнула в нее вступить. Пришлось сделать шаг — дискомфортный и рискованный для любого артиста: выйти из матрицы, когда-то созданной для нее не просто продюсером, но «создателем», как небезосновательно именует себя Фадеев — почти отеческой фигурой.

Пожалуй, дело даже не в том, что ребрендинг Glukoza, новый образ Ионовой и ее новые песни — неожиданный жест против косности и патриархата, доминирующих в российском обществе и поп-культуре. Есть изящество в цельности и последовательности образа: кажется, что нарисованная в 3D отвязная «девочка с доберманом», олицетворением которой 16-летняя Наташа стала много лет назад, поступила бы в этой ситуации так же.

Александр Великанов — младший

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.