Церемония открытия 33-й летней Олимпиады, которая прошла в Париже 26 июля, оказалась необычной не только из-за места проведения (это было первое подобное представление на реке, а не на стадионе), но и по своему посылу. Режиссер Тома Жолли создал современное, инклюзивное шоу, где протагонистами стали спортсмены. Критик Анна Павлова коротко подводит итоги события, о котором уже три дня спорят политики, публичные персоны и простые зрители.
Послушать этот текст можно на «Радио Медуза»
Эта Олимпиада — помимо прочего, личный проект президента Франции Эммануэля Макрона, который сейчас переживает не самые простые времена: на недавних парламентских выборах его партия достигла самого слабого результата в своей истории. Достойно открыть Игры через день после того, как стало известно, что Франция в 2030 году примет еще одни — зимние, во Французских Альпах, — было делом чести для Макрона, который все еще возглавляет страну.
Однако никто и предположить не мог, что открытие Олимпиады станет настолько внятным политическим высказыванием. Впрочем, когда парижские власти несколько лет назад заявили о своем намерении провести церемонию прямо в городе, стало ясно, что она будет как минимум необычной.
Удивительным в этом открытии было все. Вместо традиционного парада атлетов — регата на туристических корабликах по Сене, во время которой спортивные делегации, от греческой до французской, проплыли шесть километров от Аустерлицкого моста до моста Йена, чтобы оказаться на площади Трокадеро и у подножия Эйфелевой башни. Вместо шоу на стадионе — сайт-специфическое действие по всему городу, с дымом в цветах французского триколора, обезглавленными Мариями Антуанеттами в окнах бывшей тюрьмы Консьержери, модным дефиле на пешеходном мосту Дебийи и воздушным шаром с олимпийским огнем, взлетающим над садом Тюильри в финале церемонии.
Официальные выступления, конечно, тоже были: речи Тони Эстанге, главы оргкомитета Игр, и Томаса Баха, председателя Международного олимпийского комитета, длились в общей сложности минут пятнадцать. Остальное время заняли номера трех тысяч музыкантов, перформеров и танцовщиков, поставленные Тома Жолли под изобретательный саундтрек Виктора ле Масна.
Обычно организаторы церемоний ограничиваются одной-двумя звездами, но в парижском открытии участвовали около 20 популярных исполнителей: представители самых разных жанров, от рока и рэпа до классической и поп-музыки. В том числе — Ая Накамура, Леди Гага, Якуб Юзеф Орлинский, Софьян Памар, Филипп Катрин и даже Селин Дион, которая в завершение церемонии спела знаменитую песню Эдит Пиаф «Lʼhymne à lʼamour». Дион выступала на публике впервые с 2020 года, когда у нее обнаружили синдром ригидного человека.
Наконец, нетипичной была и эстафета олимпийского огня: факел передавали не менее тридцати раз. И это были спортсмены разных возрастов и специализаций: от старейшего французского олимпийского чемпиона, столетнего велогонщика Шарля Костеса, победившего на Играх в 1948 году, до футболиста Зинедина Зидана.
Также факел несли теннисисты Рафаэль Надаль, Серена Уильямс и Амели Моресмо, гимнастка Надя Команечи, легкоатлет Карл Льюис, баскетболист Тони Паркер, пловец Ален Бернар. Пока наконец трехкратные олимпийские чемпионы — дзюдоист Тедди Ринер и легкоатлетка Мари-Жозе Перек — не зажгли огонь на воздушном шаре. Спортсмены чуть ли не впервые в истории оказались в центре всей постановки: обычно шествие атлетов и эстафета олимпийского огня — довесок к шоу, но Жолли построил все представление вокруг регаты — так, чтобы участники Игр постоянно оставались в центре внимания.
Paris 2024 Historic Olympic Opening Ceremony: Lady Gaga, Celine Dion, Gojira & MORE 😍 #Paris2024
Eurosport
Впрочем, культура и история Франции тоже стали важными лейтмотивами церемонии. Для части программы под названием «Женское общество» — где меццо-сопрано Аксель Сен-Сирель исполняла «Марсельезу» на крыше Большого дворца — художники создали десять статуй женщин, оставивших след в истории Франции. После Игр скульптуры останутся в Париже, где сегодня насчитывается 260 статуй известных мужчин — и всего 40 статуй женщин.
Неслучайно эта церемония у многих (в том числе французских правых и российских пропагандистов) вызвала раздражение — с ее явной антиклерикальностью, акцентом на феминизме и подчеркнутым неприятием ханжества. Не говоря уже о гендерном, национальном, возрастном разнообразии и множестве сексуальных образов, от трогательно-ироничного ménage à trois до роскошных дрэг-королев.
Это открытие под сильным дождем войдет в историю не только как одно из самых прогрессивных или экологичных, но и попросту человечных (не будем забывать, что в Олимпиаде участвует команда беженцев, а количество атлетов женского и мужского пола впервые в истории сравнялось). Кажется, что столь красочное, немного «ламповое» представление, очевидно предназначенное для массового зрителя, повторить будет непросто.
Работа Тома Жолли — в первую очередь о том, какими разными бывают люди. Стереотипы больше не работают. И это все еще провоцирует людей на ярость и неприязнь; впрочем, как и на восторг — у благодарной части публики. Жолли работает на поле постдраматического театра, где основное, если не главное, — свобода интерпретаций, когда каждый зритель может трактовать увиденное по-своему.
Читая не прекращающиеся третий день дискуссии о церемонии открытия, понимаешь, что Жолли своего добился: умному и тонкому режиссеру удалось поставить шоу с элементами политического перформанса, тем самым вольно или невольно спровоцировав всех ретроградов мира на высказывание и саморазоблачение.
Еще одна Олимпиада во Франции
О том, что XXVI Зимние Олимпийские игры состоятся во французских Альпах, было объявлено 24 июля на 142-й сессии МОК в Париже.
Феминистский акцент в церемонии открытия Олимпиады
В сцене «женское общество» на церемонии открытия «Марсельезу» исполнила меццо-сопрано Аксель Сен-Сирель. Для этого эпизода были изготовлены 10 статуй женщин, которые оставили след в истории Франции: Алисы Миллиа, Жизель Халими, Симоны де Бовуар, Олимпии де Гуж, Полетт Нардаль, Жанны Барре, Луизы Мишель, Кристин де Пизан, Алисы Ги и Симоны Вейль. Самое интересно, что после Игр статуи останутся в Париже, где на сегодняшний день насчитывается 260 статуй известных мужчин и всего 40 статуй женщин.
Что это за женщины?
Алиса Миллиа, Жизель Халими, Симона де Бовуар, Олимпия де Гуж, Полетт Нардаль, Жанна Барре, Луиза Мишель, Кристин де Пизан, Алиса Ги и Симона Вейль.
Дрэг
Традиционно — искусство перевоплощения артиста в утрированно феминный образ. Но сегодня дрэгом занимаются не только мужчины. Кроме того, существует небинарный дрэг, отвергающий деление на мужское и женское.
Дрэг прочно ассоциируется с гей-культурой и ЛГБТК-сообществом. Дрэг-артистов, которые примеряют феминные образы, называют дрэг-королевами или дрэг-квин.
Кто из французских правых критиковал церемонию?
Французский политик Марион Марешаль, депутат Национального собрания страны от правоконсервативной партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен и депутат Европарламента от национал-консервативной партии «Реконкиста», призвала в соцсети X не ассоциировать шоу с Францией.
А из российских пропагандистов кто?
Как пишет издание Sports.ru, в передаче «Вести» на канале «Россия» посвятили открытию отдельный сюжет. Вот цитата из него: «Позор и катастрофа. Церемония открытия летних Олимпийских игр в Париже под шквалом критики».
Тома Жолли
Французский режиссер, создатель компании La Piccola Familia, которая занимается политическим театром. Один из его самых известных проектов — 18-часовой «Генрих VI» по хронике Шекспира, показанный в 2014 году на престижном Авиньонском фестивале. В том же 2014 году Жолли поставил в московском «Гоголь-центре» спектакль «Арлекин», повторив одну из своих работ для La Piccola Familia.
О чем речь?
Во время выступления дрэг-артисты сделали отсылку к «Тайной вечере» — участники шоу сели за стол в тех же позах, что и двенадцать учеников Иисуса Христа на фреске Леонардо да Винчи. Часть зрителей увидела в этой сцене высмеивание религиозных символов и неуважение к христианству. Позже организаторы Олимпиады извинились за это решение.
Постдраматический театр
Театр, для которого рассказать историю — не первостепенная задача. Текст и сюжет в таком театре не играют ключевой роли, как в драматическом. Постдраматический театр появился во второй половине XX века, среди его главные представителей сегодня — режиссеры Роберт Уилсон, Хайнер Гёббельс, Ромео Кастеллуччи.
Сайт-специфическое искусство
Произведение искусства, которое создано для конкретного места и не может быть воспроизведено где-то еще. Как правило, этот термин применяют к инсталляциям, арт-объектам и спектаклям.
Как Мария Антуанетта связана с Консьержери?
Революционные власти держали французскую королеву Марию Антуанетту именно в этой тюрьме-замке.
Виктор ле Масн
Французский композитор-электронщик, один из создателей электро-поп-дуэта Housse de Racket.
Синдром ригидного человека
Синдром ригидного человека (stiff person syndrome, также распространено название синдром мышечной скованности) — малоизученное заболевание, которое вызывает скованность и спазмы мышц в различных ситуациях, в том числе при стрессе. Причины возникновения синдрома неясны. Университет Джонса Хопкинса отмечает, что заболевание встречается у одного или двух человек на миллион. Лечение синдрома мышечной скованности включает в себя симптоматическую и физическую терапию.
Для сравнения, самая дорогая церемония открытия Игр, в Пекине в 2008 году, стоила 100 миллионов долларов.
Ménage à trois на церемонии открытия Олимпиады
На церемонии трое молодых людей в разноцветных костюмах целовались и исчезали за закрывающейся дверью. Ménage à trois, то есть «любовь втроем», — важный французский миф, который ассоциируется в том числе с кинематографом Франции и о Франции, например «Жюлем и Джимом» Франсуа Трюффо или «Мечтателями» Бернардо Бертолуччи.
Ая Накамура и другие музыканты — участники церемонии
Ая Накамура — французская певица малайского происхождения, исполнительница хита «Djadja»; на церемонии она спела свои самые популярные песни в сопровождении музыкантов из республиканской гвардии. Якуб Юзеф Орлинский — польский оперный певец; в Париже исполнил арию из оперы-балета Жана-Филиппа Рамо «Галантные Индии», сопровождая выступление жестами из брейк-данса. Софьян Памар — французский пианист, сотрудничающий с рэперами; аккомпанировал Жюльетте Армане во время исполнения «Imagine» Джона Леннона. Филипп Катрин — французский актер, певец и автор песен; на церемонии изображал бога Диониса — полуобнаженный и покрытый синей краской.