В Доме культуры «ГЭС-2» в Москве открылась выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» — о влиянии «Черного квадрата» на российское и мировое искусство. Ее курируют Зельфира Трегулова, уволенная из Третьяковской галереи в начале 2023 года, и Франческо Бонами — бывший куратор Венецианской биеннале. Рассказываем, каким получился «Квадрат и пространство» — и что этот проект может рассказать о сегодняшнем состоянии российских арт-институций.
Главную летнюю выставку «ГЭС-2» ждали не только из-за ее масштабов — хотя они действительно впечатляют: в экспозиции участвуют работы более 70 художников-классиков из множества собраний, государственных и частных. «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» — это первый крупный выставочный проект Зельфиры Трегуловой после ее отставки из Третьяковской галереи. Трегулова работала над выставкой вместе с критиком Франческо Бонами, который в 2003 году курировал 50-ю Венецианскую биеннале.
У Трегуловой и фонда V-A-C, управляющего Домом культуры «ГЭС-2», разные подходы к выставкам. Трегулова, которая одной из первых стала проводить в Москве выставки-блокбастеры, четко представляет, что нужно широкой публике. А V-A-C, основанный миллиардером Леонидом Михельсоном, критикуют как раз за недостаток демократизма и слишком элитарный взгляд на искусство. Причем критикуют и зрители, и профессиональное сообщество.
Кураторы выставки Зельфира Трегулова и Франческо Бонами
Кирилл Каллиников / РИА Новости / Sputnik / Profimedia
Каким директором была Трегулова
В августе 2021 года фонд поставил на отреставрированной Болотной набережной 12-метровую алюминиевую скульптуру Урса Фишера «Большая глина № 4» — увеличенную копию куска глины, который художник размял руками: она возмутила многих москвичей, но так и осталась стоять перед «ГЭС-2».
В декабре того же года российский куратор и теоретик современного искусства Виктор Мизиано упрекнул V-A-C в снобизме, поскольку те пригласили открывать дом культуры не «поп-звезду» вроде Такаси Мураками или Дэмьена Херста, а исландца Рагнара Кьяртанссона. «ГЭС-2 сообщала миру, что ее лидерская позиция настолько мощная, что она может позволить себе и небанальное открытие», — пересказывал Forbes слова Мизиано.
Главный герой новой выставки, Казимир Малевич, известен публике гораздо лучше, чем даже Херст или Мураками. Идея проекта заключалась в том, чтобы исследовать непрерывный диалог между «Черным квадратом», картиной-манифестом супрематизма, и последующими поколениями художников. Но, несмотря на наличие понятных и узнаваемых авторов, демократичный подход Трегуловой в этот раз кажется сомнительным.
Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2»
Артур Новосильцев / Агентство «Москва»
Как рассказала программный директор V-A-C Алиса Прудникова, на выставке можно насчитать около 270 изображений квадратов — они встречаются в живописи, графике и инсталляциях, так или иначе перекликаясь с главным экспонатом, картиной Малевича. Идею выставки логично поддерживают работы его современников-авангардистов — таких, например, как Эль Лисицкий и Ольга Розанова, героиня предыдущей большой выставки в «ГЭС-2».
Труднее связать с «Черным квадратом» масштабную композицию Иллариона Прянишникова «Общий жертвенный котел в престольный праздник», размещенную в начале экспозиции (буклет никак не объясняет выбор этой картины). Впрочем, на выставке есть и другой пример реалистической живописи XIX века, который действительно перекликается с авангардом, — это «Пейзаж. Степь» 1895 года, почти абстрактная картина Архипа Куинджи, где земля мягко переходит в небо. В экспозиции она сопоставлена с градиентным полотном «Тишина» советско-американского художника-нонконформиста Олега Васильева. Обе вещи куда ближе к пустоте «Черного квадрата», чем Прянишников.
Картина Иллариона Прянишникова «Общий жертвенный котел в престольный праздник» на выставке «Квадрат и пространство»
Кирилл Каллиников / РИА Новости / Sputnik / Scanpix / LETA
Соседство Куинджи и Васильева напоминает об одном из самых ярких музейных проектов последнего времени, к которому тоже была причастна Трегулова — о выставке 2021 года «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» в Третьяковке. Кураторы этого проекта включили в экспозицию работы современных художников, подчеркивая, что романтизм — вневременное течение и может обнаружить себя, например, в работах Николая Полисского или Билла Виолы.
Что происходит с искусством Николая Полисского сегодня
Трегулова и Бонами выбрали формальный подход, который упрощает восприятие выставки. Они не предлагают зрителю искать неочевидные концептуальные связи между работами — вместо этого, по замыслу кураторов, он должен сосредоточиться на более поверхностных вещах: повторяющихся сюжетах, геометрических фигурах и цветовых решениях. В этом смысле «Квадрат и пространство» напоминает проект французского куратора Жан-Юбера Мартена «Бывают странные сближенья», который тот сделал в Пушкинском музее в 2021 году: там зрители искали рифмы между предельно далекими произведениями мирового искусства — скажем, фотографиями Александра Родченко и японскими гравюрами XIX века. Эта выставка тоже работала формально — как гигантский ребус, который невозможно разгадать ни правильно, ни неправильно.
«Красная звезда и черный квадрат» Александра Юликова
Кирилл Каллиников / РИА Новости / Sputnik / Profimedia
«Белые одежды» Татьяны Баданиной
Кирилл Каллиников / РИА Новости / Sputnik / Profimedia
Объекты Вячеслава Колейчука и Франсиско Инфанте
Кирилл Каллиников / РИА Новости / Sputnik / Profimedia
Проблема кураторской концепции в том, что «Черный квадрат» в изобразительном искусстве — как гоголевская «Шинель» в русской литературе: из него выходит и модернизм, и постмодернизм. По большому счету эту выставку можно собрать из каких угодно работ XX века. Скажем, кураторы много пишут о метафизических поисках авторов — но такие поиски можно обнаружить едва ли не в любом произведении прошлого столетия.
Композиционную логику выставки, казалось бы, должна взять на себя архитектура: за нее отвечал Евгений Асс, работавший в том числе с Третьяковкой во времена директорства Трегуловой. Но с виду безупречные оси бордовых и серых массивных панелей оказываются лишь декорацией и не задают траекторию зрителю, а скорее дезориентируют его. Таким же неконструктивным выглядит деление выставки на разделы: их названия написаны на полу мелким шрифтом и практически не читаются.
С началом полномасштабного российского вторжения в Украину отечественные музеи учатся работать в условиях культурной изоляции. Среди них и «ГЭС-2», который, в отличие от «Гаража», не прекратил устраивать выставки. Журналистам и представителям профессионального сообщества выставка скорее понравилась: они хвалят кураторов, встроивших отечественный авангард в мировой художественный контекст, подчеркивают разнообразие работ и первоклассный список художников. Но очевидно, что создатели экспозиции избегали острых тем, благодаря чему «Квадрат и пространство» становится образцовой российской выставкой 2024 года. «Экспозиция всеми силами старается поддержать иллюзию, что все в мире и России так же, как и четыре года назад», — пишет у себя в фейсбуке искусствовед и арт-критик Сергей Хачатуров после визита в «ГЭС-2».
«Портрет Амбруаза Воллара» Пабло Пикассо
Кирилл Каллиников / РИА Новости / Sputnik / Profimedia
«Стена» Микеланджело Пистолетто
Кирилл Каллиников / РИА Новости / Sputnik / Profimedia
«Центр гравитации» Лихи Турджеман
Кирилл Каллиников / РИА Новости / Sputnik / Profimedia
Кураторы старательно собирали для проекта западное искусство XX—XXI веков, как будто российские границы по-прежнему для него проницаемы. Список художников в экспозиции действительно впечатляет: Фрэнсис Бэкон, Жан-Мишель Баския, Энтони Гормли, Герхард Рихтер — все это мировые звезды. Но эти работы, выставленные в «ГЭС-2», входят в собрание V-A-C и петербургского Музея Людвига — привезти их из-за рубежа сегодня было бы невозможно.
«ГЭС-2» изначально задумывался как культурная институция нового типа: в планах V-A-C все поражало — от архитектуры знаменитого Ренцо Пьяно до выставочных и образовательных программ. Конечно, к концу 2021 года, когда Дом культуры наконец заработал, в Москве уже существовал «Гараж», очень популярная институция с таким же профилем, но по заявленному масштабу «ГЭС-2» его явно превосходил.
Однако, как оказалось в феврале 2022 года, лишь через несколько месяцев после открытия, центра космополитичной культуры в просторном здании не будет. Сотрудники фонда стали заложниками российской политики: теперь они вынуждены пересобирать свои планы, так или иначе следуя официальной культурной повестке. А она явно ориентируется на отечественное искусство и диктует множество цензурных ограничений, игнорировать которые невозможно. Кураторам остается лишь балансировать между желаемым и дозволенным.
Супрематизм
Направление в искусстве авангарда, разновидность геометрической абстракции, созданное в 1915 году Казимиром Малевичем.
Супрематизм
Направление в искусстве авангарда, разновидность геометрической абстракции, созданная в 1915 году Казимиром Малевичем.
Такаси Мураками
Современный японский художник. Работает с образами популярной культуры — например, из аниме и манги.
Дэмьен Херст
Современный британский художник, один из самых известных представителей группы Young british artists. Прославился работами с чучелами животных в заполненных формалином аквариумах.
Рагнар Кьяртанссон
Современный исландский художник. Его перформансы похожи на театральные представления, но длятся гораздо дольше, а зрители могут приходить и уходить в любое время. Для «ГЭС-2» Рагнар сделал проект «Санта-Барбара» — реконструкцию съемочной площадки знаменитой мелодрамы. В Доме культуры собирались покадрово переснять около сотни серий «Санта-Барбары», но художник закрыл проект преждевременно — в знак протеста против российского вторжения в Украину.
Олег Васильев
Художник-нонконформист, живописец, один из самых значительных авторов неофициального советского искусства. Годы жизни — 1931–2013. Эмигрировал из СССР в США в 1990 году.
Николай Полисский
Современный российский художник, основоположник отечественного лэнд-арта — искусства, созданного для природных ландшафтов. Создатель арт-парка «Никола-Ленивец» в Калужской области и фестиваля «Архстояние».
Билл Виола
Современный американский художник, классик видеоарта, который привносит в него мотивы традиционной западной живописи.
Эль Лисицкий
Советский авангардный художник, архитектор и дизайнер. Годы жизни — 1890–1941. Одна из самых известных работ Лисицкого — плакат времен Гражданской войны «Клином красных бей белых», где художник использовал приемы супрематизма.
Ольга Розанова
Российская и советская авангардная художница. Годы жизни — 1886–1918. В 1917 году написала абстрактную картину «Зеленая полоса» — один из важнейших шедевров авангарда.
Жан-Юбер Мартен
Современный независимый французский куратор. Его выставки построены на пересечениях искусства самых далеких эпох, культур и направлений.
Евгений Асс
Современный российский архитектор и художник. Занимался реконструкцией здания нижегородского музея современного искусства «Арсенал» и московского парка «Музеон».
Фрэнсис Бэкон
Британский художник-экспрессионист, один из ключевых живописцев XX века. Годы жизни — 1909–1992. Бэкон писал искаженные человеческие тела.
Жан-Мишель Баския
Американский художник, один из первых стрит-артистов, получивших признание от арт-институций. Годы жизни — 1960–1988.
Энтони Гормли
Современный британский скульптор. Создает статичные человеческие фигуры из простых геометрических форм.
Герхард Рихтер
Современный немецкий художник, мастер абстрактной живописи.
Урс Фишер
Современный швейцарский скульптор. Работы Урса Фишера намеренно нарушают общепринятые представления о скульптуре. Например, в 2007 году он вырыл в полу нью-йоркской галереи яму, создав как бы «отрицательный объем» вместо традиционного «положительного». В серии «Большая глина» Фишер работает с привычным для скульптуры материалом — но намеренно не доводит процесс до конца, как бы обрывая его на середине.
Чем занимается Зельфира Трегулова после отставки?
Сейчас Трегулова — независимый искусствовед и сотрудничает с разными институциями. Например, она выступала научным консультантом выставки «Узбекистан: авангард в пустыне» о центральноазиатском модернизме, которую проводит в Венеции Центр изучения русского искусства при Университете Ка-Фоскари.
В «Гараже» по-прежнему нет выставок?
Нет — и формально не планируется. Однако осенью 2024 года музей начнет показывать работы из своей коллекции в формате открытого хранения — то есть без кураторской концепции, как на обычных выставках.