Julien de Rosa / AFP / Scanpix / LETA
истории

Пять лет назад сгорел Нотр-Дам Макрон пообещал, что восстановленный собор станет «красивее, чем когда-либо». За что теперь ругают реставрацию?

Источник: Meduza

Пять лет назад, 15 апреля 2019 года, в Париже загорелся Нотр-Дам-де-Пари. Сгорела кровля, рухнул 750-тонный шпиль, пострадали знаменитые гаргульи на фасадах и орган. Стоимость реставрации оценили в миллиард евро. Все это время собор восстанавливают — и вокруг каждого решения ведутся споры. Президент Франции Эммануэль Макрон и архиепископ Парижский хотят, чтобы в соборе были современные элементы, но представители духовенства и работники культуры протестуют. Кроме того, во время пожара расплавились тонны свинца — и городские власти не справились с токсичной пылью. Обновленный Нотр-Дам обещают открыть зимой 2024 года. Архитектурный журналист Ася Зольникова рассказывает, каким публика увидит восстановленный собор — и как его открытию мешали не только технологические проблемы, но и политические.


Как сгорел Нотр-Дам

Вечером 15 апреля 2019 года в соборе загорелась кровля. В 18:20 сработала пожарная сигнализация, но дежурный охранник фирмы Elytis, отвечавшей за безопасность собора (газета Le Monde приводит его инициалы — М. Д.), неправильно распознал сигнал тревоги. На экране системы безопасности появился код из нескольких цифр и надпись «чердак нефа/ризницы». М. Д. отправил смотрителя не в основное здание, а в мансарду примыкающей к нему ризницы.

Ошибку обнаружили через 25 минут, когда огонь охватил сотни квадратных метров чердака — и только тогда вызвали пожарных. Еще через 35 минут 750-тонный шпиль обрушился с такой силой, что от удара все двери в храме захлопнулись — об этом рассказывала 27-летняя Мириам Чудзински, возглавлявшая группу пожарных, которые первыми вошли в здание. По ее словам, звук был такой, будто «гигантский бульдозер сбросил груду камней в контейнер для строительного мусора». 96-метровая конструкция проломила два каменных свода и разбилась. Нетронутыми остались бронзовые скульптуры апостолов на шпиле — по счастливой случайности их увезли на реставрацию за несколько дней до пожара. 

Пожар в Нотр-Даме

Hubert Hitier / AFP / Scanpix / LETA

Более 400 пожарных боролись с огнем 15 часов с помощью 18 шлангов и робота под названием «Колосс» (вот как это выглядело). Они серьезно рисковали жизнью: нужно было пробраться сквозь пламя к Северной башне, чтобы защитить ее деревянный каркас — если бы он загорелся, могли упасть колокола, самый большой из которых весит 13 тонн, а башня упала бы вслед за ним. При тушении огня пострадал один пожарный и двое полицейских, но никто не погиб.

Сгорела большая часть кровли, датированной XII—XIII веками (эта часть собора считалась одним из старейших сооружений Парижа). Пострадали знаменитые химеры и гаргульи на фасадах. Пламя не затронуло оргáны Нотр-Дама, но оба пострадали от воды во время тушения пожара. В малом органе в западной части собора удалось спасти только трубы. Большой орган получил незначительные повреждения, но его 8000 труб все равно собирали заново, чтобы убрать свинцовую пыль от расплавившейся кровли.  

Уцелели стены собора и обе башни, главный колокол и алтарь, а также святыни и произведения искусства, в том числе тринадцать «майских картин» — полотна XVIII века в боковых часовнях и трансепте. Один из витражей был поврежден обломками во время пожара, но ни один не был уничтожен. Кроме того, выжили пчелы, которые с 2013 года обитали в ульях на крыше собора.

Интерьер собора после пожара

AFP / Scanpix / LETA

Уже в день пожара прокуратура Парижа начала расследование и сразу исключила умышленный поджог. Основная версия — случайное возгорание, но однозначного мнения о том, почему это произошло, до сих пор нет. Точно известно, что огонь распространялся с мансарды у основания шпиля. Он мог вспыхнуть из-за короткого замыкания или халатности рабочих — в тот момент в соборе как раз реставрировали крышу и шпиль. На последнее указывают окурки, которые полиция нашла на строительных лесах. 

Нотр-Дам-де-Пари называют сердцем Франции. Именно перед ним находится нулевой километр, от которого отмеряют расстояние всех французских дорог. До пожара собор посещали 13 миллионов человек в год — почти в два раза больше, чем Эйфелеву башню. 

15 апреля 2019 года тысячи людей наблюдали с набережной Сены за тем, как храм исчезает в огне. Следующим утром более 90 ежедневных изданий во Франции и других странах вышли с кадрами пожара на обложках. Президент Эммануэль Макрон сразу поспешил заверить: Нотр-Дам восстановят за пять лет и сделают «красивее, чем когда-либо». 

Учитывая масштабы разрушений и сложность реставрации, многие отнеслись к этому обещанию скептически. Предстояло очистить от копоти и свинцовой пыли огромный готический ансамбль и воссоздать в нем все утраченное, в том числе сложнейшую кровельную систему, которую из-за масштаба называют «лес» (la forêt). Патрик Палем, представитель компании SOCRA, которая до пожара занималась реставрацией бронзовых статуй Нотр-Дама, оценивал сроки восстановления в 15–20 лет.  

Собор собирались открыть в пятую годовщину пожара, затем перенесли открытие к летним Олимпийским играм, которые пройдут во Франции с 26 июля по 11 августа 2024-го. В эти сроки реставраторы вновь не уложились, хотя к концу 2023-го они действительно многое успели. В январе на Нотр-Дам водрузили большой букет — традиционный знак того, что плотники закончили каркас кровли и самая трудная часть их работы позади. Незадолго до того, 8 декабря 2023-го, установили новый шпиль. Макрон присутствовал при этом (как и при всех ключевых этапах восстановления Нотр-Дама) — и сообщил, что собор откроют ровно через год, 8 декабря 2024 года. 

Сразу после пожара стоимость реставрации оценивали в миллиард евро и больше; тогда же запустили краудфандинговую кампанию, которая помогла собрать значительную сумму. 340 тысяч доноров из 150 стран отправили 846 миллионов евро. 300 миллионов из них пожертвовали французские миллиардеры Франсуа-Анри Пино и Бернар Арно, 50 миллионов — мэрия Парижа. Помощь также предлагали многие компании строительных материалов и реставрационные мастерские.

Архитектурные бюро со всего мира представили варианты восстановления собора. Сгоревший каркас кровли предлагали заменить цветным стеклом или ярко-розовой надувной мембраной, а на крыше сделать бассейн, оранжерею и даже «пентхаус Квазимодо», как в провокативном проекте венской архитектурной студии who cares?!.

Но эти идеи не пригодились. Большинство элементов Нотр-Дама восстанавливают в прежнем виде. При этом реставрацию активно критикуют за любые, даже точечные попытки встроить современное искусство и архитектуру в 860-летний шедевр.

Витражи 

Назвав дату открытия собора, Макрон заодно объявил конкурс на новые витражи. Их хотят установить в шести из семи часовен южного придела Нотр-Дама несмотря на то, что оригинальные стекла уцелели во время пожара — реставраторы лишь разобрали и расчистили их, устранили трещины и укрепили перегородки. Прежние витражи отправят в музей Нотр-Дама — его откроют на острове Сен-Луи рядом с собором. 

Световое шоу в английском Личфилде: изображения витражей Нотр-Дама проецируются на неф Личфилдского собора

Adam Hughes / SWNS / Scanpix / LETA

Президент ссылался на парижского архиепископа Лорана Ульриша, который обратился в Елисейский дворец с просьбой о новых витражах. Согласование необходимо, потому что архиепископия лишь арендует собор у государства (храм принадлежит властям Франции со времен Французской революции). По мнению Ульриша, реставрация Нотр-Дама немыслима без того, чтобы «оставить след этого события [пожара], этой эмоции, которая повлияла не только на Париж и всю Францию, но и на весь мир», — и витражи помогли бы увековечить пожар.

Сайт архиепархии Парижа приводит и такую цитату архиепископа: «Нотр-Дам — это собор XIII века, но это также собор, который тщательно переработан в XVI веке, бережно восстановлен в XIX веке, сохранен в XX веке и отреставрирован в XXI веке. По этим причинам имеет смысл добавить витражи, которые станут знаками нашего времени». 

Главный парижский собор действительно неоднократно перестраивали. Первый храм на острове Сите на Сене появился еще в VI веке, когда король франков Хлодвиг I перенес в Париж резиденцию из Лана. В 1163 году по просьбе епископа и ученого Мориса де Сюлли находящийся на этом месте романский храм начали перестраивать в готическом стиле. Полностью собор закончили лишь два века спустя, в 1345 году, — а затем на протяжении веков добавляли новые пристройки и украшения.  

В отличие от многих средневековых храмов, в случае с Нотр-Дамом известны имена архитекторов собора. Это Жан де Шелль, Пьер де Монтрей, Пьер де Шелль, Жан Рави, Жан ле Бутейе и Раймон дю Тампль, сменявшие друг друга в XIII—XIV веках. 

Париж около 1600 года. Гравюра Клода Шастийона

PHAS / Universal Images Group / Getty Images

Собор серьезно пострадал во время религиозных войн конца XVI века, прежде всего из-за нападений протестантов, считавших пышное убранство храмов одним из свидетельств разложения католической церкви. С 1708 по 1725 год под руководством архитектора-декоратора Роберта де Кота добавили множество элементов в стиле барокко, обновили алтарь с Пьетой — сценой оплакивания Христа. Несколькими десятилетиями позже сняли большую часть витражей, поскольку каноникам казалось, что внутри слишком темно. 

Во время Французской революции храм разграбили и осквернили якобинцы: в 1793 году средневековые статуи 28 царей Иудеи были обезглавлены на площади перед собором. Колокола, за исключением самого большого под названием Эммануэль весом 13 тонн, были переплавлены. В течение нескольких революционных лет Нотр-Дам использовался как хранилище для пороха. В конце XVIII века шпиль демонтировали, потому что он мог рухнуть. 

К XIX веку собор сильно обветшал и нуждался в реставрации. Во время июльской революции 1830 года бунтовщики еще больше повредили его и разрушили витражи. Парижские власти подумывали о сносе. Но популярность книги Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» 1831 года породила кампанию по реставрации храма. Для этого в 1844 году пригласили архитекторов Эжена Виолле-ле-Дюка и Жан-Батиста Лассюса, которые ранее отвечали за восстановление парижской часовни Сент-Шапель

Взгляды Виолле-ле-Дюка на реставрацию сильно отличались от современных. Он считал, что задача реставратора — не вернуть зданию первоначальный вид, а привести его в некое идеальное «завершенное состояние». На практике это означало, что к историческому зданию могли добавить детали, которые подходили по духу и стилю, но не были изначальными в проекте.

Виолле-ле-Дюк предложил разместить на стенах знаменитых химер, большую часть гаргулий и другие элементы, которые составляют привычный образ Нотр-Дама. Эти статуи вдохновлены соборами Амьена, Шартра и Реймса, и по одной из версий, их создал Оноре Домье — знаменитый автор политических и социальных карикатур того времени. Тогда же, в середине XIX века, на Нотр-Даме вновь появился шпиль, утраченный в огне 2019 года.  

Химеры Нотр-Дама

Frédéric Soltan / Corbis / Getty Images

Лишь 8% из огромных витражей Нотр-Дама относятся к Средневековью. Это три больших окна-розы XIII века. Остальные появились в XVII, XIX и XX веках. Витражи, которые Ульриш предлагает демонтировать и заменить, относятся ко времени Виолле-ле-Дюка. Последние витражные окна создал в 1965 году французский витражист Жак Ле Шевалье.  

Заменить витражи просил в 2020 году и предшественник Ульриша, архиепископ Мишель Опети, при котором Нотр-Дам сгорел. Но Розелин Башло, министр культуры Франции до мая 2022 года, категорически отказалась, сославшись на Венецианскую хартию 1964 года — международный документ, в котором закреплены стандарты реставрации. Хартия предписывает сохранять все исторические элементы, однако служит лишь ориентиром — следовать ей необязательно. Видимо, теперь правительство Франции намерено пренебречь документом: сменившие Башло министры культуры, Рима Абдул-Малак, а затем и Рашида Дати, не высказывались против. 

Историки искусства и эксперты в области реставрации требуют сохранить оригинальные витражи на прежних местах: через два дня после заявления Макрона историк и редактор интернет-издания La Tribune de lʼArt Дидье Рикнер подал соответствующую петицию. В тексте сказано, что витражи потеряют всякий смысл вне собора, а в музее они займут слишком много места «без какой-либо пользы для публики». Политики не могут единолично распоряжаться наследием, которое принадлежит всему миру, настаивает Рикнер.

Кто дал главе государства мандат на переделку собора, который принадлежит не ему [президенту Франции], а всем? Современные витражи встраивают в историческую архитектуру, когда старые исчезают. Они не предназначены для замены уже существующих произведений. Эммануэль Макрон хочет отметить Нотр-Дам-де-Пари знаком XXI века. Но, возможно, не помешало бы немного скромности. Не из жестокости напомним, что этот отпечаток [XXI века] уже существует — это огонь.

На момент публикации этого текста петицию подписали 139 тысяч человек — когда число достигнет 150, Рикнер направит ее властям. Больше 33 тысяч собрала еще одна петиция на платформе городского активизма CitizenGo. Она содержит то же требование: сохранить витражи в неизменном виде. 

Чуть позже Рикнер сказал, что уместнее было бы заказать новые витражи для Северной башни собора, где установлены обычные стекла. В этом случае витражи сыграли бы «великолепную символическую роль» как дань уважения пожарным. Эту часть Нотр-Дама было особенно трудно и важно потушить — иначе могла рухнуть и башня, и остальные стены собора. 

Против замены витражей высказываются и другие искусствоведы, в том числе члены французской Академии изящных искусств. Мэривонн де Сен-Пульжан, бывший генеральный директор по наследию Министерства культуры Франции и исследовательница Нотр-Дама, осудила «беспощадную атаку» на собор и подчеркнула особую роль витражей в преломлении света:

Витражи очень важны для собора, особенно готического. Когда их убирают и заменяют, освещение меняется. Другими словами, меняется целое произведение искусства.

Впрочем, окна в Нотр-Даме не раз меняли и до пожара. В 1938 году на верхних этажах установили витражи двенадцати современных французских художников. Они заменили обычные стекла, которые появились при канониках в XVIII веке. Тогда в защиту этого решения выступал кардинал Вердье — он утверждал, что «собор, особенно такое национальное сокровище, как Нотр-Дам, — это не гробница и не музей». Но многие историки и архитекторы раскритиковали этот шаг, а с началом Второй мировой войны окна сняли, чтобы уберечь от бомбардировок. После войны, в 1966 году, в Нотр-Даме еще раз появились новые витражные окна — абстрактные произведения искусства создал витражист Жак Ле Шевалье. Это был последний раз, когда стекла кардинально меняли.

Жак Ле Шевалье делает витражи для Нотр-Дама в своей мастерской. 7 января 1965 года

Убедительную версию, почему сегодня исторические витражи так настойчиво хотят заменить, высказывает Барбара Дрейк Бем — старший куратор Департамента средневекового искусства нью-йоркского музея Клойстерс и кавалер французского ордена Искусств и литературы. В авторской колонке для The Wall Street Journal она пишет, что окна хотят убрать в шести из семи часовен южного придела. Сюжеты этих витражей не фигуративны — это так называемые гризайли с орнаментами (вот как они выглядят). Некоторые авторитетные специалисты, по словам Бем, характеризуют их как «малоценные», «скромные» и «скучные». В седьмой часовне находится окно XIX века с изображением Древа Иессеева — и его планируют сохранить.

«Для архиепископа, а также господина Макрона удаление остальных шести окон сравнимо со сменой обоев», — считает Бем и добавляет, что все же эти гризайли остаются «утонченными сокровищами», потому что они оттеняют средневековые окна-розы XIII века и делают собор гармоничным:

Пусть гризайли, уцелевшие в том ужасном пожаре, продолжают сиять в соборе. Гармонию света, неотъемлемой частью которой они являются благодаря Виолле-ле-Дюку, нельзя недооценивать. Он [свет] наполняет здание, воздействуя на посетителей своего рода магией, которая неизбежно затрагивает душу. Люди приходят туда просто как туристы, а уходят отмеченные Светом. 

Шпиль и крыша

Нет гарантии, что петиции и возражения искусствоведов изменят подход к восстановлению Нотр-Дама. Но предыдущий связанный с собором протест именно к этому и привел.

Сразу после пожара в 2019 году Макрон предложил заменить сгоревший шпиль более «изобретательной» и современной конструкцией, а не восстанавливать его по чертежам XIX века. Облик шпиля предлагали определить на конкурсе — через три дня после пожара об этом объявил французский премьер Эдуар Филипп. Среди участников были заметные современные художники — например, бельгиец Вим Дельвуа, известный своими интерпретациями готических конструкций. Однако многие специалисты по наследию высказывались против замены — по их мнению, она нарушила бы принципы консервации, одобреные ЮНЕСКО и ИКОМОС.

Против изменения шпиля выступал и главный архитектор реставрации Нотр-Дама Филипп Вильнев: «Я говорю, что должен, а правительство пусть решает само». Бывший начальник Генерального штаба Вооруженных сил Франции генерал Жан-Луи Жоржелен, ответственный за восстановление Нотр-Дама, в ответ на выпады Вильнева повелел ему «закрыть рот». Позже за генерала извинился министр культуры Франк Ристер, написавший в твиттере, что высказывания Жоржелина «неприемлемы».

После 15-месячной дискуссии шпиль все же решили восстанавливать в точном соответствии с чертежами XIX века — кровлю отстроили с той же дотошностью. Фредерик Эпо, специалист по средневековому плотницкому делу, который участвовал в восстановлении, назвал «идиотизмом» пятилетний срок реставрации, заявленный Макроном. По его мнению, бревна для кровли надо было сушить годами, а на строительство могли уйти целые леса.

Но это быстро опровергли: профессиональные плотники из организаций Charpentiers sans frontières («Плотники без границ») и бургундского замка Геделон сумели в точности воспроизвести средневековую конструкцию и отстроить каркас всего за несколько лет. 

Кран поднимает огромную дубовую раму для установки в Нотр-Даме

Christophe Ena / AP / Scanpix / LETA

На кровлю и шпиль ушло более тысячи вековых дубов из 200 лесов Франции. Их нужно было обязательно срубить до конца марта, пока не поднялся сок, иначе древесина была бы слишком влажной. Перед распилом на балки стволы сохли 18 месяцев. Их обрабатывали вручную с помощью топоров, выкованных кузнецом специально для этого.

В конце 2023 года 25 стропильных ферм, каждую весом по 7–7,5 тонны, перевезли на барже к острову Сите и подняли на собор лебедкой. Затем смонтировали шпиль с крестом и новым флюгером-реликварием в форме петуха (прежний сильно пострадал в пожаре и сейчас выставлен в Музее французских памятников в парижском дворце Шайо). Помимо реликвий, в него вложили пергамент с именами 2000 рабочих, архитекторов, мастеров и меценатов, которые участвовали в реставрации. 

В начале марта 2024 года с верхней части шпиля сняли леса. В официальном инстаграме реставрации Нотр-Дама конструкцию называют «шедевром столярного дела».

Интерьер

Куда радикальнее изменятся интерьеры Нотр-Дама. Пять главных элементов богослужебного убранства отольют из темной бронзы по проекту скульптора и дизайнера Гийома Барда. Он известен минималистичной инсталляцией на тему «Тайной вечери» в Сент-Мари-де-Ла-Туретт — доминиканском монастыре по проекту архитектора-модерниста Ле Корбюзье. Дизайн 1500 стульев для прихожан поручили Ионне Вотрен, новый реликварий с Терновым Венцом — архитектору и художнику Сильвену Дюбюиссону, причем последнего архиепископ Ульриш выбрал без предварительного тендера. 

В СМИ будущие интерьеры Нотр-Дама сочли смелыми, но единогласного одобрения они не получили: в соцсетях их называют «дизайном „Икеа“ 1970-х годов, недостойным создателей собора», видят в них отсылку к дому «Семейки Аддамс» и «воплощение упадка французской церкви». Тем не менее 13 июля 2023 года Французская национальная комиссия по архитектуре и наследию одобрила интерьеры именно в таком виде. 

Предыдущий, представленный в 2021 году проект интерьеров встретили еще хуже: их должны были переделывать по проекту священника Жиля Друэна, но отказались от этой идеи из-за слишком бурной реакции. Рядом с классическими произведениями Друэн предлагал разместить современное искусство, а на стены проецировать цитаты из Библии на разных языках, в том числе на мандаринском диалекте — перед пожаром в соборе отмечали особенно много туристов из Китая. Дарохранительницу и другие храмовые объекты собирались переставить, чтобы освободить больше места для посетителей — так они смогли бы заходить через центральный портал, а не через боковую дверь, как в прежние годы. 

Настоятель храма Патрик Шове счел, что все это сделает посещение памятника более приятным и поможет создать «диалог» между средневековой архитектурой и современностью. Но критики назвали эти перемены унизительными для собора, а также кощунственными и несовместимыми с католической традицией: газета Le Monde писала, что во Французской католической церкви разгорелись споры между «защитниками современности и экуменизма и приверженцами ностальгического консерватизма».

Авторитетный парижский архитектор и урбанист Морис Кюло, которого цитирует The Daily Telegraph, счел, что проект Друэна превратит храм в «политически корректный Диснейленд». 

То, что они предлагают сделать с Нотр-Дамом, никогда не случилось бы с Вестминстерским аббатством или собором Святого Петра в Риме. Это своего рода тематический парк, весьма детский и тривиальный, учитывая величие этого места… <…> Как мог священник самостоятельно выбрать внутреннее убранство собора, который принадлежит вселенскому достоянию человечества и восстанавливается на пожертвования со всего мира?

Позднее около 100 общественных деятелей Франции подписали открытое письмо под заголовком «Собор Парижской Богоматери: то, что пощадил пожар, епархия хочет уничтожить». Оно было опубликовано в консервативной французской газете Le Figaro. 

У проекта Друэна нашлись и сторонники — историк искусства Элизабет Лев в статье для The Washington Post отметила, что раньше собор был чрезмерно загроможден и его часовни были «мешаниной, которую туристы обычно обходили стороной», а в цитатах из Священного Писания на ведущих языках мира не может быть ничего плохого. Особенно в городе, где 20% жителей — эмигранты. 

«Шокирующая» очистка и токсичный свинец

Еще один спорный момент реставрации — способ очистки собора. Для этого на внутренние стены наносят латексную пасту — такой метод используют в исторических зданиях с 1990-х. Через несколько дней латекс отклеивают вместе со скопившейся пылью и копотью. По мнению главного архитектора реставрации Нотр-Дама Филиппа Вильнева, это сделает собор «сияющим». Жан-Луи Жоржелен, который до гибели в августе 2023-го отвечал за восстановление, сказал, что «после столетий забвения» интерьер будет в хорошем смысле «шокировать».

Реставрационные работы в соборе: очистка стен латексом и монтаж лесов

Между тем специалисты считают, что этот метод очистки может плохо повлиять на самочувствие посетителей и строителей. Схожий метод использовали при реставрации собора Святого Павла в Лондоне, и тогда у некоторых работников на стройке появилась аллергическая реакция, поскольку латекс содержал аммиак и ЭДТА. Однако в Rebâtir Notre-Dame de Paris, общественном органе по надзору за реставрацией собора, заявили, что составы с тех пор улучшились и надежнее защищают как здание, так и здоровье окружающих. 

Еще бо́льшие опасения вызывает материал, который всегда был частью Нотр-Дама, — свинец. В Европе крыши многих исторических зданий, в том числе храмов, покрывали и до сих пор покрывают именно этим металлом. Он прочный, гибкий и стабилизирует конструкции своим весом. В виде кровельных пластин свинец не опасен для здоровья. Но при высоких температурах он становится источником токсичного дыма и пыли.  

Именно это случилось 15 апреля 2019-го: 250 тонн свинца Нотр-Дама расплавились, осели на соборе и распространились по соседним районам Парижа. После пожара уровень свинца в сгоревшем здании в 1300 раз превышал нормы безопасности, а на крыше — в 2300 раз. При этом в первые месяцы рабочие, отвечавшие за разбор завалов, не носили защитных масок и перчаток, а после смены далеко не все дезинфицировали одежду, разнося пыль по городу. Прежде чем это попытались исправить, прошло три месяца: лишь в июле 2019 года Министерство культуры приостановило работы, чтобы обеспечить более строгие меры «в соответствии с запросами трудовой инспекции».

Свинец особенно опасен для беременных женщин, кормящих матерей и детей. В виде пыли он попал во многие общественные здания, в том числе школы, больницы и детские сады. Но проверять уровень тяжелых металлов в помещениях начали только через месяц после пожара, и далеко не везде; к дезинфекции района приступили через четыре месяца, показало расследование The New York Times. На острове Сите, где расположен собор, создали специальный центр для тестирования детей до семи лет (у 12 из них зафиксировали опасный уровень металла в крови) и беременных женщин. В остальных случаях для тестов люди должны были получить назначение врача. 

Результаты испытаний раскрыли летом 2019 года после публикаций в СМИ; представители мэрии в ответ оправдывались тем, что лишь следовали указаниям региональных и национальных агентств. Заммэра города Анн Суирис, отвечающая за здравоохранение, заявила, что «государство боялось напугать людей». В качестве еще одного контраргумента французские чиновники и эксперты говорили о том, что в Париже высокие показатели свинца не всегда можно объяснить пожаром, а результаты испытаний могут частично отражать более широкие проблемы, связанные с загрязнением. 

Политиков обвинили в том, что они пренебрегают здоровьем тысяч людей, чтобы отреставрировать Нотр-Дам в заявленные Макроном сроки. И даже спустя годы после пожара уровень тяжелых металлов не пришел в норму: в 2023 году пришлось временно закрыть пешеходную дорожку вдоль Сены и склеп под площадью Нотр-Дама, чтобы очистить их от свинцовой пыли.

Так выглядела крыша собора, пока на нее не установили шпиль

David Bordes / Rebâtir Notre-Dame de Paris

После этого экологические активисты, мэрия Парижа и профсоюзы выступили против дальнейшего использования свинца для восстановления крыши Нотр-Дама. Но к ним не прислушались — кровлю уже покрывают свинцом. Организация, которая отвечает за реставрацию, настаивает, что любой другой материал нарушит красоту средневекового ансамбля. 

В Нотр-Даме ежедневно работают около 500 человек. Они не только кроют крышу свинцом, но монтируют каменные нефы и хоры. Большой орган уже вернули в собор, вслед за ним должны вернуться скульптуры и другие произведения искусства. Министр культуры Абдул-Малак заявила, что, хотя совсем скоро собор откроют для публики, даже после открытия реставрация продолжится — ожидается, что как минимум в течение 2025 года. 

Ася Зольникова

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.