Алле Пугачевой — 75 лет. Сегодня ее слушают не только те, для кого это музыка молодости, но и те, кому 20 лет и даже младше. «Медуза» узнала у молодых фанатов артистки, за что они ее полюбили, как их ровесники относятся к этому увлечению — и как песни Пугачевой помогают им справиться с тяжелыми эмоциями в наше непростое время.
Катя, 20 лет
Мои музыкальные вкусы сформировали родители — что включают тебе в детстве, тем и проникаешься. От мамы мне досталась любовь к «Машине времени», «Секрету», The Beatles, а от папы — например, к группе «Сектор Газа».
Первый раз я услышала песни Пугачевой, когда мне было лет 13. Было такое шоу — называлось «Один в один!». Я пришла домой, увидела, как мама смотрит телевизор, а там, кажется, Юлия Савичева повторяла номер из «Рождественских встреч», где Алла Пугачева пела «Реквием» на стихи Цветаевой. Я решила посмотреть оригинал, и песня мне очень понравилась.
Поначалу я слушала ее ранние песни — из 1970-х, 1980-х. [Из концертных программ] «Рождественские встречи», «Женщина, которая поет», «Пришла и говорю». Кажется, это был самый трагический и драматический период творчества у Аллы. Эта лирика была мне близка, особенно на контрасте с тем, что слушали другие в моем окружении.
Из чего-то вечного моим ровесникам интересны были только The Beatles и Queen. Мне казалось, я слушаю что-то максимально несовременное. Переживала: «Я должна быть такой, как все! Как же мне влиться в тусовку?» Но я не скрывала от одноклассников свои вкусы — спокойно рассказывала, что мне нравится вот такая музыка или что я занимаюсь балетом, а не современной хореографией.
Песня «Реквием» у меня всегда ассоциируется с началом чего-то нового. «Самолеты улетают» — со временем, когда я переезжала из родного города в Петербург учиться и слегка переживала из-за этого. «Когда я уйду» включаю, когда мне тяжело, — она помогает мне плакать. Для вечеринок с друзьями выбираю песни повеселее, например «Позови меня с собой» и «Будь или не будь» — они ассоциируются у меня с праздником.
У Аллы Борисовны все тексты со смыслом — даже шуточные. Мне нравится, что она бывает абсолютно разной: лирической, трагической, веселой. Иногда она даже смотрит на мир с легкой издевкой. А главное, она никогда не боялась быть разной. И я считаю ее современной — даже несмотря на то, что она не гастролирует и не выступает: ведь ее слушают люди. Для меня исполнитель современен, если он находит отклик у людей здесь и сейчас.
Когда я узнала, что Алла Борисовна уехала из России, мое отношение к ней никак не поменялось. Я не думала ни «Ого, молодец!», ни, наоборот, «Блин, плохо». Мне не кажется, что она хайпанула на своем отъезде, она ведь долго молчала — просто все вокруг это заметили, ведь она очень публичный человек.
Знаю, что некоторые удивляются ее поведению в соцсетях, но точно не я: когда-то давно я видела видео, где она в шутку разговаривает от имени своих тапочек, и это было забавно. Каждый человек имеет право на свободу творчества и мысли, и Алла Борисовна как раз очень свободная, смешная в хорошем смысле и самоироничная.
Как бы ни старались отменить ее творчество здесь, в России, это вообще невозможно сделать, потому что оно уже на подкорке, это некий культурный код. Ее песни в мультфильмах, на которых все растут, — [например] пародия на ее «Айсберг» в «Ну, погоди!». Ее слова — в крылатых фразах, которые все используют: «Эй, вы там, наверху!» [из песни «Делу время»]. Даже если ты далек от музыки или слушаешь что-то совершенно другое, ты все равно ее знал, знаешь и будешь знать.
Алла Пугачева исполняет песню «Монолог» («Реквием»)
Аполлинариум: веб-библиотека искусств
Ульяна, 20 лет
Первое знакомство с Аллой Пугачевой — мы сидим с бабушками и слушаем на кассете ее песню «Одуванчик». Осознанно я включила ее песни лет шесть назад, когда ездила в летнюю школу по биологии — это был альбом «Зеркало души». Благодаря ему в голове остались очень теплые воспоминания о том лете. Если я хочу удариться в ностальгию по подростковому возрасту — включаю именно этот альбом. Среди моих друзей никто никого не шеймил за музыку, мы все время от времени слушали что-то старое. Хотя, конечно, со стороны парней бывало такое — кто-то, узнав про мои музыкальные вкусы, спрашивал: «Ты что, женщина бальзаковского возраста с тридцатью кошками?»
Наверное, Алла Борисовна сильно выбивается из моего плейлиста: листаешь, а там Type O Negative, «Гражданская оборона» и… Пугачева. Тот факт, что она там, что я искренне ее люблю и слушаю, — для меня [означает] принятие новой черты в себе. Просто для кого-то это будет Тейлор Свифт, а для кого-то Алла Борисовна. Не так давно мне морально помогла песня «Не отрекаются, любя»: на фоне происходящего в мире у меня разрушились отношения, и эта песня помогла мне пережить эмиграцию моего партнера.
Кажется, сейчас Пугачева снова стала модной: ее репостят, новости про нее — тоже, ее слушают, о ней говорят. Наверное, потому что она идет в ногу со временем: в моем окружении к ней точно относятся как к человеку, который не живет прошлым и прогрессивно мыслит.
Когда я узнала, что она уехала из России, подумала: «Ну молодец. Даст своим детям шанс на лучшую жизнь». Я думаю, она прекрасно знает, что значит не быть свободным, она уже пережила нечто подобное в Советском Союзе и вряд ли хочет подобного снова. Я ее понимаю.
«Не отрекаются любя» в исполнении Пугачевой
Алла Пугачева. Live!
Поля, 16 лет
Песни Пугачевой связаны для меня с жизнью в Москве, с детством. Они всегда возвращают в состояние спокойствия — особенно «Этот мир придуман не нами». Когда я ее слушаю, я перестаю себя накручивать и думать, что все плохое вокруг — в том числе моя ответственность. Если бы я встретила человека своего возраста, который никогда не слышал песен Пугачевой, кроме «Миллиона алых роз», и захотела познакомить с ее творчеством — я бы включила именно эту песню.
Я стала всерьез слушать Аллу Борисовну, когда мы с семьей переезжали из Москвы в другую страну в марте 2022 года. В этот период я пересмотрела отношение ко многим российским артистам и кое-кого удалила из плейлистов, например «Зверей» — просто стало неприятно слушать, не получалось абстрагироваться от контекста. А вот к творчеству Пугачевой, наоборот, во многом потянуло как раз из-за ее антивоенной позиции.
Не могу сказать, что многим моим ровесникам нравится такая музыка. Конечно, если меня спросят, что я слушаю, я отвечу немного в формате шутки, потому что иногда встречаю реакцию из разряда «это слушает моя бабушка». Но я искренне не понимаю, как можно не любить ее песни, потому что они почти все про любовь — и, получается, вне времени. Они ведь очень жизненные, разве нет?
Так как я больше в России не живу, для меня эти песни еще и во многом про дом. Когда мы уезжали, было морально очень тяжело. Запомнилось, как умная колонка нон-стоп проигрывала нам песни Пугачевой и никто из семьи их не переключал. Если бы у меня была возможность поздравить Аллу Борисовну лично с днем рождения, я бы пожелала ей три вещи — здоровья, давать новые концерты и вернуться домой. Всем нам вернуться, конечно. Я думаю, что такое будет возможно однажды.
Пугачева поет «Этот мир придуман не нами»
Советское телевидение. Гостелерадиофонд
Лана, 20 лет
Моя бабушка — большая фанатка Аллы Пугачевой, они родились в один год. Из бабушкиного радиоприемника я, собственно, и услышала первый раз эти песни. Еще из детства помню момент, когда мы с мамой ехали из больницы и на магнитоле два часа без остановки играла песня Аллы и Максима «Громоотводы» — и мы выключили ее только потому, что я решила, что эти двое «устали ее петь для меня без остановки».
В 2018 году, когда я была в девятом классе, был какой-то тренд в соцсетях с песнями Пугачевой, после чего я придумала себе традицию, что перед каждым экзаменом по утрам буду слушать ее песни. В итоге до сих пор так делаю — помогает собраться.
Еще одно теплое воспоминание, связанное с Пугачевой, — из поездки с родителями в Грузию. Мы тогда проезжали Тбилиси, и я узнала, что песня «Миллион алых роз» посвящена истории грузинского художника [Нико Пиросмани] и его любви к одной женщине [актрисе Маргарите де Севр], это было так трогательно. Я знаю, что у нее сингл вышел недавно, мы его слушали с друзьями. Я думаю, Алла Борисовна у меня в плейлисте не только из-за детской ностальгии — у ее песен красивые смыслы, а у нее самой манящий голос.
Мне так жаль, что она уехала. Мне кажется, то, что сейчас пытаются сделать с ее наследием в России, максимально неправильно. Если ее все-таки признают «иноагентом», это будет равносильно тому, чтобы признать абсолютную слабость самого режима, который боится всего. Такие люди, как она, должны быть неприкосновенными. Если признают незаконным беззубый протест, который выражается в любви к ее песням, я, конечно, этого не пойму.
Алла Пугачева была рок-звездой Союза и всегда была остра на язык. Лично для меня она остается рок-звездой и сейчас — я восхищаюсь ее свободой. Думаю, не только я. Ее песни — такая же классика для нас, как для американцев песни Луи Армстронга, например. Так что молодые люди будут слушать их всегда. Она достаточно талантлива, чтобы быть бессмертной.
«Арлекино» Аллы Пугачевой
Музыка на советском телевидении
Михаил, 21 год
Наверное, первой песней Пугачевой, которую я запомнил, была «Опять метель» — ее я услышал в детстве, и Пугачева тогда, кажется, еще выступала. Лет в 15 я начал понемногу открывать ее для себя — например, из-за трендов в соцсетях — и полюбил ее песни уже осознанно.
Удивительно, но она была достаточно популярна среди моих друзей, так что я много ее слушал, в том числе почти неизвестные вещи. Например, я обожаю песню «Озеро надежды» — она редко где-то мелькает, а мне в свое время помогла пережить тяжелое расставание. Отдельно люблю «Этот мир придуман не нами» — у меня она ассоциируется с началом войны, особенно благодаря музыкальной заставке одной из программ Екатерины Шульман.
Абсолютно точно считаю Аллу Борисовну музыкальной иконой: она одной из первых в Советском Союзе начала двигаться на сцене, взаимодействовать с публикой, чего раньше никто не делал. Была такая живая, полная энергии и ни на кого не похожая! Не вижу ничего стыдного в том, чтобы открыто говорить, что я ее слушаю — если придется к слову, то, конечно, скажу об этом своему собеседнику.
Мне кажется, ее песни вне времени, они не отсылают к какой-то конкретной эпохе. А любить ее самые популярные песни, как «Миллион алых роз», вообще достаточно конвенционально.
Для меня песни Пугачевой — про грусть сильного человека. Я бы сравнил Аллу Борисовну с Ланой дель Рей: они обе проницательные в своем творчестве, грустные, но невероятно сильные люди, которые все преодолевают и рассказывают о своих преодолениях в песнях.
Не могу сказать, что Пугачева задает тон или, наоборот, как-то выбивается из исполнителей, которых я слушаю, потому что слушаю я много что: у меня проскакивают и треки Инстасамки, и какие-то старые песни с «Евровидения». Если бы мне встретился кто-то, кто ничего не слышал у Аллы Борисовны, я бы включил ему песню «Арлекино». Она универсальная: и смешная, и грустная, и зажигательная, и глубокая. Мне нравится, как в текстах у Аллы Борисовны простые идеи сочетаются с глубокими, меткими метафорами, — вот как в «Арлекино»!
Вижу, как [в России] стараются отменить ее творчество, и, увы, это вполне возможно. Если в инфополе будут акцентировать внимание на какой-то грязи, активизируются те, кто всегда Алле Борисовне завидовал, а пропаганда просто расчешет это, как укус насекомого, то, вероятно, любить ее в России станут чуть меньше. Но до конца отменить ее просто не получится, потому что у нас в принципе не сильна культура отмены.
Ну вот, например, объявят ее «иноагентом», и что? Люди-то не станут ее слушать меньше, чем раньше. Возьмите хотя бы пример Верки Сердючки. Если Пугачеву объявят «иноагентом», она просто станет одним из символов прекрасной России будущего, ее песни все равно будут вести нас к свету. Когда все это закончится, она останется примером, показавшим, что пережить можно многое. Я бы пожелал ей в этот день рождения оставаться молодой, быть все такой же зажигалочкой и верной самой себе, потому что мы именно это ценим в ее творчестве и в ней самой.
Пародию?
Катя вспоминает выступление Юлии Савичевой на шоу перевоплощений «Один в один» в 2013 году. Оно подавалось скорее как оммаж, нежели как пародия.
Как долго?
Алла Пугачева впервые выступила против войны 18 сентября 2022 года. 10 октября она рассказала в инстаграме, что уехала в Израиль.
О чем речь?
Скорее всего, Поля имеет в виду поездку Ромы Зверя (Романа Билыка) на оккупированные Россией территории Украины и песню, в которой он отвечал противникам войны, критиковавшим его за эту поездку.