По данным ЮНЕСКО, в ходе полномасштабной войны российские войска уничтожили или повредили около 300 объектов культурного наследия Украины — музеев, мемориалов, церквей, театров и библиотек. В самой России развернулась борьба с памятью о репрессиях: мемориалы демонтируют и повреждают по всей стране, а в новом учебнике истории СССР называют «демократическим государством». Немецкий историк и культуролог Алейда Ассман больше 30 лет изучает проблему культурной памяти, она автор нескольких книг о мемориальной культуре. «Медуза» узнала у Ассман, почему диктатурам так важно бороться с прошлым и правда ли, что можно заставить целую страну его забыть.
— Последние полтора года в России массово уничтожают памятники и мемориалы. В девяти регионах повредили или полностью снесли памятники репрессированным полякам и литовцам, стали пропадать мемориальные таблички «Последнего адреса», со стены Крестовской тюрьмы в Петербурге исчезла мемориальная доска с цитатой Анны Ахматовой. Была ли подобная практика в других странах?
— Памятники сносят, когда меняется «режим памяти». Я различаю два — героический и негероический. В центре героической памяти — жертвы-мученики, они являются частью политики гордости [за нацию] и могут быть выгодны властям. Совсем иначе обстоит дело с негероической памятью. Она требует совершенно иного восприятия — такого, которое позволит осознать страдания и преступления, за которые вы [как нация] несете ответственность. [От России] это потребовало бы полной трансформации режима памяти.
В России такой «самокритичный» режим пытались создать в 1990-е годы основатели «Мемориала» — Андрей Сахаров, Сергей Ковалев, Лев Копелев и другие великие интеллектуалы. За этим последовали почти три десятилетия работы «Мемориала» и открытие памятников [репрессированным] по всей стране. Сейчас власти нетерпимы к этим местам памяти: одним из признаков этого стал официальный запрет «Мемориала» в конце 2021 года.
— Сложно ли будет восстановить все, чего добился «Мемориал», если власть сменится?
— Думаю, нынешняя власть в России очень сильна и способна уничтожить все, что противоречит ее ценностям. Мрачным последствием закрытия «Мемориала» стало быстрое исчезновение целой системы работы с памятью, которая складывалась десятилетиями.
Память о жертвах может быть полностью стерта. Оруэлл [в романе «1984»] вполне реалистично описывал то, как свидетельства могут уничтожаться, а информация — корректироваться. Впрочем, у нас есть цифровые архивы, и их не так просто уничтожить, ведь их можно копировать и сохранять практически где угодно. Часть работы, проделанной «Мемориалом» и другими активистами, хранится именно в таком формате. Так что [негероический режим памяти] можно будет восстановить.
— Как вы считаете, могут ли поддержка войны среди россиян и атомизация общества быть следствиями уничтожения культуры памяти?
— Тут дело не столько в культуре памяти, сколько в восприятии реальности. Тот же Оруэлл показал, как [при диктатуре] рушится вся концепция реальности. Именно это происходит сейчас — причем не только в России, но и во всем мире — из-за дезинформации и силы информационного потока в социальных медиа.
Чувство связи с реальностью необходимо для [построения] демократии. Диктатурам важно контролировать то, как общество ощущает реальность, а демократии стараются сохранять и поддерживать в людях стремление к проверке фактов, желание понять, что подлинно, а что нет.
Это основа политики памяти — насколько доступна людям реальность, в курсе ли они происходящего, могут ли проверить факты и отстоять свое право на проверенную информацию. Если общество не ищет правду и не проверяет реальность, оно впадает в полную зависимость от картины мира, получаемой сверху.
Я не выступаю против любой картины мира, исходящей от власти: она есть и у нас в немецком режиме памяти. Но методы восприятия реальности не должны целиком поступать от правительства. Вам нужно дополнять их из низовой культуры.
— В России одновременно с милитаризацией общества растет популярность Сталина, ему устанавливают памятники и бюсты. По мнению некоторых историков, это происходит, потому что наследие СССР не осмыслили должным образом. При этом в некоторых странах Европы — например, в Италии, Франции, Германии и Австрии — сейчас фиксируют рост правых настроений. Почему это происходит?
— Американский историк Джордж Мосс считал, что Первую мировую войну в каком-то смысле не удалось закончить [и она продолжила влиять на европейцев]. Поэтому возникает вопрос: как правильно завершать войны или диктатуры?
Трудно провести финишную черту, сказать, что с диктатурой покончено и мы начинаем все заново. [После Второй мировой войны] Германии это удалось — она полностью отреклась от нацистской идеологии, ФРГ начала строить немецкую идентичность с нуля. А вот после воссоединения с ГДР покончить с [коммунистической] диктатурой было уже гораздо сложнее. Аргумент против [отречения от коммунизма] был в том, что в ГДР делалось «так много хорошего» и не надо отвергать память о ней целиком. В результате должным образом разобраться с наследием диктатуры не получилось. Образовались две группы людей с разными воспоминаниями: те, кто извлек из жизни в ГДР выгоду, сегодня ностальгирует по ней; для тех, кто пострадал от коммунистического строя и выступал против него, ГДР — преступная система.
Во Франции не так много разногласий [о наследии Второй мировой войны], потому что [современная] Франция считает себя наследницей Сопротивления, а не режима Виши. Активных сторонников [Анри-Филиппа] Петена нет.
Что касается других упомянутых вами европейских государств, то мы видим драматичные случаи преемственности режимов и можем сказать, что диктатура там не закончилась должным образом. В Италии до сих пор у власти две партии — консервативная и ультраправая. В Испании все еще очень заметно наследие Франко — и это напрямую связано с его мемориальной политикой. Он выстроил нарратив победы в гражданской войне, памятники и монументы на эту тему возводили по всей стране. При этом вы не найдете [в Испании] никаких следов республиканской истории — Франко уничтожил их. А затем, когда в 1970-х страна пришла к демократии, общество заключило Пакт о забвении: не было явного отречения от прошлого, потому что никто не захотел о нем говорить. Сам пакт просуществовал недолго, в 2000-х с ним покончили с помощью «Закона об исторической памяти». Получается, к этой памяти вернулось уже третье поколение после Франко.
То есть нельзя просто подавить память и запретить ее. В условиях демократии она снова всплывет на поверхность. И власти придется с этим смириться.
Положить конец диктаторскому режиму во многом помогает соответствующая мемориальная культура — она должна стать интересом всей нации, ее стоит закладывать в школах, обсуждать в медиа и прививать обществу.
Сейчас существуют страны, где культура памяти развита слабо и где требуется то, что я называю «актом исправления». Я думаю об этом «ремонте» как о форме компенсации ущерба: если та часть общества, которая сейчас замолчала, получает возможность включить свою точку зрения в культуру памяти, то нарратив о прошлом может стать более всеобъемлющим и близким к исторической правде.
— Хотя в Германии после воссоединения проводили политику сохранения памяти о военном и послевоенном периодах, выросло новое поколение, в землях бывшей ГДР набирают популярность праворадикальные группы — например, «Альтернатива для Германии». Чем это можно объяснить?
— Думаю, это связано с западногерманской концепцией Востока. Недавно вышла книга «Восток: западногерманское изобретение» Дирка Ошмана, профессора из Лейпцига. Он говорит, что в Германии установилась традиция неосознанной дискриминации Востока: более 30 лет мы [в Западной Германии] смотрели на него свысока. Каждое заявление в уважаемых СМИ с международной репутацией фактически демонизировало Восток.
Это негативное освещение Восточной Германии — очерняющее, унижающее Восток — имело кумулятивный эффект системной дискриминации. Такая дискриминация разрушает достоинство и самооценку группы. Она работает против унификации и интеграции и создает долговременный и опасный разрыв, который имеет неприятные последствия. Ошман доказывает в своей книге, что в этой дискуссии на карту поставлена наша общая демократия: эта застарелая дискриминация может подпитывать разрушительные экстремистские взгляды.
Однако большинство западных немцев не разделяет его точку зрения. Они говорят: о, к чему все эти причитания, все же в порядке! Они не вникают в суть проблемы. С этим нужно работать, устранять непонимание.
— Бывший министр обороны Украины Алексей Резников говорил, что в случае поражения России в российском обществе появятся реваншистские настроения. В этой связи часто вспоминают поражение Германии в Первой мировой, которое привело к росту национализма и приходу Гитлера к власти. Может ли политика сохранения памяти спасти от реваншизма?
— Реваншизм — это преднамеренная политика ненависти и часть политики гордости, основанной на переживании стыда и унижения. Это очень глубокое чувство, это не только горечь поражения. Можно сказать, [после поражения] разрушается само чувство идентичности, и его приходится строить заново. Нации нужны эмоции, которые помогут преодолеть катастрофу. Единственный способ [в соответствии с политикой гордости] — это получить больше власти.
Существуют две модели государства — империя и нация, и меня очень интересует, в чем между ними разница. Империи строятся на принципе власти и доминирования, не уважают границы, вторгаются на чужую территорию. Национальные же государства строго соблюдают границы с другими национальными государствами. У них возникает и собственная национальная идентичность. Германия стала демократическим национальным государством сравнительно недавно: до этого у нее была долгая имперская история с десятилетним перерывом на Веймарскую республику.
Но и у национальных государств есть своя проблема. Есть два их типа — воинствующие [действующие в собственных интересах] и «прирученные». «Приручить» национальные государства можно, создавая надгосударственные образования, которые следят за тем, чтобы государства сохраняли цивилизованность.
Основная идея всей моей работы по культуре памяти заключается в том, что нужно рассказывать не об отдельных фрагментах прошлого, а всю правду о прошлом. Угнетенные и жертвы режима имеют право на свою историю и опыт, и это должно стать частью публичного дискурса. Это способ положить конец старой вражде, признать жертвы. В качестве позитивных примеров мы видим отношения Германии и Израиля, примирение Великобритании с Северной Ирландией.
— Вы говорили, что в Германии региональная культура дополняет национальную и служит основой национальной идеи. Устанавливаются региональные памятные дни, открываются музеи. В то же время сама концепция государства сейчас движется в направлении наднациональности. Пример — Евросоюз. Вам не кажется, что тут есть некоторое противоречие?
— ЕС часто критикуют как «бюрократического монстра», но это хороший пример того, как преодолевать разногласия, не создавая супергосударство. Очень важно, что только национальные государства, не империи, могут присоединиться к ЕС: они соглашаются с определенными ценностями, принимают правила и готовы отказаться от части своего суверенитета [ради мира и экономического сотрудничества]. Особенно хорошо это работает, когда возникают проблемы, которые ни одна нация не может решить самостоятельно, такие как климатический или финансовый кризис, пандемия ковида.
Но есть некоторые нации, которые все еще зациклены на своей личной выгоде, ищут пути стать более могущественными, живут в мире конкуренции за ресурсы. И Путин использует их как инструмент для перестройки мира в соответствии со своими потребностями.
— Вы упомянули ковид. Миллионы стали жертвами пандемии, но сейчас о ней как будто забыли. Про эпидемию испанки, кажется, никто не забывал.
— Я бы сказала, что дело обстоит как раз наоборот. Испанку забыли. Единственная причина, по которой мы говорим о ней, — это ковид. И именно так работает память. Мы не держим прошлое в голове постоянно — мы вспоминаем о том или ином явлении, когда оно приобретает новое значение в настоящем. Даже спустя сто лет вы можете восстановить забытые события в общественной памяти. Память отличается от знаний, которые надежно хранятся в библиотеках и архивах. Память исчезает и появляется снова в соответствии с историческими обстоятельствами и запросом общества. Память — это, по сути, то, насколько прошлое релевантно настоящему.
Наше «сейчас» — это исчезающее мгновение. Жизнь продолжается, и то, что было важно вчера, забывается мгновенно. Чтобы сохранять память, нужно создавать систему ее поддержки. Например, памятную дату, в которую мы будем вспоминать пандемию. Музеи, выставки, дискуссии в средствах массовой информации — у нас есть много способов возродить то, что исчезло во вчерашнем дне.
— Есть телеграм-канал «Забыто», который показывает, как быстро люди забывают в цифровую эпоху. Например, о писательнице Анни Эрно «забыли» на следующий день после того, как она получила Нобелевскую премию по литературе. Действительно ли современные медиа изменили ландшафт памяти?
— Мы всегда быстро забывали, мы не можем помнить все непрерывно — ни общество, ни наш мозг так не устроены. Конечно, есть воспоминания, которые никуда не исчезают, — например, травмы, буквально «хранящиеся» в наших телах. Эта боль оставляет тень, с которой приходится жить. Например, как память о гражданской войне в Испании или память потомков жертв Сталина.
— Особый случай — климатический кризис: он растянут во времени, происходит в прошлом, настоящем и будущем одновременно и его последствия невозможно ощутить в полной мере. Как должна быть организована память о таком событии? В Германии активистская группа «Последнее поколение» проводит акции, перекрывая дороги и обливая роскошные отели краской. Но многие немцы не понимают их действия.
— Климатический кризис действительно представляет собой проблему для политики сохранения памяти. Здесь нужны стратегии осознания — частично к этому нас подталкивают ученые, которые показывают нам графики и говорят, что именно произойдет и когда. Но очень трудно преобразовать знание в эмоцию, которая поможет нам действовать.
Люди не любят сталкиваться с неприглядной правдой — и это одна из причин, по которой недолюбливают экоактивистов. Но это все равно что ударить посыльного за плохие новости. Тот факт, что представителей «Последнего поколения» сейчас пытаются привлечь к уголовной ответственности за то, что они требуют осознанного отношения к климатическому кризису, — трагическое заблуждение.
— В трилогии о мемориальной культуре Германии вы пишете о том, как с ее помощью восстанавливается нация. Может ли стать памятным событием снос памятников? Как «Ленинопад», или снос памятников российским лидерам в Украине, или разрушение памятников генералам Конфедерации активистами Black Lives Matter в южных штатах США.
— Да, места памяти сыграли большую роль в строительстве наций. В случае Украины национальное государство трагически рождается в этой войне, когда на карту поставлена сама идея нации. Российская агрессия точно знает, на что нацелена, — на те места, где была построена нация и с которыми нация идентифицирует себя. Но, разрушая место, вы не можете заставить его исчезнуть. Вы создаете вокруг него гораздо больше энергии, превращая в историю, которую можно запоминать и передавать другим людям. Идея нации в Украине строится прямо сейчас — с новыми героями.
— В своей книге «Монстр памяти» израильский писатель Ишай Сарид рассказывает о проблемах мемориальной культуры на примере Израиля. Отчасти она превратилась в развлечение, своего рода индустрию экскурсий, мемориальных парков и видеоигр. Бывший исполнительный директор музея «Бабий Яр» Илья Хржановский предлагал сделать на территории мемориального комплекса иммерсивный спектакль. Он описывал его как «различные виртуальные путешествия, в которых посетители окажутся в роли жертв, коллаборационистов, нацистов и военнопленных, которым было приказано сжигать трупы». Как вы считаете, это отклонение от нормы мемориальной культуры или неизбежные последствия изучения памяти?
— Проблема заключается в практиках. С помощью таких новых практик их авторы хотят обращаться к молодым поколениям, знакомить их с контекстом. Как заинтересовать людей событиями, которые произошли очень давно? Общая идея — в том, чтобы сделать память более живой.
Когда [в 2005 году] в Берлине открыли мемориал жертвам Холокоста, тогда еще канцлер Герхард Шредер выразил надежду, что это будет «место, где вам понравится гулять». Некоторые люди сочли это возмутительным. Есть даже книга «Место, где нравится гулять» («Ein Ort, an den man gerne geht»). Но в каком-то смысле Шредер победил — памятник действительно стал местом, где люди любят гулять. Очевидно, что они находятся под глубоким впечатлением от мемориала, но при этом они могут свободно передвигаться по нему. А то, что они делают селфи, необязательно означает профанацию памятника. Это способ взаимодействовать с ним, «забрать» его с собой.
Но пример, который вы привели [о «Бабьем Яре»], абсолютно чудовищен. Подобная реконструкция истории может унизить тех, чью память мемориал призван увековечить. Культура памяти открывает двери для всевозможных проявлений дурного вкуса и злоупотреблений. Но мы не должны судить о самой культуре памяти по этим злоупотреблениям, скорее остерегаться их.
— Рассказчик в книге Сарифа обнаруживает, что память о Холокосте все больше влияет на него: он становится более грубым с туристами, более жестоким. Это действительно так? Как с этим можно бороться?
— Это реальная проблема. Я регулярно посещала Израиль с 1980-х годов и общалась с пережившими Холокост и их семьями, из поколения в поколение. О Холокосте можно было свободно говорить с первым поколением — теми, кто выжил, — а также со следующим. Но с третьим, которое социализировалось в национальном государстве, основанном на этой памяти, общаться было труднее. Израильтяне сегодня стали жестче относиться к этой памяти. Характерная черта этого третьего поколения — «еврейская ярость». Возникает вопрос: почему не было мощного взрыва мести? Эмоция понятна — но ее удалось направить не в разрушительное, а в созидательное русло.
— В книге «Неудобное прошлое» филолог Николай Эппле пишет, что в странах, которые пошли по пути примирения с преступниками, например в Южной Африке и Японии, процесс увековечения памяти и ее проработки в целом был более успешным. Есть ли сегодня место для дискурса о примирении?
— Триада «правда — справедливость — примирение» имеет много общего с вопросом о том, как положить конец диктатурам и насилию в отношении гражданского населения, а также заложить основу мирного будущего. Во время войны слишком рано думать об этом — сейчас не тот момент, когда вы можете сесть за один стол и поразмыслить. Но сегодня очень важно подумать о возможностях различных моделей. С моей точки зрения, модель примирения не работает с Холокостом. Как вы можете простить убийство шести миллионов евреев? Ни у кого нет полномочий сделать это. Потомкам жертв, как и потомкам преступников, остается только одно — правда и память. Память помогает примириться, если обе стороны принимают всю историю целиком.
Правда и примирение очень важны и для США. Однако примирению может помешать правосудие, особенно если преступления (в данном случае рабство) совершались в отдаленном прошлом. Недавно я познакомилась с афроамериканским историком, написавшим книгу «Нужна ли США Комиссия правды и примирения?» («Does the U.S. Need a Truth and Reconciliation Commission?»). Он говорит, что это [аналогичная комиссия] именно то, чего там не хватает. Общество поляризовано, потому что белое и чернокожее население живут с разными историями. Если бы белые американцы глубже понимали историю рабства и признали всю несправедливость в отношении темнокожих американцев, это был бы огромный шаг на пути к примирению.
Думаю, в случае с Украиной прощение возможно — но только после установления и признания истины. Однако этот процесс должен также включать подтверждение и признание военных преступлений, [которые совершает российская армия]. За документацией этих преступлений последует юридическая процедура, которая в конечном итоге может привести к примирению. То есть мы снова приходим к триаде «правда — справедливость — примирение».
Подробности
В ноябре 2022 года в Томской области повредили или уничтожили три мемориала: в поселке Полозово снесли металлический крест и разбили табличку с именами расстрелянных поляков, в основанном польскими поселенцами селе Белосток сломали католический крест, а в Томске украли таблички с памятника репрессированным у бывшего здания Польского детского дома. Похожие инциденты произошли также в Пермской области, в Якутске и в Бурятии, в Ленинградской области и в Санкт-Петербурге. Кто именно нанес ущерб — во всех случаях неизвестно.
«Последний адрес»
Гражданская инициатива, цель которой — увековечить память о людях, ставших жертвами политических репрессий в годы советской власти. На домах, где жили репрессированные, размещают таблички с их именами. Инициатором проекта был журналист и издатель Сергей Пархоменко. По состоянию на 2019 год в России установили более 870 табличек в 48 населенных пунктах. Более двух третей — в Москве и Санкт-Петербурге.
Сергей Ковалев
Биолог, правозащитник, один из основателей «Мемориала». В 1969 году Ковалев стал членом первой в стране независимой правозащитной ассоциации — Инициативной группы по защите прав человека. С 1972 года работал над информационным бюллетенем «Хроника текущих событий». В декабре 1974 года Ковалева арестовали и приговорили к семи годам лагерей и трем годам ссылки. В 1990 году он стал первым уполномоченным по правам человека в России. Умер в 2021 году.
Лев Копелев
Писатель, филолог-германист. В 1945 году был арестован по ложному доносу, вышел на свободу в 1954 году. Работал в Московском институте истории искусств, в 1968 году его уволили и исключили из партии за статью «Возможна ли реабилитация Сталина», опубликованную в венском коммунистическом журнале Tagebuch. В 1980 году эмигрировал в Германию, жил и работал в Кельне. Там же в 1998 году основал Форум Льва Копелева, цель которого — борьба за гуманность, мир и права человека. Фонд управляет одноименной премией. В 2023 году ее присудили украинскому народу.
Ликвидация «Мемориала»
28 декабря 2021 года Верховный суд ликвидировал «Мемориал» за «многократные нарушения», а именно отсутствие маркировки о статусе «иностранного агента». 29 декабря 2021 года Мосгорсуд ликвидировал юридические лица «Международного Мемориала» и Правозащитного центра «Мемориал». 28 февраля 2022 года Верховный суд отклонил жалобу правозащитников на ликвидацию организации.
Как он устроен?
В Германии проводят мемориальные акции, посвященные Холокосту, уроки в школах. Отрицание Холокоста запрещено на законодательном уровне под угрозой уголовного наказания. Также запрещены язык ненависти, ксенофобия, демонстрация нацистской символики. Социальные сети могут получить штраф за экстремистский контент или призывы к терроризму.
Цифры
Среди россиян доля тех, кто так или иначе согласен с тем, что Сталин — великий вождь, выросла с 2016 года в два раза: с 28 до 56%, показал опрос «Левада-Центра», проведенный в 2021 году. Доля тех, кто не согласен с этим суждением, сократилась: с 23 до 14%.
Где их установили?
Всего в России на сегодняшний день — более ста памятников и бюстов Сталину. Большинство из них появились после 2005 года. В июне 2023 года в Нижегородской области по инициативе КПРФ началось строительство «Сталин-центра». В августе 2023 года памятник Сталину открыли в городе Великие Луки Псковской области. Он установлен у проходной местного завода «Микрон» по инициативе фонда культурного наследия «Русский Витязь».
Как это?
Городская дума возвращает Волгограду название «Сталинград» девять раз в году — это приурочено к памятным датам времен Второй мировой войны. Город переименовывают 2 и 23 февраля, 8 и 9 мая, 22 июня, 23 августа, 2 и 3 сентября, 19 ноября и 9 декабря. С 2022 года в эти дни на въезде в город меняют указатели «Волгоград» на «Сталинград». Впервые это было сделано 19 ноября — к 80-летию начала Сталинградской битвы.
Анри-Филипп Петен
Французский военачальник, участник Первой мировой войны. В 1940-м после оккупации немецкими войсками севера Франции в возрасте 84 лет возглавил коллаборационистское правительство (так называемый режим Виши), призвав французов сотрудничать с нацистами. После войны его приговорили к расстрелу за измену, но позже приговор заменили на пожизненное заключение.
Режим Виши
Коллаборационистский режим в Южной Франции, возникший после поражения страны в начале Второй мировой войны и падения Парижа в 1940-м. Режим получил название по курортному городу Виши, где в июле 1940 года Национальное собрание постановило передать власть маршалу Анри Филиппу Петену. С согласия правительства Виши нацистской Германией были оккупированы Северная Франция и атлантическое побережье страны. Режим просуществовал с 10 июля 1940 года по 22 апреля 1945 года.
Правда всего две?
В Италии многопартийная политическая система, всего зарегистрировано около 50 партий. Доминирующую роль в последние годы играли левоцентристская «Демократическая партия» и правые партии, в том числе «Вперед, Италия» скончавшегося экс-премьера Сильвио Берлускони. Нынешнее правительство возглавляет Джорджа Мелони, лидер партии «Братья Италии», выросшей из движения, основанного сторонниками Бенито Муссолини. В коалиции с ней правые «Лига» экс-премьера Маттео Сальвини и «Вперед, Италия».
Режим Франсиско Франко
Франсиско Франко пришел к власти в Испании в 1939 году в результате победы в гражданской войне. Он оставался у власти до своей смерти в 1975 году. Его правление основывалось на традиционализме, приверженности консервативным ценностям и догматам католицизма. Режим Франко был крайне репрессивным — за годы его правления были убиты десятки тысяч человек, заподозренных в нелояльности.
Политический строй в Испании
Испания — парламентское демократическое государство, в котором разделены законодательная, исполнительная и судебная власти. Глава государства — король.
Пакт о забвении
Договоренность испанских политиков, согласованная как с левыми, так и с правыми партиями: не иметь дела с наследием диктатуры Франко, который оставался у власти со времен Гражданской войны в Испании вплоть до своей смерти в 1975 году. Пакт гарантировал отсутствие судебного преследования виновных в преступлениях диктатуры и был закреплен Законом об амнистии 1977 года. ООН неоднократно требовала от Испании отменить Закон об амнистии, поскольку амнистия не может распространяться на преступления против человечности согласно международному праву.
«Закон об исторической памяти»
Был принят в 2007 году. Он осудил режим Франко, признавал жертвы гражданской войны с обеих сторон и обеспечивал право родственников жертв франкистского режима на эксгумацию их останков. Семьи эмигрировавших из Испании во время установления диктатуры получили право на репатриацию.
Каким образом?
После воссоединения Германии был введен «налог солидарности». Полученные с него средства шли на восстановление восточных земель.
Какие это земли?
Мекленбург — Передняя Померания, Бранденбург, Саксония-Анхальт, Саксония и Тюрингия. Столицей ГДР был Восточный Берлин.
Насколько эта партия популярна?
По опросам общественного мнения, на востоке Германии «АдГ» остается самой популярной партией — на ближайших выборах ее готовы поддержать 32% опрошенных.
Веймарская республика
Название Германии в 1919–1933 годах — по принятой Германским национальным собранием 11 августа 1919 года в Веймаре демократической конституции. По ней Германия провозглашалась парламентской республикой. В результате давления ультраправых и милитаристских движений в 1933 году к власти пришли нацисты и фактически покончили с парламентаризмом.
Репарации Германии Израилю
По состоянию на 2023 год Германия выплатила 80 миллиардов евро репараций израильскому государству и конкретным людям, пережившим Холокост. В сентябре 2022 года ФРГ решила выделить 12 миллионов евро помощи 8500 украинцам, пережившим Холокост. Германия остается крупнейшим торговым партнером Израиля в Европе, а также вторым по значимости торговым партнером Израиля после США. Импорт Израиля из Германии оценивается в 2,3 миллиарда долларов США ежегодно.
Примирение Великобритании с Северной Ирландией
Для урегулирования конфликта в Северной Ирландии в 1998 году было подписано Белфастское соглашение (соглашение Страстной Пятницы), которое в числе прочего указало, что у жителей Северной Ирландии может быть двойное гражданство — Великобритании и Ирландии. Сама Северная Ирландия получила автономию. Кроме того, соглашение предусматривает возможность присоединения Северной Ирландии к Республике Ирландия в результате референдума.
Как членство в ЕС позволило некоторым странам справиться с ковидом?
Еврокомиссия выделила более одного миллиарда евро по шести операционным программам Европейского социального фонда в Италии, Германии и Испании, чтобы помочь этим странам восстановиться после чрезвычайной ситуации с коронавирусом.
О каких странах речь?
Венгрия отказалась предоставить военную помощь Украине после российского вторжения, выступала против введения ряда санкций. В марте заблокировала совместное заявление ЕС об ордере Международного уголовного суда на арест Владимира Путина. В сентябре премьер Виктор Орбан заявил, что у страны нет «непреодолимого желания» голосовать за вступление Украины в ЕС.
В октябре 2021 года Конституционный суд Польши постановил, что конституция страны имеет приоритет над законодательством Евросоюза. Брюссель давно недоволен наступлением на независимые СМИ и гражданские свободы правительством страны.
А точнее?
По данным ВОЗ, от последствий ковида умерли почти семь миллионов человек по всему миру. Первое место по числу жертв занимают США: там погибло порядка одного миллиона человек. По официальным данным российских властей, во время пандемии умерли 400 тысяч россиян.
Испанский грипп
В 1918–1920 годах от болезни умерли не менее 50 миллионов человек — примерно 3% всего населения Земли на тот момент. Испанкой переболел каждый третий житель планеты — всего около 500 миллионов человек.
«Последнее поколение»
Климатическая группа, действующая в Германии с конца 2021 года. Активисты требуют добиться углеродной нейтральности в ФРГ уже к 2030 году и созвать Общественный совет для принятия экстренных мер выхода из климатического кризиса. Название движения отсылает к цитате бывшего президента США Барака Обамы: «Мы первое поколение, которое ощутило на себе эффект климатических изменений, и последнее, которое что-то может с этим сделать».
Пьер Нора
Исследователь исторической памяти. Известен по монументальной работе «Места памяти». Противопоставляет память и историю, считая, что история фактически уничтожает индивидуальную память.
Комиссия правды и примирения Южной Африки
Появилась в 1995 году, после падения режима апартеида, в результате сделки между бывшим режимом белого меньшинства и Африканским национальным конгрессом. Призыв АНК к «правде» о годах апартеида и требование правящей национальной партии об амнистии для многих виновных в апартеиде привел к созданию гибридной комиссии «правды и примирения» во главе с епископом Десмондом Туту. Официальные слушания начались в апреле 1996 года. Примерно 7000 человек подали заявления об амнистии, но только 10% получили ее.