Chesnot / Getty Images
истории

Крупнейшая сделка в игровой индустрии на 68,7 миллиарда долларов никак не состоится Microsoft уже год не может завершить покупку издателя Call of Duty и Warcraft из-за антимонопольных расследований

Источник: Meduza

Крупные издатели игр и корпорации, выпускающие консоли, регулярно покупают компании поменьше, чтобы укрепить собственный бизнес. Но сделка, которую Microsoft анонсировала в начале 2022 года, беспрецедентна и может изменить расклад на рынке видеоигр. Компания решила приобрести издательство Activision Blizzard за 68,7 миллиарда долларов — это самая большая сделка и в истории игровой индустрии, и в истории самой Microsoft. Но закрыть ее к концу 2022 года стороны так и не смогли. «Медуза» рассказывает почему.


Почему Activision Blizzard стоит так дорого?

Activision Blizzard — один из крупнейших независимых издателей и разработчиков видеоигр с внушительным портфолио из прибыльных и уважаемых брендов. Образовался он в 2008 году путем слияния Vivendi Games, в которую входила в том числе Blizzard Entertainment, и Activision: в получившемся конгломерате состоит множество компаний, но назван он в честь самых важных. Первая на рынке еще с начала 1990-х годов, а вторая — с конца 1970-х.

Невероятная стоимость Activision Blizzard обоснована несколькими факторами. Во-первых, издательство ежегодно разрабатывает силами внутренних студий и выпускает игры серии Call of Duty — это одни из самых популярных шутеров на рынке, традиционно возглавляющих список самых продаваемых игр на ключевых рынках. Более того, Call of Duty — это игры-сервисы, которые эффективно удерживают игроков и после релиза, как минимум до следующей части. А еще существует Call of Duty: Warzone — условно-бесплатная игра в жанре «королевская битва», которая приносит внушительные доходы за счет микротранзакций.

Во-вторых, в состав Activision Blizzard входит еще и компания King, которая зарабатывает огромные деньги на самом перспективном игровом рынке — мобильном. Именно там, по данным самой Microsoft, обитают до 94 процентов всех игроков. Сама Activision Blizzard приобрела King в 2016 году за 5,9 миллиарда долларов. Прежде всего, King известна благодаря одной из популярнейших серий игр — Candy Crush. В рамках конгломерата Activision Blizzard мобильное направление генерирует треть общей прибыли.

Ну и в-третьих, проекты Blizzard для консолей и ПК — серии Warcraft, Starcraft, Diablo и Overwatch — пусть и показывают куда более скромные прибыли, но важны для хардкорных игроков. Они же могут помочь укреплению подписочного сервиса Xbox Game Pass, которому сейчас не хватает больших хитов и знакомых игрокам имен. Не стоит также забывать про условно-бесплатную карточную игру Hearthstone, которая также неплохо себя чувствует на мобильных телефонах. Общая же база игроков у Activision Blizzard на момент покупки — 400 миллионов человек.

Microsoft покупает не просто интеллектуальную собственность (она-то оценивается «всего» в три миллиарда долларов), а готовые, налаженные бизнесы в самых перспективных направлениях игровой индустрии. Пачка имиджевых брендов — приятный бонус. Своими силами компания никак не может закрепиться ни в мобильном сегменте (достаточно вспомнить относительно свежие провалы Minecraft Earth и Gears Pop!), ни среди по-настоящему массовых игр-сервисов (даже флагманская серия Halo испытывает в этой нише проблемы).

Если сделка по покупке Activision Blizzard будет закрыта, Microsoft не просто поправит положение, а моментально попадет в тройку самых прибыльных игровых компаний — сразу за китайским гигантом Tencent и своим главным конкурентом Sony.

В чем же проблема?

Чтобы закрыть такую масштабную сделку, Microsoft нужно получить одобрение антимонопольных регуляторов на рынках, где компания ведет бизнес. Где-то с этим проблем не возникло — например, в Бразилии, Сербии и Саудовской Аравии сделку одобрили еще в середине 2022 года. Однако возникли проблемы с самым серьезным и суровым регулятором — Федеральной торговой комиссией США (FTC). У нее достаточно власти, чтобы сорвать сделку.

На игровом рынке Microsoft не просто издатель, а платформодержатель. Компания выпускает и продвигает консоли семейства Xbox и напрямую конкурирует с Sony и Nintendo. Помимо этого, у Microsoft есть подписочный сервис с играми Xbox Game Pass, доступный еще и на ПК (и даже на некоторых умных телевизорах и Android-смартфонах через облако). Персональные компьютеры тоже отчасти платформа Microsoft, ведь если речь заходит о ПК, то подразумевается в первую очередь Windows.

Федеральная торговая комиссия США предполагает, что приобретение Activision Blizzard нарушит правила честной конкуренции, поскольку Microsoft получит возможность сделать будущие проекты Activision Blizzard эксклюзивами своей платформы. Так же считает и Sony, тоже регулярно совершающая миллионные и миллиардные сделки по приобретению других игровых компаний, но в этом деле активно выступающая против Microsoft.

Какую позицию занимает Microsoft?

В 2022 году было много споров между Microsoft, FTC, другими регуляторами и Sony. Но наиболее полно позиция Microsoft отражена в 37-страничном ответе, опубликованном вскоре после того, как комиссия официально заявила, что будет через суд добиваться недопущения завершения сделки. В документе компания затронула и уже предъявленные к ней обвинения, и планы на будущее Activision Blizzard.

Главный аргумент FTC в этом споре — покупка холдинга ZeniMax. Microsoft уже заявила, что будущие игры сверхпопулярной серии The Elder Scrolls, ранее выходившие и на платформах Sony PlayStation, теперь будут эксклюзивами экосистемы Xbox. Да и ближайшие игры от входящей в ZeniMax студии Bethesda — Starfield и Redfall — также не выйдут на PlayStation.

FTC утверждает, что так Microsoft наглядно показывает истинные намерения, а словам компании верить нельзя, ведь во время покупки ZeniMax она обещала европейским антимонопольным органам не ограничивать распространение игр ZeniMax на конкурирующих платформах.

Трейлер The Elder Scrolls V: Skyrim

Bethesda Softworks

Microsoft отвечает тем, что обещала не «разделять сообщество игроков» и будет внимательно выбирать, какие игры сделать эксклюзивами, а какие стоит по-прежнему выпускать и на платформах конкурентов. Упомянутые игры ZeniMax не мультиплеерные, поэтому сообщество и принципы честной конкуренции от их эксклюзивности не пострадают, утверждает Microsoft. В пример компания приводит игры Deathloop и Ghostwire: Tokyo все той же Bethesda. Несмотря на покупку ZeniMax, эти проекты не просто вышли на PlayStation, но и стали консольными эксклюзивами платформы. Эти договоренности между Bethesda и Sony были сделаны до появления Microsoft на горизонте — и нарушать их никто не стал.

Также Microsoft особенно подчеркивает, что продолжает выпускать обновления для своих сервисных игр на других платформах — например, для Minecraft, Fallout 76 и The Elder Scrolls Online. Это, по мнению компании, доказывает ее намерения не вредить потребителям.

С тем, что данные европейским антимонопольным органам обещания нарушены, Microsoft, само собой, не согласна. В целом же Microsoft выступает с позиции «жертвы». Компания отмечает, что 20 лет назад, когда она вошла в консольный бизнес, ее конкуренты же обладали многолетней форой, так что пробиться на динамично развивающемся рынке было непросто. Microsoft хочет обойти конкурентов как раз с помощью покупки Activision Blizzard.

Трейлер Call of Duty: Warzone

Call of Duty

Больше всего внимания в спорах уделяется Call of Duty — флагману Activision Blizzard. Sony небезосновательно утверждает, что конкуренцию такому бренду составить уже просто невозможно, поэтому нельзя допустить, чтобы он стал чьим-то эксклюзивом. А Microsoft заявляет, что собирается и дальше выпускать Call of Duty на других платформах — и более того, под ее крылом Call of Duty появится даже на системах Nintendo, где игры серии не выходили уже много лет.

Microsoft отмечает, что в Game Pass игры Activision Blizzard нужны якобы не только для развития сервиса, но и для расширения аудитории, в том числе за счет мобильных геймеров. Также Microsoft утверждает, что предлагала Sony подписать соглашение, согласно которому в ближайшие 10 лет каждая часть Call of Duty точно выйдет на PlayStation одновременно с релизом на Xbox, но Sony отказалась.

Что будет дальше?

Microsoft будет судиться с FTC; дело уже затянулось. По изначальным планам сделку планировали закрыть летом 2023 года, но первое слушание назначено только на август следующего года — и одним заседанием тут явно не обойтись.

Microsoft отрицает все обвинения торговой комиссии (этому и посвящена значительная часть публичного документа) и продолжает стоять на своем. У компании достаточно времени, чтобы собрать данные о том, в каком положении она находится и как покупка Activision Blizzard только поможет честной конкуренции на рынке.

Вероятность мирного исхода в этом деле минимальна. Конкретных требований FTC не выдвигает, а Microsoft и так обещает оставить Call of Duty на всех платформах. Фактически все упирается только в эту серию, тогда как про мобильные игры и другие бренды в этом споре никто почти не вспоминает.

Аргументы Microsoft достаточно сильны, чтобы в итоге выиграть суд. Но дело не упирается только в FTC — Microsoft нужно получить одобрение еще и британского, и европейского регуляторов, которые проводят собственные расследования сделки. Есть и другие сомневающиеся антимонопольные службы, например канадская, но крест на сделке может поставить именно эта «большая троица». Причем британский регулятор предполагает, что эта сделка поможет Microsoft монополизировать сегмент подписочных сервисов с играми (который недавно начала окучивать и Sony) и облачного стриминга.

А если Microsoft придется судиться не только в США, но и в Европе, то из сделки может выйти Activision Blizzard, сославшись, к примеру, на сорванные сроки подписания и получив компенсацию от Microsoft. Сейчас Activision Blizzard это невыгодно из-за шлейфа связанных с домогательствами скандалов — они могут «подзабыться», но это маловероятный исход.

Возможно, Microsoft все-таки закроет сделку, хотя и гораздо позже, чем компании хотелось, а затем продолжит усиливаться в стриминговом и подписочном направлениях. А Call of Duty действительно останется на всех платформах, но в день выхода будет появляться по подписке в Game Pass — и тогда Xbox-геймеров значительно прибавится.

Денис Майоров

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.