Lucasfilm
истории

Удивительно, но самым актуальным сериалом сезона о сопротивлении системе стал «Андор» по вселенной «Звездных войн» Еще 10 месяцев назад он выглядел бы совсем иначе

Источник: Meduza

На прошлой неделе на Disney+ вышел финальный эпизод сериала «Андор» по вселенной «Звездных войн». Его ждали куда меньше других проектов студии, но неожиданно фанаты признали его одним из лучших сериалов франшизы. С особой теплотой об «Андоре» отзываются зрители из России, во многом из-за актуального сюжета: сериал рассказывает о сложных моральных дилеммах, с которыми сталкиваются борцы с Империей. Журналист «Холода» и фанат франшизы Константин Валякин рассказывает, почему «Андор» стоит посмотреть и тем, кто никогда не любил «Звездные войны».


Предупреждение. В этом тексте есть небольшие спойлеры к сериалу «Андор». Если для вас важно не знать детали сюжета до просмотра, вернитесь к чтению позже.

Представьте себе авторитарное государство: протестовать в нем запрещено, а любого, кто осмелится это сделать, полиция готова застрелить. Даже собраться на похоронах без разрешения мэрии здесь нельзя. Парламент ничего не решает, суды сажают всех подряд. Кругом сотрудники службы безопасности — ищут оппозиционеров, ушедших в подполье; а те собирают деньги на оружие, потому что уверены, что победить систему, построенную на насилии, можно только ее же методами. 

Это не сюжеты из реальных новостных лент, а сериал от Disney «Андор». Проект по вселенной «Звездных войн», первые эпизоды которого вышли в октябре, рассказывает о жизни в Галактической Империи накануне революции. Примечательно, что зрители из России и Беларуси еще до финала первого сезона шутили в твиттере, что для них «Андор» оказался слишком актуальным. Так вышло, что в 2022 году именно американская корпорация развлечений — пусть, вероятно, неосознанно — выпустила настолько резонирующий с настроением этих зрителей проект.

Зачем этой вселенной сериалы

С 2012 года, когда студия Disney приобрела права на вселенную «Звездных войн», фанаты уже отчаялись ждать удачных новых проектов франшизы. Да, новая трилогия полнометражных «Звездных войн» — продолжение истории Скайуокеров с Дейзи Ридли и Адамом Драйвером в главных ролях — собрала в прокате миллиарды долларов («Пробуждение Силы» до сих пор входит в десятку самых кассовых фильмов всех времен), но фанаты называют ее провальной. Серию фильмов ругают за самоповторы, слабый сценарий и нарушение законов мира, созданного Джорджем Лукасом.

Не получил признания и полнометражный фильм «Хан Соло» (2018) о молодости знаменитого контрабандиста. Он даже не окупился в прокате, несмотря на участие в съемках звезды «Игры престолов» Эмилии Кларк, Вуди Харрельсона и Дональда Гловера. Неожиданным исключением из этой череды неудач стал полнометражный спин-офф «Изгой-один» (2016) — единственный проект Disney по вселенной, в котором не было акцента ни на одном из известных по основным фильмам персонажей. 

Кадр из «Пробуждения силы»

Capital Pictures / Scanpix / LETA

После критики полнометражных фильмов Disney решил изменить стратегию — и приостановил съемки больших картин. К примеру, вышедший в 2022 году сериал «Оби-Ван Кеноби» с Юэном Макгрегором в главной роли изначально должен был стать фильмом — и разрастись до трилогии. Вместо этого компания сосредоточилась на телепроектах и стала развивать собственный стриминговый сервис Disney+ (где в итоге и вышел «Оби-Ван», ставший сериалом). Следом начались съемки сразу нескольких телепроектов как об известных героях (к Оби-Вану добавился Боба Фетт), так и о новых персонажах — зачастую без сверхспособностей. В прежней вселенной с джедаями и ситхами они обычно были лишь частью массовки.

С выхода последнего полнометражного фильма в 2019 году Disney успел выпустить одновременно четыре сериала (не считая мультипликационных серий для более юной аудитории): «Книга Бобы Фетта», «Оби-Ван Кеноби», идущий уже на третий сезон «Мандалорец» и «Андор». Лучше всего и фанаты, и критики приняли последние два. Оказалось, что зрителям нравятся сериалы, в которых герои далекой-далекой галактики переживают обычные человеческие проблемы. Обнаружился и другой любопытный момент: чем реже в истории появляются джедаи, прославившие франшизу Лукаса в конце 1970-х, тем проще сегодня заинтересовать нового зрителя — того, кто не готов смотреть девять фильмов, чтобы узнать, кто чей отец. 

История революционера

Поздней ночью, в одной из далеких имперских провинций убивают двух полицейских при исполнении. Искать преступника не хотят: на месте убийства полицейских не должно было быть, скорее всего, они сами нарушали закон. Дело решено замять, а гибель сотрудников признать несчастным случаем. В этот момент за него берется молодой карьерист, помощник инспектора полиции, — и быстро находит следы убийцы. Им оказывается вор Кассиан Андор (Диего Луна). 

Star Wars

Теперь Андор вынужден бежать с родной планеты из-за полицейской облавы. Спастись ему помогает лидер подполья Лютен Рейл. Его в сериале играет Стеллан Скарсгард — звезда фильмов Ларса фон Триера, сыгравший в последние годы выразительную роль Бориса Щербины в «Чернобыле» и барона Харконнена в «Дюне». Взамен Андор решает помочь герою Скарсгарда обворовать хранилище, в котором хранятся средства на зарплату служащих целого сектора Империи. Теперь эти деньги пойдут на нужды будущей революции, а сам герой станет участником больших исторических событий.

До «Новой надежды», когда мятежники создадут армию и начнут открытую войну с тиранией, в «Андоре» несколько долгих лет — империя все еще сильна, хотя с каждым днем в галактике все больше недовольных. Но сложно даже представить, что кто-то может здесь открыто выступить против системы. Поэтому будущие герои сопротивления вербуют агентов и тратят несколько лет, чтобы внедрить их в службу безопасности, а еще — подрывают имперские объекты изнутри и собирают деньги, законными и не очень способами. Без жертв не обходится.

Не все так однозначно

Сериал начинается слишком размеренно, но, если пережить первые две серии, оторваться становится сложно. Сюжетные линии держат в напряжении, постоянно кажется, что герои в опасности и их могут раскрыть. 

Ведущий двойную жизнь подпольный лидер сопротивления Лютен Рейл каждый день рискует быть разоблаченным и постоянно вынужден решать, кем из единомышленников пожертвовать ради большого дела. Сочувствующая повстанцам сенатор Мон Мотма (Женевьев ОʼРайли) вынуждена все время играть добропорядочного подданного Империи, потому что за ней следит даже ее водитель, — и при этом она помогает финансировать сопротивление.

Мон Мотма

Lucasfilm

Сам Кассиан Андор пытается оставаться вне политики, пока политика буквально приходит к нему домой: его хватают во время отдыха на курорте за то, что на прогулке он начинает оглядывается при виде полицейского. Как известно, порядочные люди, которым нечего скрывать, так не делают

Интересно в «Андоре» показано зло. Самые жуткие злодеи не Император и не Дарт Вейдер, а фанатично преданная сотрудница спецслужбы Империи и неприметные технократы, готовые «просто делать свою работу»: пытать, убивать и управлять «трудовым лагерем смерти». А главное достижение сериала — мир далекой галактики выглядит мрачным, а не сказочным, мы впервые смотрим на него с этой непривычной для фанатов вселенной точки зрения. В этом «Андор» наследует «Изгою-один», сюжетная линия которого продолжает сериал. Сценарист «Андора» Тони Гилрой работал и над «Изгоем», но в сериале он еще глубже погружается в темноту.

Все здесь убивают не раздумывая (и вовсе не обезличенных, скрытых за шлемами штурмовиков). И у имперских генералов здесь есть семьи, за которые они беспокоятся. А среди сопротивления достаточно головорезов, которые воюют не за идею, а ради выгоды. 

Вывод, который невольно делают создатели шоу, неутешителен: похоже, что победить зло без жертв невозможно. Но для героев это не повод сдаваться, «Новую надежду» приближают только борьба и солидарность. Один из самых сильных эпизодов сериала посвящен побегу из тюрьмы, в которой горстка охранников сторожит тысячи людей. Тюрьма в «Андоре» — трудовой лагерь, где заключенные конкурируют друг с другом: они собирают некие детали (кстати, если посмотреть сцену после титров в финальном эпизоде, можно узнать, зачем они нужны), задача каждой бригады — обогнать другую. Самые медлительные будут наказаны. Спастись можно только объединившись. 

И когда лишенная прав толпа заключенных побежит по коридорам тюрьмы, скандируя «Выход только один!», оставшиеся охранники в страхе попрячутся в чулане. Еще десять месяцев назад российский зритель сказал бы, что эта сцена выглядит утрированной и слишком радикальной. Но сегодня многим из них так уже не кажется. 

Константин Валякин

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.