На Венецианском кинофестивале показали два фильма, которые рассказывают о далеких друг от друга событиях — они произошли в разных точках мира и в разное время, — но их объединяет общая тема. «Киевский процесс» режиссера Сергея Лозницы посвящен суду над немецкими офицерами, который состоялся в 1946 году. «Аргентина, 1985» Сантьяго Митры — процессу над лидерами военной хунты, правившей страной с 1970-х. Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, каково смотреть эти две картины с позиций 2022 года — точки, в которой максимально ясно, что мы не усвоили ошибки прошлого и не смогли избежать их повторения в настоящем.
Венецианский кинофестиваль отмечает свое 90-летие. Красивая дата, но не стоит забывать: в 1932-м власть и авторитет Муссолини были на пике — по сути, в самом начале это был фашистский фестиваль. Об этом напоминает и архитектура кинозалов на острове Лидо, построенных именно тогда. По совпадению теме исторической памяти посвящена и инсталляция в Павильоне Германии, сделанная в рамках Венецианской биеннале — 2022 (кинофестиваль — ее составная часть). Художница Мария Эйхорн вскрыла структуру павильона, сняла штукатурку, дотянулась до фундамента, по сути, продемонстрировав генеалогию здания, построенного еще до Первой мировой, но перестроенного и обретшего свою нынешнюю форму в 1938-м.
С этой поучительной инсталляцией рифмуются два фильма, вряд ли случайно оказавшиеся в одной программе и показанные в один день: документальный «Киевский процесс» Сергея Лозницы, посвященный суду над нацистскими преступниками в Киеве 1946 года, и игровой «Аргентина, 1985» Сантьяго Митры — о процессе над верховным руководством хунты, правившей страной с середины 1970-х и ответственной за похищения, пытки и убийства многих тысяч невиновных. Будто бы нейтральные названия напоминают о том, что порой история слишком выразительна сама по себе, чтобы усиливать ее метафорами и художественными приемами. В этом случае задача автора — поставить зрителя лицом к лицу с фактами и сделать так, чтобы тот не отворачивался. Практически как в зале суда.
«Киевский процесс» встает в ряд с другими монтажными архивными фильмами Лозницы и непосредственно продолжает идеи «Бабьего Яра. Контекст». И это самый прямолинейный фильм режиссера — леденящая хроника суда над украинскими комендантами и другими немецкими офицерами, командовавшими массовыми казнями в оккупированной советской Украине.
Что к этому можно добавить? Только выражения лиц. Жадные до подробностей зрители в переполненном зале; растерянные, с трудом находящие слова свидетели и жертвы; наконец, вышколенные, с идеальной выправкой обвиняемые, молодцевато признающие свою вину, — и вдруг пойманный камерой испуганный, почти затравленный взгляд одного из них.
«Банальность зла» в чистейшем виде. Функционеры, солдаты, просто «винтики военной машины» (так описывает себя один из них) буднично рассказывают, как арестовывали, пытали, расстреливали. Комендант признает свою вину и глубоко сожалеет о страданиях, причиненных украинскому народу, — оказывается, он о них впервые услышал. В зале невольный смех.
В необязательном текстовом комментарии (в ткань самой картины — привычно формалистичной и показательно нейтральной — он не включен) Лозница добавляет:
Когда я начал работу над проектом весной 2021-го, то не мог себе представить даже в страшном сне, что Украина вновь превратится в поле битвы, а невинное гражданское население снова подвергнется жестокому насилию. Только на этот раз вторгшиеся в страну варвары носят российскую форму. Нас отбросили на 80 лет назад, и кажется, что уроки недавней истории остались невыученными… Я от всей души надеюсь, что нам не придется слишком долго ждать момента, когда виновные в преступлениях против человечества, совершенных в Украине сегодня, предстанут перед судом.
Но фильм, как и всегда у Лозницы, говорит за себя. Недавними новостями отзываются чудовищные рассказы об уничтожении пациентов психиатрической клиники, о расстрелах в помещении Педагогического института, о массовых казнях детей от смешанных браков в Мелитополе. Сами топонимы звучат узнаваемыми символами: Новомосковск, Макеевка, Бородянка, Авдеевка и так далее. Рифмы не нужно прочерчивать и подчеркивать, они возникают сами.
Фрагмент фильма «Киевский процесс»
Marcello Strano
Подобно совсем недавней «Естественной истории разрушений», а также «Бабьему Яру. Контекст», «Процессу», «Государственным похоронам» того же Лозницы, «Киевский процесс» полон незаданных вопросов. Задача сформулировать их и попробовать найти свою версию ответа возложена на зрителя. Например, возникает такой вопрос: может ли легальная система заключить в юридические рамки немыслимые и беспрецедентные злодеяния? И будет ли законный, бесстрастный и обстоятельный суд прививкой от повторения случившегося? Ответ дает сама реальность, и он далек от оптимизма.
Бывают, однако, и другие ситуации. Это демонстрирует «Аргентина, 1985» — замечательно трезвый, умный, фундаментальный, но ни на секунду не скучный фильм Сантьяго Митры, который без натяжки можно сравнить с лучшими образцами голливудской судебной драмы последних лет, будь то «В центре внимания» или «Суд над чикагской семеркой». В нем рассказано о первом процессе, на котором гражданский суд оценивал действия военных, по сути, обладавших в глазах общества неприкосновенностью.
Картина Митры чрезвычайно близка к реальным фактам — и тем филиграннее ее ненавязчивая драматургия, с первой же сцены задающая тон. Главный герой, прокурор Хулио Стассера (один из сильнейших аргентинских актеров Рикардо Дарин, под которого специально писался сценарий), отправляет сына-школьника следить за старшей дочкой, подозревая ее бойфренда в шпионаже на спецслужбы. Параноик и педант Стассера боится ответственной миссии и ни на секунду не верит в возможность засудить всесильных генералов и полковников.
Когда от него отворачиваются все опытные коллеги, а дедлайн по предоставлению доказательств неумолимо приближается, единственным выходом становится поиск новой команды. Она состоит исключительно из молодых энтузиастов под руководством Луиса Морено Окампо (Петер Ланзани) — выходца из респектабельной семьи военных, сознательно идущего против своего окружения ради достижения справедливости. Неизбежный символизм самой жизни: похоронить прошлое способны лишь те, кто в ответе за будущее.
«Аргентина, 1985» ведет зрителя по всем жанровым перипетиям, не отступая от консервативного канона. Чванливые обвиняемые заранее убеждены в победе, пронзительные свидетельства о случаях насилия склоняют суд на сторону обвинения. Мать, чья похищенная дочь так и не была найдена, беременная женщина, родившая прямо во время допроса, — частные истории, лица и голоса оказываются важнее и в чем-то доказательнее статистических данных. Скрупулезность Стассеры и глухая, но растущая с каждым днем народная поддержка дают понять, что возврат тирании невозможен. Произнесенная сухо финальная речь прокурора не оставит равнодушным никого: в том числе потому, что она подлинная. Как и исход процесса.
Финалы в случае обеих судебных драм особенно важны. По итогам Киевского процесса двенадцать немецких офицеров были повешены на центральной площади столицы УССР. Лозница беспощадно включает в фильм кадры смертной казни: ритуал выглядит угрожающе и безнадежно, напоминая о том, что суд вершит государство, выстроенное на неправедных судах и расправах (неминуемо вспоминается «Процесс» того же автора). Хотя формально это хэппи-энд: преступники получили по заслугам.
В «Аргентине, 1985» все иначе. Наказаны отнюдь не все основные виновники похищений и расправ над несогласными с режимом — кто-то получил символические сроки, а пожизненно за решетку отправились только двое, фактические руководители государства с 1976 по 1983 год, Хорхе Рафаэль Видела и Эмилио Эдуардо Массера. Формально вердикт не дает ощущения триумфа. Тем не менее в Аргентине с середины 1980-х был установлен демократический режим, и возврата к военной диктатуре, которого боялись многие, не случилось. Водоразделом стал именно открытый судебный процесс.
Трейлер фильма «Аргентина, 1985»
E! News
Важны не столько сами приговоры, сколько обстоятельства двух судов. Одно дело — сталинская машина, уничтожающая поверженного врага, который признал свою вину, и совсем другое — попытка переломить доминирующее в обществе мнение элит, согласно которому диктатура была оправданна и полезна для поддержания порядка, а выносить сор из избы не стоит. Недаром, думая, к кому обратиться за поддержкой, Стассера перечисляет авторитетных юристов и приходит к безнадежному выводу: большинство из них или сторонники хунты, или молчуны. Невзирая на это, ему удается одержать победу. Ключевыми факторами остаются государственное устройство и соблюдение принципа разделения властей. Плюс хрестоматийное «а судьи кто?».
Впрочем, нелишне помнить, что любые аналогии приблизительны — как между событиями двух судебных процессов, так и между прошлым и сегодняшним днем, когда большая часть мира с нетерпением ждет подобного процесса. И, держа это в уме, пытаться выучить горькие уроки истории, чтобы когда-нибудь выйти из мертвой петли бесконечного повторения.
Другие фильмы Венецианского кинофестиваля
- Венеция-2022. «Кит» Даррена Аронофски Драма о человеке, которого уничтожает ожирение. Сыгравший главную роль Брендан Фрейзер получил шестиминутную овацию — и расплакался в ответ
- Венеция-2022. «Вместе с костями» Луки Гуаданьино Тимоти Шаламе в роли каннибала путешествует с подругой и охотится на людей (мы не уверены, что вам это понравится)
- Венеция-2022. «Бардо» Алехандро Гонсалеса Иньярриту Эталонно изобретательный фильм — автобиография режиссера, рассказанная на языке снов
- Венеция-2022. Сериал «Королевство. Исход» Ларса фон Триера К концу третьего эпизода две трети зрителей сбежали из зала. В общем, новая работа режиссера явно удалась
- На Netflix вышел «Белый шум» Ноа Баумбаха Мрачная комедия о семье на фоне катастрофы с Гретой Гервиг и Адамом Драйвером
«Банальность зла»
Книга немецкого философа Ханны Арендт о суде над бывшим оберштурмбаннфюрером СС Адольфом Эйхманом, на котором Арендт присутствовала в качестве корреспондента The New Yorker. В книге описан человек, который совершал ужасные преступления не из-за жестокости и антисемитизма, а, как утверждал он сам, ради банального продвижения по карьерной лестнице. При этом есть доказательства, что Эйхман получал удовольствие от своих действий.
«В центре внимания» (2015)
Основанная на реальных событиях история журналистского расследования одного из самых громких в истории США секс-скандалов. Корреспонденты бостонской газеты разоблачают случаи педофилии, в которых обвиняются представители римско-католической церкви.
«Суд над чикагской семеркой» (2020)
Фильм режиссера Аарона Соркина о том, как демонстрация против войны во Вьетнаме вылилась в стычки с полицией в Чикаго в 1968 году. Семь участников беспорядков предстали пред судом по обвинениям в заговоре против американского правительства.
Что тогда происходило в Аргентине?
В конце 1983 года последний назначенный хунтой президент Рейнальдо Биньоне передал власть демократическому правительству президента Рауля Альфонсина. До этого Биньоне обеспечил неприкосновенностью ряд участников хунты и приказал уничтожить документальные свидетельства преступлений военных. В 1985 году в ходе первых процессов над лидерами военной диктатуры Биньоне был освобожден от ответственности за преступления режима, а в 1987-м Альфонсин под давлением военных снял с генерала обвинения в преступлениях, совершенных им лично. Отменить иммунитет для участников военной хунты удалось в 2007 году.
Хунта
Политическая группировка, пришедшая к власти неконституционным путем и осуществляющая диктаторское правление методами террора.
Военная диктатура в Аргентине
В результате военного переворота в 1976 году к власти в стране пришла хунта. Она правила до 1983 года — до поражения в Фолклендской войне с Великобританией и укрепления оппозиции в Аргентине. Годы правления военной хунты сопровождались массовым террором. За это время, только по официальным данным, были убиты или пропали без вести около 13 тысяч человек. По данным правозащитных организаций, число погибших и исчезнувших — не менее 30 тысяч. Руководители государственного террора оправдывали эту преступную практику необходимостью борьбы с хаосом в стране, с терроризмом и с экстремизмом.
Суд в Киеве в 1946 году
С 17 по 28 января 1946 года в Киеве проходило заседание военного трибунала Киевского военного округа, во время которого было рассмотрено уголовное дело о преступлениях немецкой армии на территории Украины. Перед судом предстали 15 человек, которые во время Второй мировой войны в составе немецкой армии и других формирований оккупационного режима совершили преступления против мира и человечности.