23 ноября в парке «Сокольники» в Москве прошел митинг в защиту традиционных духовно-нравственных ценностей и против закона о профилактике семейно-бытового насилия. На акцию пришли около двухсот человек. Закон, против которого протестовали участники акции, еще не рассматривался депутатами Госдумы. Одна из авторов — депутат Оксана Пушкина — рассчитывает, что он будет внесен в Госдуму до конца 2019 года. В середине ноября Пушкина рассказала, что ей и другим разработчикам проекта поступали угрозы. Специальный корреспондент «Медузы» Кристина Сафонова рассказывает, кто пришел на митинг в защиту традиционных ценностей и чего больше всего боятся участники акции.
«Вот они, настоящие патриоты России, соль земли!» — обращается к собравшимся лидер движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин. За его спиной — большое изображение, на котором сам Кормухин в окружении детей с лампадками.
Вокруг сцены на небольшом асфальтированном пятачке гайд-парка в «Сокольниках» толпятся около 200 человек. У многих в руках красные флаги с аббревиатурами — ДСС (это те самые «Сорок сороков»), ПВО (организация «Патриоты Великого Отечества») и МП (движение «Мужской путь»). Есть и знамена других цветов и их символику проще расшифровать: белые — «Ассоциации родительских комитетов и сообществ», а синие — ЛДПР.
Кроме флагов, участники митинга, принесли плакаты: «Семья — это любовь, а не насилие», «Семья против насилия», «Семья — самое безопасное место» и «Не трогайте семью, госпожа Пушкина». Депутат и заместитель председателя комитета по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина — в числе авторов законопроекта о профилактике домашнего насилия и борьбе с ним. Пришедшие в парк выступают против принятия закона и часто заочно обращаются к депутату.
Еще накануне митинга Кормухин записал видеообращение, в котором призвал Оксану Пушкину прийти на акцию и выразить свою позицию, пообещав, что «никто не будет проявлять негатив» по отношению к ней. Но депутат в «Сокольники» не пришла. 16 ноября она сообщала, что ей и другим разработчикам законопроекта поступали угрозы.
Кормухин сетует со сцены на холод и на то, что для митинга в защиту традиционных духовно-нравственных ценностей и против принятия закона, не нашлось места удобнее и ближе к центру города. Он предлагает открыть собрание гимном России. Собравшиеся (многие из них пришли на митинг с детьми) охотно подпевают.
После Кормухина на сцену выходит член Общественной палаты России, отец семерых детей Павел Пожигайло. «Так, а где жена моя? — оглядывается он по сторонам. И заметив супругу, продолжает: — Ольга, иди сюда, ты скажи, что я тебя не бью, а то не поверят». Митингующие смеются. Члену Общественной палаты одного семейного примера мало: «Вань! Так, дети, где вы? Идите сюда! Ваня! Идите сюда, пусть посмотрят, что ни у кого синяков нет», — обращается он к своим. На сцену поднимается только Ольга, она становится на краю, не подходя к мужу. Тот называет ее «котей» и объявляет всем, что она беременна восьмым ребенком. Звучат аплодисменты. «Розовощекая, счастливая!» — описывает жену Пожигайло.
Он уверен, что статистика, которую приводят в СМИ о насилии в семье (на митинге говорят о каждой четвертой семье в стране) — «это такой фокус, нет этой статистики и никакой проблемы вообще нет». Дальше Пожигайло переходит к теме школьного образования. Больше всего его волнует то, что в современных школах русский язык изучают всего четыре часа в неделю, а английский, по его данным, — шесть часов. «Мы что, англичан выращиваем, что ли?» — возмущается многодетный отец.
Пожилая женщина справа от сцены внимательно смотрит на оратора и время от времени кивает. Корреспонденту «Медузы» она представляется Татьяной Федоровной и признается, что на акцию попала случайно — на входе в парк девушка дала ей флаер. «Я всегда за то, чтобы был только русский язык. У меня внук, ему 17 лет. Кто ему вбил в голову, что в Америке лучше? Второй внук у меня уже два языка изучает: английский и немецкий. А зачем? — задается вопросом Татьяна Федоровна. — У нас семья вообще патриоты: сыночка военный, невестка в полиции работает, и вообще мы чистокровные россияне».
Говоря о домашнем насилии, Татьяна Федоровна объясняет, что у нее был прекрасный муж (он умер), и лично она считает, что в конфликтах «виновата всегда женщина». «Говорят, глава семьи — мужчина. Нет, женщина. Как женщина скажет потихонечку, так и будет. Женщина же — лиска. Вот я была лиска, и всегда все было прекрасно», — говорит Татьяна Федоровна. Она добавляет, что у нее есть знакомая, которую бьет муж. Но та не уходит от него и продолжает рожать ему детей. «Было бы желание, все бы получилось», — заключает она.
* * *
Со сцены с речью выступает протоиерей Русской православной церкви Всеволод Чаплин. «Нашему народу нужен этот закон?» — обращается священник с собравшимся. «Нет!» — отвечают ему. «Все знают, что нет, — продолжает Чаплин. — А по телевидению ведется пропаганда в его пользу».
Чаплин утверждает, что сейчас в России достаточно законов для того, чтобы остановить «мужа-истязателя» или «отца, который вредит своим детям». Новый законопроект, по его мнению, придуман, чтобы «превратить семью в место, несовместимое с жизнью». «Примут этот законопроект — люди будут бояться жениться, выходить замуж и заводить детей. Потому что этот законопроект превратит НКО в систему, которая за хорошие деньги, будет нагло вмешиваться в жизнь каждой семьи», — говорит Чаплин.
Участники митинга в защиту традиционных духовно-нравственных ценностей. Москва, 23 ноября 2019 года
С ним соглашается Алексей — молодой человек в солнцезащитных очках и солдатской шапке, он пришел на митинг с женой Елизаветой. Пока Алексей держит двумя руками плакат: «Закон „О профилактике домашнего насилия“ — насилие над семьей!!!», жена обнимает его за локоть. Алексей считает, что насилие в семье бывает, если «присутствует алкоголь и он избыточен». «Если мы хотим побороть насилие в семье процентов на 80, надо бороться с алкоголем», — говорит он. Елизавета с мужем соглашается.
На сцену выходит публицист Валентин Лебедев. Как и Кормухин, он называет митингующих «солью земли». По его словам, сейчас мы живем «в замечательное время, время духовной весны для нашего народа», но вновь столкнулись с «бедой». Так Лебедев переходит к рассказу о законопроекте против домашнего насилия. Оратор повышает голос: «Это вообще не о семье! Это вообще убийство народа! — кричит он. — Это на самом деле шаг к тому, что наши активисты, наши писатели, публицисты, священники правильно называют расчеловечиванием. Это вообще уничтожение того, что наши эволюционисты (мы не с ними, конечно) называют homo sapiens. Вот за что мы сегодня здесь с вами стоим!»
Вслед за ним выступает юрист Валентина Литкова. Она считает, что готовящийся закон никого не защитит. «Он очень широко трактует насилие. Под насилием понимаются любые широкие либеральные права граждан», — заявляет Литкова. Она считает, что даже упоминание в законопроекте видов насилия таит опасность. Психологическое насилие — «нельзя сделать ребенку замечание»; сексуальное насилие — «если ваш ребенок вдруг захочет сексуальной свободы, вы не в праве ему препятствовать, за это его могут отобрать у вас»; эксплуатация — «привлечение детей к труду»; физическое насилие — «если мы ребенка куда-то не пустили, если мы угрожаем».
«Совершенно не касается этот закон избиений [в семье], про которые говорят лоббисты», — резюмирует юрист. Ее аргументы слышат далеко не все — в полтретьего, через час после начала акции, перед сценой остается около ста из двухсот пришедших на митинг людей. Остальные разошлись из-за холода.
«Мы все против насилия, в любой форме и в любом месте, — подхватывает мысль координатор сообщества CitizenGO Александра Машкова. — Но дело в том, что лоббисты законопроекта, они не против насилия, они за то, чтобы законопроект был». Машкова против нормы законопроекта о публичном и частно-публичном обвинении. Она считает, что в этом случае «если какой-то человек будет недоволен тем, как я воспитываю своего ребенка или общаюсь со своим супругом, на меня будет открыт охранный ордер и, возможно, уголовное дело». Машкова убеждена, что законопроект направлен не против насилия, а против «самого безопасного места на земле» — семьи. Именно поэтому его подписало «70 организаций», в которые входят «открытые феминистки, ЛГБТ и иностранные агенты».
«Семья — последний оплот!» — написано на плакате участницы-митинга Наташи. Она объясняет, что пришла на акцию, потому что переживает за своих детей — их у нее трое. «Я бы не хотела, чтобы кто-то по подозрению, кем-то сочиненному или надуманному, мог забрать моих детей. Я как психолог понимаю тот урон детям, которых забрали по какой-то причине, а потом родители доказали, что они не виноваты, и им вернули детей в семью. Психологическая травма все равно будет», — говорит Наташа. Она убеждена, что страх перед законом от побоев в семье никого не защитит. В этом случае может помочь только «умение любить, рассказать о своих ожиданиях в семье и вот эти конфликтные ситуации решать».
К Наташе подходит пожилая женщина, внимательно изучает ее плакат: «Последний оплот? Если мы хотим Русь защитить, надо избавить ее от Запада!»
* * *
Координатор общественного движения «Народный собор» Владимир Хомяков заявляет со сцены: «Здесь уже прозвучала фраза „информационная война“. В наше время воюют прежде всего не танками, воюют сознаниями — мы видели это на примере Украины и других стран». Он убежден, что «такая же война» ведется и против России, а лоббисты законопроекта о домашнем насилии — «всего лишь авангард внешней угрозы, которая пытается разрушить страну изнутри». Ведь, как провозглашает Хомяков, Россия держится на трех китах — традиционных ценностях, православии и семье.
В три часа дня в парке остается не больше пятидесяти человек. Чтобы согреться, некоторые разминаются или даже приседают, другие — пьют чай. Его всем желающим бесплатно наливают несколько бородатых мужчин слева от сцены. Там же ведется активное обсуждение о том, что хорошо бы каждому иметь дома оружие. «Минин и Пожарский ни у кого не спрашивали разрешения, когда на Кремль шли», — горячится один мужчина, когда ему напоминают о законодательстве. «Да, Минин и Пожарский — сейчас вообще очень актуально!» — без иронии соглашается собеседник.
В завершение акции Андрей Кормухин приглашает на сцену многодетных матерей. «Этот закон против женщин в первую очередь», — говорит он. И объясняет, что женщина — хранительница очага и больше мужчины «ратует за семью». «Мужчина кто? Мужчина любит в космосе витать, мир перестраивать. А женщина более практичная. Она — семейный очаг, чтобы дома было уютно, тепло, умеет готовить. Ради этих женщин в принципе мы здесь мужики и собрались, чтобы никто не мог прийти в наши семьи и разрушить наши домашние очаги».
«Такие люди, как Пушкина. Такие люди, как [поддержавшая закон председатель Совета Федерации Валентина] Матвиенко и прочее отребье — они не рожали детей, они их убили», — начинает свою речь женщина в розовом пуховике и шапке. От лица многодетных матерей она выражает авторам закона и его сторонникам вотум недоверия. Многодетная мать убеждена, что закон выгоден ЛГБТ-сообществу. Если его примут, «любой трансвестит обвинит нас, нормальных людей, традиционалистов в том, что мы совершили психологическое насилие», объясняет она. «Сегодня государство идет не туда. Вектор не на многодетные семьи, не на любовь, не на милосердие», — утверждает женщина. А в завершении своей речи призывает выгнать «пинками, взашей» с должности Оксану Пушкину, а Алене Поповой (еще одной участнице разработки законопроекта) выдать охранный ордер, запрещающий приближаться к Госдуме и Общественной палате. «Это иностранные агенты, которые приносят колоссальный вред. Они враги», — возмущается женщина в розовом и предлагает вернуть расстрел как меру наказания «за продажу родины в особо крупных размерах — продажу семей и измену интересам России».
Следом выступают представители мужских организаций. Один из них — Павел Добролюбов — читает стихотворение собственного сочинения, которое заканчивается словами: «Ювенальный беспредел, дьявол в режиссуре. Враг внутри страны засел, волк в овечьей шкуре».
* * *
К четырем часам — заявленному времени окончания акции — еще остаются желающие обратиться со сцены к немногочисленным протестующим. Но у микрофона вновь оказывается Андрей Кормухин. Он зачитывает резолюцию митинга — ее ДСС составило вместе с другими организациями, а участники митинга подписали. В заключительной речи он критикует «антисемейный» закон, подрывающих доверие к правоохранительным органам феминистов и «антироссийские» СМИ («Радио Свобода» и Deutsche Welle) и общественные организации (Amnesty International и Human Rights Watch).
«Мы не доверяем феминисткам, гомосексуалистам и бенефициарам зарубежных государств создание законов, затрагивающих наши семьи», — читает Кормухин и требует «принять все возможные меры для противодействия разрушению семьи в России».
Как только он прекращает, из колонок звучит «Священная война». Под слова «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой» все спешат к метро.
Читайте также
- Замминистра юстиции назвал ложью выдержки из его письма о преувеличенной проблеме домашнего насилия. Это не ложь, вот цитаты из документа
- Вопрос стоял так: их жизнь или его жизнь — других вариантов не было Можно ли трактовать дело сестер Хачатурян, убивших своего отца, как самооборону? Интервью адвоката Мари Давтян
- Житель Иркутской области вывез бывшую девушку в лес и трижды ударил ножом. Его задержали через две недели — после поста в соцсетях
Сорок сороков
Общественное движение, созданное Андреем Кормухиным и Владимиром Носовым. Согласно сайту, в него входят «православные христиане» и все, кто «стремится защищать Отечество и традиционные духовно-нравственные ценности».
Это так?
Нет, по Базисному учебному плану учебных часов на русский язык отводится существенно больше времени, чем на иностранный.
сокр.
Некоммерческие организации.
CitizenGO
Международное сообщество, члены которого, как они сами о себе говорят, «совместно защищают и пропагандируют ценности человеческой жизни, семьи и свободы». Выступают с жестко консервативных позиций — против современной политкорректности, абортов и т. д.
Гайд-парки
В России — специально отведенные (как правило, на окраинах городов) места, где можно проводить публичные акции без согласования с местными властями.
Что это?
Для публичного обвинения достаточно самого факта преступления, о котором может сообщить кто угодно (например, как в случае с убийством). Для частно-публичного обвинения нужно заявление пострадавшего, но дальнейшие действия берет на себя государство. При частном обвинении бремя доказывания лежит на заявителе.