истории

«Не кино, а выставка национальных достижений» В России вышел фильм «Вызов», ради которого Юлия Пересильд летала в космос. Его рекламируют через «Госуслуги», но до успехов «Чебурашки» пока далеко

Источник: Meduza

20 апреля в России состоялась премьера фильма Клима Шипенко «Вызов». «Первая картина, снятая в космосе», как ее называют российские СМИ, еще задолго до выхода на экраны стала проектом государственной важности — а на ее съемки потратили около миллиарда рублей. «Медуза» рассказывает, удалось ли «Вызову» обогнать «Чебурашку» по сборам в первые дни и что о нем думают кинокритики.

Перед началом проката «Вызова» из кинотеатров исчезли все нелегальные фильмы

«Вызов» — это масштабный государственный проект. Официальный синопсис фильма звучит так:

Торакальный хирург Женя за месяц должна подготовиться к космическому полету и отправиться на МКС, чтобы спасти космонавта. Удастся ли ей справиться с испытаниями? Сможет ли она преодолеть неуверенность и страхи? Получится ли у нее провести сложнейшую операцию в условиях невесомости, от которой зависят шансы космонавта вернуться на Землю живым?

Роль хирурга Жени сыграла российская актриса Юлия Пересильд. Вместе с ней в «Вызове» снялись Милош Бикович («Холоп», «The Tелки»), Владимир Машков, а также космонавты Антон Шкаплеров, Олег Новицкий и Петр Дубров, находившиеся во время съемок на борту Международной космической станции. Некоторые сцены фильма сняты непосредственно на МКС — ради этого режиссер картины Клим Шипенко и Юлия Пересильд летали в космос.

Накануне премьеры «Вызова», прошедшей 20 апреля, в российских кинотеатрах перестали показывать другие популярные фильмы, добравшиеся до российского экрана, сообщает издание «Бюллетень кинопрокатчика». Хотя крупные зарубежные премьеры, за редким исключением, с начала полномасштабного вторжения больше не выходили в России, часть киносетей продолжала показывать их неофициально. Но с 20 апреля «серые» киносеансы временно прекратились — из афиш исчезли картины «Подземелья и драконы: Честь среди воров» (Paramount), «Шазам! Ярость богов» (Warner Bros., DC), «Человек-муравей и Оса: Квантомания» (Marvel) и «Братья Супер Марио в кино» (Universal).

В начале 2018 года во время проката «Движения вверх» так же сдвинули выход «Приключений Паддингтона — 2» и финальной части «Бегущего в лабиринте». В конце того же года вышел военный фильм «Т-34» — одновременно с этим киносети перенесли выход «Аквамена» и «Гринча».

Central Partnership

«Вызов» получился очень дорогим. Но по сборам ему далеко до «Чебурашки» (несмотря на всю рекламу от властей)

В первые выходные после премьеры «Вызов» показал лучший старт в российском кинопрокате с начала года: с 20 по 23 апреля фильм заработал более 423 миллионов рублей. Тем не менее пока «Вызову» далеко до «Чебурашки», собравшего в первый уик-энд 982 миллиона рублей (этот семейный фильм стал самым кассовым в истории российского проката).

«Бюллетень кинопрокатчика» отмечает: «Впрочем, учитывая масштабную рекламную кампанию и широчайшую роспись, ожидания от проекта были явно выше». «Вызов» действительно крайне активно продвигают и в Кремле, и на российском телевидении, приглашение сходить в кино на фильм Шипенко получили даже пользователи «Госуслуг». Первый канал сообщал:

Такого восторга у зрителей не вызывала, пожалуй, еще ни одна художественная лента. Настоящий космос на экране действительно ошеломляет. Это признали и на Западе. Передовицы влиятельных газет и информагентств о том, что мы снова впереди всей планеты. Пока в Голливуде только собирались, Россия сделала. 

А это цитата из передачи «Вести»:

У зрителя складывается ощущение, что он находится с героями на орбите и сам парит в невесомости.

Гендиректор Первого канала Константин Эрнст — один из продюсеров картины. Также в создании «Вызова» принимали участие студия Yellow, Black and White и онлайн-кинотеатр Start. Еще один продюсер, указанный в титрах, — бывший глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин (картина вышла при поддержке этой госкорпорации и Фонда кино).

Какой у «Вызова» бюджет, точно неизвестно. На начальных этапах стоимость производства картины оценивалась в 905 миллионов рублей. Этого, по словам продюсеров, не хватило для съемок на космодроме Байконур и постпродакшна, поэтому создатели фильма запросили у Фонда кино еще 250 миллионов. Эти данные не учитывают сопутствующие расходы «Роскосмоса».

При этом Константин Эрнст 17 апреля утверждал, что фильм стоит меньше миллиарда рублей: «Никакие не полтора миллиарда. Бюджет составлен из денег Фонда кино, Первого канала и спонсоров».

На премьере Эрнст поблагодарил Рогозина, а Ургант пообещал вернуться на Первый канал

На московской премьере «Вызова» в кинотеатре «Октябрь» Константин Эрнст со сцены поблагодарил Дмитрия Рогозина, который на момент съемок возглавлял «Роскосмос». Сам Рогозин на мероприятии не появился.

Нам посчастливилось принять участие в этом увлекательном приключении. И сейчас [в зрительном зале] нет только одного важного человека, благодаря которому это все получилось. Он сейчас находится на линии соприкосновения в районе Запорожья — это Дмитрий Олегович Рогозин.

На премьере «Вызова» неожиданно появился телеведущий Иван Ургант, который в первый же день российского вторжения в Украину высказался против войны.

Его вечернее шоу «Вечерний Ургант» не выходит в эфир уже больше года, но на премьере «Вызова» телеведущий заявил, что «обязательно вернется в эфир Первого». Правда, подробностей от него или других представителей телеканала пока нет.

Создатели «Вызова» настаивают, что это первый фильм, снятый в космосе. Строго говоря, это не совсем так

Маркетинговая кампания «Вызова» построена на том, что это «первый фильм, снятый в космосе». Это утверждение есть даже на главном постере, его постоянно повторяют в пресс-релизах и на российском телевидении.

Строго говоря, это не совсем корректно. Куда правильнее было бы сказать, что «Вызов» — это первый полнометражный художественный фильм, ради которого в космос отправились сами кинематографисты. И вот почему:

  • Космонавты уже становились кинооператорами. Например, в 1961 году советский летчик Герман Титов, совершая 25-часовой орбитальный полет на «Востоке 2», снимал Землю, звезды и облачный покров на камеру «Конвас-автомат». Эти съемки затем использовались в документальных фильмах, а кадры появились во всех мировых СМИ.
  • Космические съемки постоянно используются в документальных фильмах, например «Ради всего человечества» (1989), «Прекрасной планете» (2016) и «Путешествии в космос» (2015).
  • Съемки в космосе уже появлялись в художественных фильмах. К примеру, в советской картине Александра Сурина «Возвращение с орбиты» (1983) использовали кадры, специально сделанные на космической станции «Салют-7» и корабле «Союз Т-9». Авторы этих кадров — космонавты Александр Александров и Владимир Ляхов. Профессиональных актеров к ним не отправляли — в отличие от «Вызова», ради которого режиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд полетели на МКС.

rossiyskyvision

Из-за съемок «Вызова» одни настоящие космонавты остались на Земле, а другие задержались на МКС

Ради космического полета Шипенко и Пересильд «Роскосмос» изменил план работы МКС. Режиссер и актриса отправились на орбиту вместо настоящих космонавтов Андрея Бабкина и Дмитрия Петелина, которые задолго до этого начали подготовку к первому в жизни полету.

В июле 2021 года один из главных популяризаторов космонавтики в России Александр Хохлов рассказал об этом ютьюб-каналу «Редакция»:

Был план полетов — и он был перекроен. Например, очень многие не помнят и не замечают, что из-за этого фильма наш космонавт и американский астронавт [Марк Ванде Хай] будут на станции почти год. Они должны были лететь на полгода. Об этом молчат.

Не была нормально сделана научная программа на год. Очень мне жалко нашего космонавта Андрея Бабкина: он должен был осенью [2021 года] полететь [на МКС], он очень долго ждал полета. И весной [2021 года] его сняли: ему уже больше 50 лет, он ни разу не летал и он не мог дублировать годовой полет. Его сняли, и его нет в назначении следующего года.

Бабкин так и не слетал в космос, впрочем, это также связано с тем, что космонавт, по его словам, не прошел медицинскую комиссию. Петелин отправился на МКС в сентябре 2022 года и, по прогнозам, должен вернуться на Землю в этом сентябре.

Дмитрий Петелин и Сергей Прокопьев выходят в открытый космос

Роскосмос ТВ

Кинокритики не понимают, зачем нужно было летать в космос. И ругают «Вызов» за все, кроме игры Пересильд

В первые дни проката «Вызов» удерживает на «Кинопоиске» оценку в районе 7,6 из 10. Кинокритики же отмечают актерский талант Юлии Пересильд, называя ее «единственным по-настоящему ярким и живым элементом фильма», а также отмечают, что, возможно, каждый из показанных «космических» кадров можно было бы снять с земли не менее зрелищно.

Чаще всего профильные журналисты ругают «Вызов» за резкий контраст между космическими и земными съемками, а также слабый сюжет «классической производственной драмы и, может, даже сериала для дневного вещания». Вот как они отзываются о фильме.

Егор Москвитин, РБК:

«Вызов» начинается с гуманистической миссии в духе чуть ли не «спасения рядового Райана». Оказывается, жизнь отдельного человека может быть для чиновников важнее возможного увольнения или плохого паблисити. Оказывается, трусливые и бессердечные люди есть и в «Роскосмосе», и в прокуратуре.

Но плохих силовиков, которые кошмарят героиню Пересильд, по звонку сверху (в момент звонка камера наползает на портрет президента) приструнят хорошие силовики — а потом еще и перевоспитают русские женщины с их мягкой силой. Зато страстных монологов о национальном характере, как во «Времени первых», не будет. «Вызов» полагается на действия, а не на слова — и хотя бы за это ему можно сказать спасибо.

Юлия Шагельман, «Коммерсант»:

Космонавты произносят свои реплики с отчаянной неловкостью людей, которых зачем-то отвлекли от серьезной работы, Юлия Пересильд демонстрирует завидную физическую форму, мама героини (Елена Валюшкина) отвечает за комические перебивки. Венчает все успешно — и это тоже не спойлер — проведенная операция, после которой Женя возвращается домой, получив в качестве награды целование ручек от руководства ЦУПа и признание в любви от [доктора] Владислава [в исполнении Милоша Биковича].

Алексей Пасюгин, «Кинопоиск»:

Мы смотрим одновременно как будто два фильма, игровой и док, и очень трудно переключаться между двумя режимами восприятия, предполагающими совершенно разные аттракционы. <…> Шипенко постоянно бросает нас из режима в режим: вдруг камера резко отлетает от МКС до самой Земли, но мы знаем, что это CGI, и ощущение фейка переносится и на МКС. Или героиня проводит операцию, а Влад, сидя во дворе своего дома, следит за ней на экране мобильника, как будто смотрит стрим в YouTube. И все, мы тут же падаем на землю из космоса, а эффект соприсутствия теряется.

Евгений Ткачев, «Афиша»:

Несправедливо будет сказать, что в «Вызове» совсем нечего посмотреть. Шипенко — умелый режиссер, поэтому в фильме есть несколько виртуозно поставленных эпизодов. Скажем, продолжительная сцена с Пересильд в центрифуге. Или вся хирургическая операция в невесомости. Только всего этого недостаточно, чтобы назвать «Вызов» хорошим фильмом. Потому что это, строго говоря, не кино, а выставка национальных достижений, трехчасовое промо «Роскосмоса». 

Николай Кубрак, «Канобу»:

Стоило ли оно того? С политической точки зрения — да. С творческой — нет. «Вызов» — важная «ачивка» для государства, которое достигло первенства в буквальном освоении космоса кинематографом.

«Медуза»

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.