Из-за карантина столько спектаклей показывают онлайн! Так, а какие смотреть? Антон Хитров выбрал 10 самых интересных постановок
Театры по всему миру закрываются на карантин и, чтобы не терять связи со зрителями, бесплатно показывают в интернете записи старых спектаклей — или даже переносят в онлайн премьеры. В последние недели виртуальных постановок стало так много, что даже опытным зрителям трудно в них ориентироваться. По просьбе «Медузы» театральный критик Антон Хитров выбрал 10 самых интересных спектаклей из России и не только, которые можно увидеть онлайн.
Свинарка и пастух
«Мобильный художественный театр», Москва
«Мобильный художественный театр» — приложение с необычными аудиогидами: зрители гуляют по городу в наушниках, и все вокруг превращается в спектакль (да, это тоже театр — мы уже писали, почему). Треки можно слушать и дома — кое-что потеряется, но не все.
«Свинарка и пастух» по сценарию Валерия Панюшкина — занимательный рассказ об официальной культуре сталинской эпохи и художниках, которые нашли в ней место. В фокусе проекта — Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (теперь ВДНХ) и ее полнометражная реклама, музыкальная комедия Ивана Пырьева о пастухе Мусаибе и свинарке Глаше.
Главное достоинство спектакля — в балансе между фикшн и нон-фикшн. Экскурсоводу Чулпан Хаматовой помогают актеры «Гоголь-центра» — китаянка Ян Гэ и американец Один Байрон. Они играют современных московских экспатов — «Глашу и Мусаиба» XXI века, которым предстоит убедится, что сегодняшний капитализм немногим лучше сталинизма.
Как послушать: установите приложение «Мобильный художественный театр» в AppStore или GooglePlay и скачайте трек до 31 марта.
Гамлет
Томас Остермайер, Schaubühne, Берлин
Schaubühne Berlin
Остермайер — это такой немецкий Кирилл Серебренников: режиссер-интерпретатор, который сделал имя на нетривиальной трактовке хрестоматийных текстов.
Если вы хорошо знаете «Гамлета» и представляете себе театр времен Шекспира, вы без труда разгадаете логику Остермайера. Его главная задача — найти современный аналог шекспировской эстетике, и любые, даже самые эпатажные решения, служат этой цели. Скажем, актеры в спектакле ходят не по ровному полу, а по мокрой кладбищенской земле, которая всех пачкает: это очень по-шекспировски — каждый человек уже при жизни носит на себе знаки разложения.
В роли датского принца — экспрессивный Ларс Айдингер, звезда театра Schaubühne и печально известного фильма «Матильда».
Как посмотреть: видео с английскими субтитрами появится на сайте театра 1 апреля в 18:30 по Берлину и будет доступно до полуночи.
Пермские боги
Дмитрий Волкострелов, «Театр-Театр»
Илья Радченко / «Театр-Театр»
Волкострелов — больше концептуальный художник, чем театральный режиссер. У него нет ни малейшего желания делать увлекательные зрелища, его работы — что-то вроде искусствоведческих эссе. В спектакле «Пермские боги» он комментирует самую знаменитую коллекцию Пермской художественной галереи — собрание храмовой скульптуры из окрестных сел (галерея участвовала в проекте вместе с «Театром-Театром»).
Судьба деревянных «богов», которых из церкви переселили в музей — для Волкострелова повод поговорить о разнице между культурой города и культурой деревни. Например, городское время — линейное, а деревенское ходит по кругу: режиссер нашел очень изящный способ это продемонстрировать.
Как посмотреть: ссылка появится в соцсетях театра 2 апреля в 19:00 по Перми и будет работать еще сутки.
Записки из подполья
Кама Гинкас, Московский театр юного зрителя
Московский театр юного зрителя
Среди российских театров самая впечатляющая программа трансляций — у московского ТЮЗа. В списке — почти 20 названий, по которым можно изучать многолетнюю эволюцию двух больших режиссеров, Камы Гинкаса и Генриетты Яновской.
Чего точно нельзя пропускать, так это работы, давно сошедшие с репертуара — вроде знаменитых «Записок из подполья», выпущенных Гинкасом в 1988 году. Это был его первый спектакль по Достоевскому: потом режиссер поставит еще семь, один лучше другого. Если кто-то задумает написать книгу о Достоевском на сцене, Гинкасу придется выделить отдельную главу.
Безымянный герой «Записок», которого режиссер назвал Парадоксалистом — едва ли не самая важная роль в карьере покойного Виктора Гвоздицкого: этого актера почти не снимали в кино, но для театральной публики он был первой звездой.
Как посмотреть: трансляция начнется 3 апреля в 19:00 по Москве в соцсетях театра.
Гроза
Генриетта Яновская, Московский театр юного зрителя
Московский театр юного зрителя
Один из лучших спектаклей 1990-х. Эталон интерпретационного театра: вы приходите в уверенности, что знаете «Грозу» Островского, а видите совершенно незнакомую историю. Яновская придумала заново не только царицу «темного царства» Кабаниху: в ее трактовке переродились даже герои второго плана, вроде странницы Феклуши или механика-самоучки Кулигина.
Художник Сергей Бархин придумал, без скидок, гениальное пространство, где нет границы между залом и сценой, а театр превращается в модель мироздания, заимствованную из всех мифологий сразу. На международном фестивале в Авиньоне его замысел выкрутили на максимум, сыграв «Грозу» в старой католической церкви. К слову, в авиньонскую программу за всю историю попадали считанные спектакли из России, а 20 лет назад это был большой почет.
Как посмотреть: Трансляция начнется 8 апреля в 19:00 по Москве в соцсетях театра.
Парсифаль
Дмитрий Черняков, Берлинская государственная опера
Staatsoper Unter den Linden
Дмитрий Черняков, самый известный оперный постановщик из России, на родине теперь почти не работает. Трансляции Берлинской оперы — прекрасная возможность узнать, чем он занимался последние лет десять: в программе — целых пять его спектаклей.
Если нужно выбрать один, пусть это будет «Парсифаль» по Рихарду Вагнеру. Черняков не был бы Черняковым, если бы не переделал хрестоматийный сюжет по-своему: рыцари Грааля в его трактовке — отшельники-сектанты, которые питаются кровью одного из своих формальных лидеров. Дирижирует руководитель Берлинской оперы Даниэль Баренбойм, на сегодня — один из главных интерпретаторов музыки Вагнера.
Как посмотреть: видео появится на сайте театра 10 апреля в 12:00 по Берлину и будет доступно еще сутки. Субтитров не будет — придется прочитать либретто.
Читайте также
Семь смертей Марии Каллас
Марина Абрамович, Баварская опера, Мюнхен
7 DEATHS OF MARIA CALLAS Preview
BayerischeStaatsoper
Знаменитая художница готовит оперу-трибьют не менее легендарной певице. Абрамович сыграет семь героинь Марии Каллас, но только те сцены, где они погибают. Сюжет, который занимает художницу в этой работе — романтическая смерть ради любви; по ее словам, Каллас и сама умерла от разбитого сердца.
Абрамович задумала проект шесть лет назад, тогда она планировала снять фильм с семью режиссерами. Среди них могли быть Роман Полански и Алехандро Гонсалес Иньярриту: оба сначала согласились, а потом отказались. В итоге замысел изменился: теперь это не фильм, а оперный спектакль.
Как посмотреть: Баварская опера собиралась транслировать премьеру 11 апреля, но сейчас обещает провести ее позже. Следите за новостями в соцсетях театра.
Чаадский
Кирилл Серебренников, «Геликон-опера», Москва
Чаадский
Helikon Opera
Превратить «Горе от ума» в оперу было замыслом Павла Каплевича, театрального художника и продюсера. Композитором он выбрал Александра Маноцкова, одного из самых успешных оперных сочинителей в стране. Маноцков и Каплевич на пару написали либретто, где комедия Грибоедова — главный, но не единственный источник. Среди прочего туда попали цитаты философа Петра Чаадаева, который похож на Чацкого не только фамилией, но и биографией: его тоже объявляли сумасшедшим.
Режиссуру поручили Кириллу Серебренникову, которому всегда прекрасно дается русская классика, особенно «демократическая» — вроде поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Лидер «Гоголь-центра» поставил спектакль о социальном неравенстве: посетители московских гостиных не ходят по земле — их носят на столешницах атланты-чернорабочие. И те, и другие, естественно, списаны с современной натуры.
Как посмотреть: в онлайн-кинотеатре Okko сейчас и до 26 июня.
Три толстяка (эпизоды I и II)
Андрей Могучий, Большой драматический театр им. Товстоногова, Санкт-Петербург
bdtspb
Визионер Андрей Могучий бросил себе серьезный вызов — он пытается создать на сцене аналог фантастического голливудского блокбастера. В еще не оконченной трилогии БДТ революционная сказка Юрия Олеши смешана с космической оперой типа «Звездных войн» и подростковой антиутопией вроде «Голодных игр». Толстяки, например — никакие не люди, а пришельцы-захватчики, точнее, некая злонамеренная энергия из космоса. Жанр требует спецэффектов — и Могучий на них не скупится: стены падают, актеры летают, по сцене разъезжает танк в натуральную величину. В общем, амбициозная и зрелищная вещь.
Как посмотреть: в онлайн-кинотеатре Okko сейчас и до 26 июня.
100% City
Rimini Protokoll, 38 городов по всему миру
100% Воронеж
Platonov Fest
Режиссеры Даниэль Ветцель, Штефан Кэги и Хельгард Хауг из объединения Rimini Protokoll делают лучший в мире нон-фикшн театр, более того — они, наверное, ближе всех подобрались к ответу на вопрос, каким должен быть театр XXI века.
У Rimini Protokoll очень широкий круг интересов: они делали проекты об андроидах и медузах, об операторах колл-центров и дальнобойщиках, о шпионаже, торговле оружием и дипломатии. Хит под названием «100% City», переживший 38 редакций (в том числе на Платоновском фестивале в Воронеже два года назад) — в сущности, не что иное, как занимательная инфографика о городе. Но вместо цифр и значков — живые люди: 100 простых горожан, представляющих остальное население. Скажем, если дети-дошкольники составляют в нем 10 процентов, на сцене будет 10 дошкольников.
По ходу спектакля участники отвечают на самые разные вопросы — о политике, повседневной жизни, надеждах и страхах. Получается объемный и беспристрастный портрет сообщества.
Как посмотреть: на странице компании в Vimeo — вот «100% Berlin» с английскими субтитрами, а вот «100% Philadelphia» на английском языке.
Чем еще заняться на карантине:
- Семь небанальных русских классических книг, чтобы сбавить темп и отвлечься Гончаров — о путешествии на фрегате, Булгаков — о выживании в изоляции, Герцен — о собственной захватывающей жизни
- Домашний кинотеатр: пять фильмов Федерико Феллини для тех, кто хочет начать разбираться в кино О мечтах, самообмане и магии детства. Выбор Антона Долина
- Что смотреть дома с детьми: «Белоснежка», «Фантазия» и «Робин Гуд» 10 классических мультфильмов Disney
- Что посмотреть во время карантина: 12 самых заметных сериалов весны Ситком с Лапенко, молодежный хит от Netflix и новый «Мир Дикого Запада»