истории

Главные культурные события 2025 года: кино, музыка, архитектура, литература и театр Выбор ведущих телеграм-канала Plot

Источник: Meduza

В 2024 году мы запустили телеграм-канал «Плот», где каждый день рассказываем читателям о кино, сериалах, музыке, литературе и современном искусстве. На новогодние праздники мы приготовили адвент-календарь: в первых числах января на «Плоту» ежедневно выходили посты о самых ожидаемых культурных событиях 2025 года. Теперь мы публикуем их разом на «Медузе».

Фильм: «Супермен» Джеймса Ганна

Премьера — 11 июля

DC

Среди всех многообещающих кинопремьер 2025 года, от «Франкенштейна» Гильермо дель Торо до третьей части «Аватара», супергеройский фильм Джеймса Ганна — пожалуй, самый важный: от его успеха зависит, каким будет развлекательное кино в ближайшие годы. 

Дело в том, что режиссер Ганн на пару с продюсером Питером Сафраном занимается перезагрузкой киновселенной DC — и делает это именно в тот момент, когда главные конкуренты, Marvel, переживают затяжной кризис. Ганн, автор образцовой трилогии кинокомиксов «Стражи галактики» и изобретательного «Отряда самоубийц», признает, что зрители устали от супергероев на экране — но настаивает, что дело не в супергероях как таковых, а в качестве фильмов. 

«Супермен» — первый полнометражный фильм в новой вселенной DC (и уже четвертая попытка возродить персонажа на большом экране). Заглавного героя сыграет малоизвестный актер Дэвид Коренсвет. Из знакомых персонажей в фильме участвуют заклятый враг Супермена Лекс Лютер, его возлюбленная Лоис Лейн и супергерой Зеленый Фонарь (Николас Холт, Рэйчел Броснахэн и Нейтан Филлион соответственно). Еще это будет первое экранное появление собаки Крипто: Ганн добавил ее в сценарий после того, как взял из приюта пса по имени Одзу, у которого оказался непростой характер.

Страница Джеймса Ганна в соцсети X

Если картина понравится зрителям, это наверняка отсрочит смерть кинокомиксов, да и киновселенных в целом. К слову, Ганн собирается переосмыслить эту концепцию: он обещает, что вселенная DC не будет требовать от публики знания всех своих проектов, как это сейчас делает Marvel — все фильмы и сериалы можно будет смотреть как самостоятельные произведения.

«Плот» — это телеграм-канал, где говорят о культуре в эпоху плохих новостей. Каждый день редакторы «Медузы» Софья Воробьева и Антон Хитров рассказывают о кино, сериалах, музыке, литературе и современном искусстве. Подписывайтесь: будем вместе спасаться в бурю.

Сериал: «Рыцарь семи королевств» Джорджа Мартина и Иры Паркер

Премьера — в конце 2025 года на HBO

Max

Новый сериал HBO во вселенной «Игры престолов» экранизирует повести Джорджа Мартина о Дунке и Эгге — спин-оффы книжного цикла «Песнь льда и пламени». 

Если вы никогда не читали Мартина, но представляете себе мир Вестероса хотя бы в общих чертах, короткие истории о странствующем рыцаре Дунке и его оруженосце Эгге, будущем короле Эйгоне V — практически идеальная точка входа: они лаконичные, самодостаточные и абсолютно захватывающие. А еще это самое реалистичное произведение о Вестеросе: Дунк и Эгг путешествуют по Семи королевствам за пару поколений до Дейнерис Таргариен, во времена упадка династии, когда драконы вымерли, а вместе с ними исчезла магия. 

Хочется верить, что сериал окажется по крайней мере не хуже первоисточника. Во всяком случае, как материал для экранизации повести о Дунке и Эгге определенно выигрывают у книги «Пламя и кровь» — основы для «Дома дракона», другого спин-оффа «Игры престолов», который ко второму сезону заметно потерял в темпе и увлекательности (к слову, следующей сезон сериала о Таргариенах, скорее всего, выйдет не раньше 2026 года). 

Премьерный сезон основан на первой истории цикла «Межевой рыцарь». В ней Дунк, выходец из простонародья, знакомится с мальчиком по имени Эгг и выясняет, что это замаскированный принц, а затем ссорится с одним из его старших братьев — что, разумеется, в Вестеросе грозит смертью.

Альбом: «R9» Рианны

Предположительно 2025 год

Samir Hussein / WireImage / Getty Images

2025 год обещает немало заметных релизов в мире поп-музыки, — скажем, «Eusexua» FKA Twigs, «The Right Person Will Stay» Ланы Дель Рей или седьмая студийная пластинка Леди Гаги. Но ни один из них фанаты не ждут так долго, как альбом Рианны. Ее последний на сегодня сольник, «Anti», вышел в 2016-м; очень скоро пошли слухи, что артистка готовит следующий, затем появилась и дата релиза — 2019 год — но в итоге пластинка, известная среди поклонников Рианны под условным названием «R9», так и не вышла. 

В 2023 году певица призналась в интервью Vogue, что не уверена, выйдет ли «R9» вообще: «После такого альбома, как „Anti“… я сама на себя давлю. Если он не будет лучше предыдущего, его и вовсе не стоит выпускать».

Тем не менее, в последнее время слухи о скором релизе стали появляться все чаще — а артистка, которая еще недавно пугала фанатов, появляясь в футболке с надписью «Я на пенсии», подтвердила, что вернулась к работе над пластинкой. В итоге поп-культурные медиа уже включают «R9» в списки главных альбомов предстоящего года — хотя у релиза еще нет ни даты, ни официального названия.

Книга: «День» Майкла Каннингема

Русский перевод выйдет в издательстве Corpus 15 января 2025 года

В ноябре 2023-го американец Майкл Каннингем — пулитцеровский лауреат и один из знаменитейших современных писателей — вернулся с новым романом после восьмилетней паузы: его последняя на тот момент книга, сборник «Дикий лебедь и другие сказки», где писатель переосмыслял знакомые сказочные сюжеты, вышел в 2015 году.

На сей раз Каннингем выпустил роман — он называется «День» и рассказывает о трех апрельских днях из жизни нью-йоркской семьи: дни всегда одни и те же, но годы разные — 2019-й, 2020-й и 2021-й. История, как несложно догадаться, глядя на эти даты — о пандемии и о том, как она сказалась на повседневной жизни. «Если вы прочтете только один роман о ковиде, пусть это будет „День“ Майкла Каннингема», — писала Хиллари Келли, книжная обозревательница LA Times.

В 2025 году «День» наконец-то можно будет прочитать по-русски. Роман перевела Любовь Тронина, известная, например, переложениями книг Дженнифер Сэйнт о героинях греческих мифов (среди них — роман «Ариадна», который критики называли одной из лучших изданных по-русски книг 2022 года). С Каннингемом она имеет дело впервые.

Архитектура: Экспо

С 13 апреля по 13 октября в Осаке, Япония

Логотип Экспо-2025 на улице Осаки

Philip Fong / AFP / Scanpix / LETA

Всемирная выставка — форум, посвященный техническим достижениям разных стран — проходит регулярно с 1851 года; в XXI веке сложилась традиция устраивать ее каждые пять лет. Города соревнуются, чтобы принять ее у себя: например, кандидатами на место проведения Экспо-2025, кроме победителя Осаки, были Екатеринбург и Баку. 

Для Осаки это будет уже вторая Всемирная выставка: первая прошла в 1970 году. Тема форума — «Создавая общество будущего для нашей жизни»; это типичная для мероприятия размыто-оптимистичная формулировка, предыдущая выставка в Дубае прошла под лозунгом «Объединяя умы, создавая будущее». Россия отказалась участвовать — более того, страна отозвала заявку на проведение Экспо-2030.

Почему Экспо-2025 оказалась в адвент-календаре «Плота»? Потому что это очень заметное событие в мире архитектуры — с участием самых знаменитых бюро. Среди национальных павильонов нередко встречаются проекты, которые вспоминают спустя годы после выставки. 

«Большое кольцо» по проекту Су Фудзимото

Philip Fong / AFP / Scanpix / LETA

Экспо в Дубае, например, запомнилась колоссальными полупрозрачными арками Асифа Хана, встречавшими гостей форума, павильоном ОАЭ авторства Сантьяго Калатравы — с машущими «крыльями», разноцветным павильоном России по проекту Сергея Чобана, который вдохновлялся идеями авангардиста Якова Чернихова.

Среди важнейших проектов на выставке в Осаке — двухкилометровое кольцеобразное здание, которое придумал архитектор Су Фудзимото (его возвели, используя традиционные местные методы обработки дерева) и целых два национальных павильона от японского мастера Кенго Кумы: они представляют Португалию и Катар.

Современное искусство: Almaty Museum of Arts

Архитектор — Чепмен Тейлор. Открытие летом 2025 года

Yinka Shonibare CBE

Летом 2025 года откроется первый частный музей современного искусства в Центральной Азии — причем на площади 9400 квадратных метров (для сравнения, площадь московского «Гаража» — 8000 м²). 

Один из важнейших трендов в арт-мире — внимание к художникам и институциям за пределами западных стран (скажем, это была главная тема на последней Венецианской биеннале). С появлением столь крупной площадки центральноазиатское искусство наверняка станет еще заметнее для международного художественного сообщества. Это значит, в будущем мы, возможно, увидим больше работ из региона на международных форумах.

Музей основал Нурлан Смагулов — коллекционер и один из самых богатых людей Казахстана, владелец Astana Group. Здание спроектировал британский архитектор Чепмен Тейлор: его бюро уже построило для компании Смагулова три торговых центра. 

Yinka Shonibare CBE

Художественная руководительница музея — Меруерт Калиева, основательница алматинской галереи Aspan Gallery, которая специализируется на местном искусстве. А главным куратором станет Инга Лаце из Латвии: она работала в Латвийском центре современного искусства — это крупнейшая в стране площадка с таким профилем — а в 2019 году участвовала в создании Латвийского павильона на той же Венецианской биеннале. 

Основа музейной коллекции — работы казахстанских и центральноазиатских художников. Есть и международные звезды — как, например, американцы Ричард Серра и Билл Виола (один — знаменитый скульптор, другой — классик видеоарта, оба умерли в 2024-м). Музей откроется выставкой казахстанской видеохудожницы, уроженки Алматы Алмагуль Менлибаевой.

Спектакль: «Западная пристань» Анатолия Васильева

Премьера — в 2025 году в «Электротеатре „Станиславский“»

Режиссер Анатолий Васильев

Артем Коротаев / ТАСС / Profimedia

Анатолий Васильев ставит спектакль в Москве. Если вы следите за театром, в принципе, этих слов достаточно, чтобы убедить вас: речь об одном из важнейших событий сезона. 

Васильев — ключевая фигура режиссерского театра в России. Начав карьеру в советское время, он прошел огромную эволюцию — от «нормального» жизнеподобного театра к игровому, условному, с особой техникой речи, которая не имеет практически ничего общего с повседневной. Это новатор практически во всем, от работы с артистом, текстом, пространством и до организации театрального дела: основанная им в Москве «Школа драматического искусства» была первым российским театром, который составляли отдельные «лаборатории» — творческие команды с непохожей эстетикой.

Театр, основанный в 1987 году, существует по сей день, но заметные проекты появляются там все реже и реже. Васильев не руководит им с 2006-го: его уволили после конфликта с мэром Москвы Юрием Лужковым. В 2007-м он уехал во Францию и с тех пор поставил в России лишь один спектакль — «Старик и море» с Аллой Демидовой, проект Чеховского фестиваля, который стал, пожалуй, самой выдающейся русскоязычной премьерой 2017 года.

Новую московскую работу Васильева анонсировали в 2022 году. Режиссер выбрал пьесу французского драматурга Бернара-Мари Кольтеса «Западная пристань», написанную в 1985-м: это практически детективная история об ограблении в заброшенном порту. 

Изначально спектакль должен был выйти в МХТ им. Чехова, и там даже устраивали открытые репетиции, длившиеся больше шести часов. Однако планы изменились, и теперь «Западная пристань» выходит в «Электротеатре „Станиславский“», которым руководит ученик Васильева Борис Юхананов. Едва ли это будет простой для восприятия спектакль, скорее наоборот — но событие редкое и совершенно точно достойное внимания.

Plot

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.