Полиция задержала бывшего министра культуры Москвы Александра Кибовского. Его обвиняют в мошенничестве и коррупции. По версии следствия, Кибовский помогал коммерческим организациям заключать госконтракты — и получил несколько взяток на общую сумму больше 100 миллионов рублей. «Медуза» рассказывает, что нужно знать про чиновника, который возглавлял столичный департамент культуры с 2015 по 2023 год — и запомнился главным образом отставками: сначала увольнял тех, кого назначил его предшественник Сергей Капков, а затем — тех, кто выступал против войны.
Обновление. Замоскворецкий районный суд Москвы арестовал Александра Кибовского по делу о получении взятки и мошенничестве.
«Он любит оружие и иконы». Так об Александре Кибовском писал театральный обозреватель «Афиши» Алексей Киселев весной 2015-го — тогда чиновник только возглавил московский департамент культуры.
Историк Кибовский, знаток портретной живописи и военного костюма, видный участник Российского военно-исторического общества под руководством тогдашнего министра культуры Владимира Мединского, казался фигурой куда более понятной для власти, чем его предшественник Сергей Капков.
Тот обновлял парки и театры — например, назначил Кирилла Серебренникова в Театр имени Гоголя, сразу же переименованный в «Гоголь-центр». Либеральные медиа представляли Капкова нетипичным чиновником с прогрессивной — «европейской», как тогда говорили, — городской повесткой: в 2012 году тот же журнал «Афиша» даже вышел с его фотографией на обложке. Правда, не реже звучало и такое мнение: реформы Капкова — это реакция системы на массовые протесты 2011–2012 годов, попытка задобрить недовольных горожан внешними (но не сущностными) переменами.
Как бы то ни было, в Москве начала 2010-х все, кто интересовался искусством и урбанистикой, знали фамилию городского министра культуры. В первое время Кибовский по инерции тоже получал много внимания. Но с годами его стало меньше: медиа перестали обсуждать столичную культурную политику как отдельное явление. Кибовский руководил департаментом восемь лет — вдвое дольше Капкова, — но его отставка в 2023 году прошла почти незамеченной (а имя его преемника Алексея Фурсина вообще почти не попадает в новости).
С октября 2023-го бывший министр работал советником аппарата московского мэра по культуре и представителем столичного правительства по сотрудничеству с «новыми регионами» — то есть с оккупированными территориями, куда чиновник регулярно ездил.
* * *
Прежде чем прийти в департамент культуры, Кибовский занимался охраной культурного наследия. В 2008 году он возглавил новое ведомство, созданное президентом РФ Дмитрием Медведевым специально с этой целью, — Росохранкультуру. Оно просуществовало всего три года, но упразднили его уже не при Кибовском: тот в 2010-м вошел в правительство нового московского мэра Сергея Собянина и получил в распоряжение похожую институцию — департамент культурного наследия.
При нем город отреставрировал, например, Дом культуры имени Русакова — конструктивистское здание Константина Мельникова, где сегодня работает сцена «Мельников» (бывший Театр Романа Виктюка) — и Триумфальную арку на Кутузовском проспекте. В то же время за годы его работы Москва лишилась нескольких памятников: например, в 2011 году застройщики снесли дом Федора Кольбе на Большой Якиманке и доходный дом в Большом Козихинском переулке, а в 2012-м — три из четырех трибун стадиона «Динамо».
Сделавшись столичным министром культуры, Кибовский не комментировал политику своего предшественника Сергея Капкова — но никто и так не ждал, будто он ее продолжит. Выступая в Мосгордуме вскоре после вступления в должность, чиновник рассуждал о мелких вопросах вроде трудовой дисциплины: он обещал, что сотрудники его ведомства перестанут опаздывать на работу и делать орфографические ошибки в письмах. А городские депутаты жаловались ему на «нелогичные» назначения в московских театрах и просили подбирать культурным учреждениям руководителей-патриотов, которые будут распространять духовность.
И Кибовский действительно принялся увольнять директоров, назначенных Капковым — или успешно с ним работавших. За первый год его работы должностей лишились:
- директор парка Горького Ольга Захарова;
- директор музея «Царицыно» Наталья Самойленко;
- директор объединения «Выставочные залы Москвы» Елизавета Фокина;
- директор Московского центра музейного развития Татьяна Гафар и другие руководители (как писал РБК, весной 2016-го вице-мэру Москвы Леониду Печатникову даже пришлось вмешаться и запретить Кибовскому увольнять директоров музеев без его ведома).
В заслугу бывшему министру ставят реформу городских библиотек. В том же 2016 году их подключили к Национальной электронной библиотеке и перевели на единый график работы. А через два года, в 2018-м, город запустил программу ремонта и модернизации библиотек «Московские библиоцентры» и ввел единый читательский билет. При библиотеках появились клубы, кружки и студии, а списанные книги разрешили отдавать читателям. С 2021-го книги в городских библиотеках можно бронировать онлайн.
С другой стороны, вот как вспоминает руководство Кибовского писательница и фемактивистка Дарья Серенко, которая в 2010-х работала в библиотеке имени Николая Некрасова: «Я застала излет Капкова — и поэтому контраст был ощутим. Цензура, постепенное изживание всех инакомыслящих работников и работниц, консервативная повестка и так далее».
При этом за время работы Кибовского в Москве появилось сразу несколько знаковых для города пространств. Например, открытый в 2017 году парк «Зарядье» на месте снесенной в 2006-м гостиницы «Россия». Парк со сложным рельефом, ландшафтами из разных климатических зон страны и собственным концертным залом строили по проекту американского архитектурного бюро Diller Scofidio + Renfro.
Еще один заметный объект — дом культуры «ГЭС-2» на Болотной набережной под управлением фонда V-A-C, созданного миллионером Леонидом Михельсоном. «ГЭС-2» должен был стать международным центром современного искусства — но, когда проект-долгострой наконец закончили, практически сразу началась полномасштабная война и международная изоляция страны.
Сам Кибовский после начала войны вернулся к излюбленной практике — массовым отставкам. На этот раз должностей лишались те руководители, которых власть подозревала в нелояльности. Только за 2022 год департамент культуры уволил художественного руководителя «Современника» Виктора Рыжакова, основателя и бессменного лидера «Школы современной пьесы» Иосифа Райхельгауза, худрука «Гоголь-центра» Алексея Аграновича и директора площадки Алексея Кабешева. Сменивший Аграновича режиссер Антон Яковлев, никак, в отличие от предшественника, не связанный с командой Кирилла Серебренникова, вернул «Гоголь-центру» прежнее название — Театр имени Гоголя.
В декабре 2022-го, незадолго до отставки, Кибовский стал гостем пропагандистского ютьюб-шоу «Эмпатия Манучи». Отрывки из его интервью ведущему программы Вячеславу Манучарову попали в заголовки СМИ. Столичный министр культуры в том видео процитировал стихотворение Константина Симонова «Убей его!»: автор призывал красноармейцев мстить солдатам вермахта — но Кибовский с помощью тех же строк рассуждал уже об убийстве украинцев.