Почему в России стали активно обсуждать запрет никабов именно в этом году?
Триггером общественной дискуссии послужило нападение террористов на «Крокус Сити Холл» 22 марта. Крупнейший после атаки на Беслан теракт в истории современной России, ответственность за который взяли на себя радикальные исламисты из относящейся к ИГИЛ группировки «Вилаят Хорасан», спровоцировал депутата Госдумы от КПРФ Михаила Матвеева обратиться в МВД с предложением запретить в стране ношение религиозной одежды, скрывающей лицо. В ответ ведомство заверило парламентария, что не обладает «сведениями о причинно-следственной связи ношения одежды, смоделированной в соответствии с религиозными правилами, и совершением противоправных деяний экстремистской направленности». Тем не менее Матвеев разработал законопроект о запрете никабов (правда, замаскировав его под предложение запретить в общественных местах вообще любые предметы одежды, скрывающие лицо, без акцента на их религиозной «принадлежности»).
Инициативу счел правильной глава Совета по правам человека при президенте РФ Валерий Фадеев — из соображения снижения «рисков экстремизма». Также свой законопроект, по сути повторяющий тезисы Матвеева, но делегирующий конечное решение о запретах властям регионов и руководству образовательных учреждений, внес в Госдуму вице-спикер Владислав Даванков (тут же удостоившись угроз от ближайшего соратника Рамзана Кадырова Адама Делимханова). Более «высокопоставленной» поддержки идея не получила. Представители мусульманского духовенства выступили с осторожными заявлениями, отметив, с одной стороны, свою готовность к диалогу об ограничении ношения никаба, с другой — предупредив о рисках усиления напряженности в обществе.
На несколько месяцев обсуждения утихли — но вспыхнули с новой силой после недавней атаки боевиков на Махачкалу и Дербент. В провластных телеграм-каналах появились (не подтвержденные официально) сообщения, будто один из убитых террористов собирался бежать, надев никаб. После этого за запрет высказались глава Дагестана Сергей Меликов и председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин.
Послушайте подкаст «Что случилось» о резонансных заявлениях главы СК
А дагестанский муфтият после нескольких противоречивых заявлений все же объявил о временном запрете ношения никаба — «до устранения выявленных угроз и нового богословского заключения». Его примеру последовало и Духовное управление мусульман Карачаево-Черкесии. На этой стадии дискуссия остановилась на сегодняшний день. Кремль в ней подчеркнуто не участвует.
Почему сторонников запрета так возмущают именно никабы?
Все дело, вероятно, в специфике и популярности именно этого предмета мусульманского гардероба. Никаб (نقاب — с арабского это слово переводится как «покрывало») — это традиционный в исламе женский головной убор, скрывающий лицо и шею, но оставляющий узкую прорезь для глаз (в некоторых вариациях никаба тканью закрывается также переносица, в некоторых — закрывается только нижняя половина лица). Изготавливается он обычно из черной ткани.
Никаб появился еще в доисламские времена на той территории Аравийского полуострова, где сейчас находится Саудовская Аравия. Именно в этой стране такая форма одежды особенно популярна и сегодня. Также никаб распространен в Пакистане и некоторых других консервативных мусульманских странах. А в последние десятилетия, с ростом международного влияния Саудовской Аравии, носить эту одежду стали женщины по всему Ближнему Востоку и в Северной Африке. Массовая миграция из стран этих регионов привела к распространению никаба и на Западе (возможно, в статистически незначимых масштабах).
Такая популярность в начале XXI века вошла в противоречие с усилившейся после 11 сентября 2001 года борьбой с международным терроризмом. Теракты, совершенные облаченными в никаб смертницами, действительно происходили в этот период в разных частях света (в том числе в России). Но надежных исследований, подтверждающих, что головные уборы, покрывающие лицо мусульманок, каким-то образом повышают уровень террористической угрозы, «Медузе» обнаружить не удалось. Тем не менее за последнюю четверть века десятки стран по всему миру запретили и ограничили ношение никаба — или как минимум обсуждали такую инициативу (подробнее об этом мы расскажем ниже).
А запреты никаба — это случайно не нарушение свободы вероисповедания?
На этот счет есть разные мнения, но требования для верующих женщин скрывать от посторонних именно лицо в Коране нет. Старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Ахмет Ярлыканов еще в 2016 году рассказывал «Медузе», что правила внешнего вида мусульманок упоминаются в двух аятах (то есть стихах) священной книги.
- В одном из них (Сура 24 «Свет», аят 31) говорится, что женщины должны «опускать свои взоры», «не выставлять напоказ своих прикрас» и «прикрывать своими покрывалами вырез на груди». Там же сказано, что мусульманки не могут «показывать свою красу» никому, кроме родственников и немногочисленных приближенных, которых допускают в дом (например, слуг и детей).
- Другой стих (Сура 33 «Сонмы», аят 59) также указывает женщинам на необходимость «опускать на себя покрывала»: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный».
В обоих этих аятах речь скорее идет не о никабе, а о более широком понятии мусульманского дресс-кода — хиджабе.
Разве никаб и хиджаб — не одно и то же?
Совсем нет. Хиджаб (от арабского حجاب, имеющего несколько значений — как непосредственно «покрывало», так и более общее «занавес, ширма, перегородка») — понятие более широкое. Так называют традиционный исламский «дресс-код», который предполагает закрытые ноги вплоть до лодыжек, руки до запястий и покрытую голову. То есть правильнее сказать, что мусульманки не носят, а соблюдают хиджаб.
Распространенность в том или ином регионе конкретной разновидности хиджаба зависит от местных традиций, обычаев и моды. Например, в самых консервативных общинах (в частности, в Афганистане) популярна бурка — это покрывало, которое полностью «прячет» фигуру и лицо женщины, и даже прорезь для глаз при этом затянута сеткой. Распространенная в Центральной Азии разновидность бурки — паранджа. Это длинный халат с ложными рукавами. Лицо женщины в парандже, как правило, закрыто чачваном — плотной сеткой из конского волоса.
Более свободные варианты хиджаба, предполагающие открытое лицо, — джильбаб («либеральная» альтернатива бурке в Саудовской Аравии), чадра (популярна в шиитском Иране), химар (распространен в Турции) и многие другие. Всего в мире, вероятно, хиджаб соблюдают сотни миллионов женщин.
Так какие страны запрещают никабы — и почему?
Судя по географии этих запретов, ограничительные решения принимаются в самых разных частях света и в странах с любым политическим устройством, в большинстве случаев светских. Объединяет их только мотив: на такой шаг власти, как правило, толкают забота об общественной безопасности, угроза распространения радикальных идей и защита культурных ценностей. Ношение женщиной хиджаба в этой логике означает, что она, скорее всего, живет в семье, исповедующей консервативные или даже радикальные формы ислама, то есть подвержена влиянию среды, из которой потенциально могут распространяться идеи о террористических методах сопротивления светским властям.
Всего, по состоянию на конец 2023 года, более чем в двух десятках стран был введен полный или частичный запрет ношения никаба и других предметов одежды, скрывающих лицо: это Швейцария, Германия, Австрия, Франция, Бельгия, Дания, Нидерланды, Болгария, Алжир, Тунис, Египет, Камерун, Чад, Республика Конго, Китай, Шри-Ланка, Канада — и даже Таджикистан и Узбекистан (и это не исчерпывающий список).
А с чем связаны запреты никаба в Таджикистане и Узбекистане?
В Узбекистане носить никаб и другие виды скрывающей лицо одежды (прежде всего распространенную в странах Центральной Азии паранджу) в общественных местах запретили еще осенью 2023 года. Формально эта норма понадобилась для поддержания общественного порядка и эффективного внедрения правоохранительными органами системы видеонаблюдения. Реальной причиной, вероятно, стала необходимость усиления борьбы властей с радикальными исламистскими движениями — в стране боятся роста влияния ИГИЛ, «Талибана» и других группировок.
Запрет в Таджикистане совсем свежий: за решение ограничить в общественных местах ношение «одежды, противоречащей национальной культуре», парламент проголосовал в конце мая, решение еще даже не вступило в законную силу. Туманная формулировка закона оставляет простор для интерпретаций и произвола — и с давлением уже сталкиваются женщины, даже не покрывающие мусульманскими нарядами лицо.
Дискуссии о запрете или ограничении ношения никаба с разной степенью активности ведутся и в других постсоветских странах — например, в Казахстане и Кыргызстане. Все это, вероятно, не может не беспокоить и российские власти: именно из государств Центральной Азии в Россию течет основной поток трудовых мигрантов, а все обвиняемые в теракте в «Крокус Сити Холле», к примеру, — граждане Таджикистана, которые как раз и приехали в страну на заработки.
Нюанс
Хиджабом называют еще и конкретную форму одежды — платок, покрывающий волосы, уши и шею женщины.
По какому показателю?
По числу погибших. В результате нападения террористов на школу в Беслане в 2004 году погибли 333 человека. Теракт в «Крокусе» унес не менее 145 жизней.