В Лондоне, в историческом зале ожидания вокзала Пекхэм-Рай, прошла выставка российского художника Павла Отдельнова «Hometown». Она работала всего неделю — с 7 по 14 июня. Отдельнов — редкий художник, который занимается фигуративным и на первый взгляд вполне традиционным искусством, но делает его бесспорно современным. Его главный жанр — пейзаж: как правило, художник изображает недружелюбные к человеку пространства — вроде спальных районов и промзон. В Лондоне Отдельнов показал новую живописную серию о Дзержинске Нижегородской области — своем родном городе. Художник рассказал «Медузе» в письменном интервью, почему он продолжает обращаться к российскому опыту в эмиграции и как виды Дзержинска связаны с антивоенной позицией автора.
— У вас на аватарке в фейсбуке черная дыра. Она же занимала центральное место на недавней выставке «Hometown» в Лондоне. Расскажите, что это за образ и как вы к нему пришли?
— В 2022 году я очень остро почувствовал нечто страшное, что заняло место солнца. Как будто это нечто — надо всем самым дорогим и любимым. Я долго мысленно искал эту визуальную метафору, пока не увидел ее как динамическую структуру. Это похоже на черную дыру — то, что вращается и затягивает в себя. Найденный образ точно совпал с моим ощущением происходящей катастрофы.
— В начале полномасштабной войны вы стали больше работать с новостной повесткой. Весной 2022 года вы показали серию «Поле экспериментов», где приметы политической эпохи — сгоревшая многоэтажка, тонущее в сугробе слово Future и так далее — вписаны в узнаваемый среднерусский зимний пейзаж. Расскажите, почему вы выбрали именно такое пространство в качестве «сцены».
— Бескрайнее снежное поле появилось у меня довольно давно. Белый снег и низкое серое небо — знакомый мне с детства мотив. Это то, что в Центральной России всегда можно увидеть с ноября по март, почти полгода. В северной части страны — еще дольше. Кроме того, снег образно связан со смертью. В славянской мифологии это была стихия богини Марены (или Морены), жены Кощея. Именно ее символическую фигурку сжигают на Масленицу.
«Блокпост» из серии «Поле экспериментов», 2022, смешанная техника
— В ваших работах 2022–2023 годов вообще много театральности: и отсылки к «Лебединому озеру», и занавес как элемент экспозиции, и сцена как место, где разворачивается сюжет картины. С чем вы это связываете?
— Мне всегда интересно работать с пространством. Но иногда оно совсем не совпадает с образностью моих работ. Так было с георгианским интерьером Пушкинского дома в Лондоне [на выставке «Acting Out» в Лондоне в 2022–2023 году]. Это царство симметрии, колонн, лепнины и люстр со свечами. Нужно было найти способ изменить эту среду, создать своеобразную раму для моих работ.
При этом «Лебединое озеро» [скульптуру, изображающую цепь омоновцев] я сделал специально для камина, чтобы выставить его вместе с «Серыми костюмами» [картиной, где в президиуме заседают пустые пиджаки]. У этой выставки была своя драматургия, она начиналась со спуска в «бункер», а заканчивалась на втором этаже — разговором о будущем.
Есть еще одна очень большая работа 2023 года, «The Show», где можно найти театральность. На сцене происходит нечто чудовищное [один человек избивает другого дубинкой], но зрители безучастно смотрят на это, как на спектакль. Нежелание осознавать реальность происходящего [в обществе] очень понятна — это механизм психологической защиты. С другой стороны, это очень страшно: есть ли где-то грань, после которой «зрители» скажут, что не хотят больше этого «спектакля»?
— В «Hometown» вы показывали заводы и спальные районы Дзержинска, молодежные группировки, монументальную советскую пропаганду на серых домах. Безусловно, эти образы связаны с войной и ее глубинными причинами, но это ваше высказывание уже не такое прямое. Почему?
— Образы из новостной повестки были чудовищны. Я рисовал их, чтобы осознать: теперь это часть реальности. Одна из серий, [созданных в начале полномасштабного вторжения], посвящена рукам самых разных людей из новостной ленты. Связанные руки замученных и закопанных в землю, руки, образующие букву Z, руки убитых матери и ее новорожденной дочери. Руки не могут лгать. Я привык смотреть на руки, и вообще для меня как художника очень важны жесты и другие невербальные знаки. Эти [опубликованные в Instagram, но не участвовавшие в персональных выставках] рисунки — то, что было нужно лично мне, чтобы не сойти с ума.
Позднее я решил, что очень важно делать работы, которые помогли бы мне и, может быть, кому-то еще найти ответ на вопрос: как это стало возможным? Выставка «Acting Out», упомянутая выше, во многом была посвящена исторической перспективе произошедшей катастрофы.
В проекте «Hometown» я снова (после большого проекта «Промзона») обратился к истории моего родного города Дзержинска, которая связана с историей моей семьи. С самого основания в этом городе производили оружие и взрывчатые вещества. Первый завод начали строить еще во время Первой мировой, а перед Второй в городе решили производить химическое оружие.
Этот город пережил две большие и очень трудные для него волны конверсии. Похоже, что сейчас, вместе с оборонными заказами, для него снова пришло «благоприятное» время. Таких городов и поселков, построенных когда-то для обслуживания гигантской милитаристской машины, очень и очень много. Часто это было их основное и иногда единственное предназначение. На самом деле это страшно, и довольно сложно оценить масштаб этой проблемы. Я считаю, уже сейчас важно думать о том, как перестроить экономику таких городов, чтобы у людей в них были рабочие места, а производства были бы востребованы для мирных целей.
Выставка «Hometown» в зале ожидания Пекхэм-Рай
Архив Павла Отдельнова
Слева — «Вперед к победе коммунизма», 2024, холст, акрил. Справа — «Серп и молот», 2023, холст, акрил
Архив Павла Отдельнова
«Ты! Взял пропуск?», 2024, холст, акрил
Архив Павла Отдельнова
«Бабушка», 2023, холст, акрил
Архив Павла Отдельнова
— В 2022 году вы переехали в Лондон. В Британии есть ландшафты, похожие на то, что вы обычно пишете? Какие местные визуальные сюжеты вас заинтересовали?
— Лондон мне долгое время казался очень клаустрофобным. Это мир уютненьких домиков с огородиками, маленьких садиков и пабов. Первое время мне не хватало просторов и больших масштабов. Этот город мне кажется похожим на бесконечный поселок городского типа. В XIX веке это был быстро растущий мегаполис, захватывающий все новые и новые деревни в своих окрестностях. Девелоперы скупали поля и застраивали их типовыми двухэтажными домами, сохраняя очертания сельских дорог и уважительно обходя старые кладбища. В отличие, например, от Москвы, уничтожавшей деревни и застраивавшей новые районы по генеральному плану, Лондон сохранил почти все бывшие деревенские улицы и дороги между старыми полями.
Не скажу, что виды этого города меня очень вдохновляют, но я уверен, что найти интересное можно во всем. Важно, что те серии работ, по которым меня узнают — «Внутреннее Дегунино», «ТЦ» и позднее «Русское нигде», — во многом появились как попытка осмыслить пространства, которые мне никогда не казались интересными, то, мимо чего я проезжал каждый день. Я обязательно сделаю что-то про окружающее меня здесь.
В Британии, конечно, есть восхитительные ландшафты. Особенно места рядом с морем: невероятные скалистые утесы на юге страны, красивейшие холмы в окрестностях Эдинбурга, настоящая небольшая пустыня с силуэтом гигантской АЭС и звуковыми зеркалами в Данженес.
— Как вышло, что «Hometown» прошла в зале ожидания Пекхэм-Рай?
— Этот зал ожидания был пересадочным пунктом между двумя линиями, его построил во время железнодорожного бума в 1860-е годы архитектор Чарльз Драйвер. В XX веке структура британских железных дорог несколько изменилась, и зал ожидания оказался ненужным. Сначала там сделали бильярдную, а потом много лет он стоял заброшенным, [хотя железнодорожная станция работала], в нем случился пожар, провалилась крыша. Зал отремонтировали и снова открыли только ко второму десятилетию XXI века.
Он очень редко используется как выставочное пространство, поэтому договориться оказалось непросто. Мне помогла моя бывшая учительница английского: она однажды зашла в зал и познакомилась с одной из сотрудниц некоммерческой компании Lost Text / Found Space, связанной с этим пространством.
Это, может быть, единственное тихое место в центре одного из самых шумных и оживленных районов Лондона. В то же время внутри можно расслышать голоса людей на платформе и шум проезжающих мимо поездов. Наверное, это место, в котором могли бы поселиться призраки. Я мечтал сделать выставку именно там. Это классическое «не-место», по определению антрополога Марка Оже, — транзитное или лиминальное пространство, оторванное от индивидуальной истории и от понятия идентичности. «Hometown» появился во многом как ответ на вопрос «Кто я?». Мне кажется, лучшего места для разговора об идентичности просто не существует.
«Семья», 2023, холст, акрил
Архив Павла Отдельнова
«Пацаны», 2024, бетон, акрил, стальная сетка
Архив Павла Отдельнова
«Пацан», 2023, холст, акрил
Архив Павла Отдельнова
«Бездна. Панельки», 2023, холст, масло
Архив Павла Отдельнова
— Кто приходил на выставку? Много ли было эмигрантов из России? А кто были другие зрители?
— Было много зрителей из стран бывшего советского блока. Многие вспоминали свои родные города. Женщины из Украины рассказывали, что некоторые работы напоминают им их родной Донецк и Макеевку. Была девушка из Дзержинска. Приходили несколько ученых-славистов со своими студентами — наверное, самые интересные и содержательные разговоры были как раз с ними.
Лондон — очень интернациональный город, и на выставке были люди из самых разных уголков мира. У каждого — своя сложная история отношений с местом, которое они любят, но которое перестало быть их домом. Многие уехали от войн и деспотичных режимов.
— Если Россия — предмет ваших исследований, не боитесь ли вы потерять с ней связь в эмиграции?
— Боюсь. Для меня очень важно сохранять эту связь. Не только потому, что это предмет моих исследований и интересов, но потому что это еще и люди, которые мне очень дороги.
— Вас беспокоит, что ваше искусство по-прежнему о постсоветском пространстве? Для вас это скорее проблема или преимущество?
— Первый вопрос, который поставлен перед каждым художником: «Кто говорит?». Этот вопрос предшествует всем остальным, и даже вопросу «О чем?». «Кто?» — вопрос об идентичности, личной истории, пережитом опыте и иногда о травме. Некоторые живущие за границей художники из России немного исправили свои CV, кто-то взял псевдоним вместо русской фамилии. Это можно понять с точки зрения эмоций. Но для меня важно говорить с позиции моего личного опыта и моей идентичности. Пусть это непросто и даже кажется, что никому не нужно, — это нужно мне самому. И эта выставка — в том числе разговор об идентичности на фоне чудовищной катастрофы.
Первое время мне было неловко говорить, откуда я приехал, не хотелось начинать долгий и часто неприятный разговор. Но однажды после такого вопроса таксист спросил меня, много ли я знаю о ситуации в Нигерии, откуда он родом. Я понял, что ничего не знаю о бандитизме и коррупции в Нигерии, как ничего не знаю и о других людях вокруг меня и их личных трагедиях. Каждый острее всего переживает беду своей страны и своего народа. Мой друг в юности уехал из Ирана, потому что там началась жесткая религиозная диктатура.
Мне бы очень хотелось, чтобы они рассказывали эти истории, говорили о своей боли и чувствах. Думаю, что можно откровенно говорить об этом языком искусства, чтобы учиться слушать и понимать друг друга.
«Железный Феликс», 2024, акрил, картон
Архив Павла Отдельнова
— Вы продолжаете диалог с советской идеологией, ее ключевыми образами и смыслами — пишете дом с профилем Терешковой, полуразрушенный цех с лозунгом на крыше, Феликса Дзержинского, чье имя носит ваш родной город, — а вот правая идеология нового «русского мира» вас как будто совсем не интересует. Почему?
— Я думаю, у «русского мира» еще нет сложившейся идеологии, есть только манифестация некоего «особого пути». Об этом у меня есть работа «Путь (Path)». В чем заключается его «особость», неизвестно.
Основная черта складывающейся идеологии — колонизация прошлого (или мобилизация мертвецов). Мы видим это и в бесконечных попытках поставить в свои ряды литераторов и композиторов XIX века, в попытках доказать, что Пушкин, безусловно бы, поддержал нынешние российские власти. Это мы слышим в песне [Влада Маленко, Григория Лепса и Юлии Чичериной] «Русские маяки», видим в свежепереписанных школьных учебниках, в других песнях и картинах.
Этой официальной версии истории необходимо что-то противопоставлять. Здесь может быть особенно важна роль личной и семейной истории, готовность обсуждать трудные темы.
Я считаю, что именно в советском прошлом заложено то, что привело Россию к большой катастрофе. Советское двоемыслие, когда «одни слова для кухонь, другие для улиц», мир, где старший всегда прав и его решения вне критики, где есть справедливые «мы» и подлые «они». Советская история так и не была по-настоящему изучена и осмыслена. А горький опыт сам по себе, к сожалению, ничему не учит.
— В декабре прошлого года вы поделились в инстаграме новой картиной «Банда» с полупрозрачными фигурами «группировщиков» на фоне панельного дома. В комментариях все дружно вспомнили сериал «Слово пацана». Вы его смотрели? Вообще, какие у вас отношения с этой темой?
— Я довольно давно интересуюсь темой криминальных группировок Дзержинска. Это один из городов, где [в 1970–1980-х] была очень большая и организованная система группировок, с жесткой иерархией, понятиями и географией, охватывающей весь город и близлежащие поселки. Я считаю, это очень важная и недостаточно исследованная тема, которую общество старалось не замечать. Например, в главной местной газете за полтора десятилетия я смог найти только три публикации — и то они описывали явление скорее с позиции чиновников. Кроме того, выяснилось, что архив дел в местном отделении милиции уничтожен.
Я сам не состоял в этих группировках, но многие из моих одноклассников в них вступали — и становились частью этой системы. Они участвовали в больших, хорошо подготовленных драках с такими же, как они, группировщиками из соседних районов. Иногда после таких драк молодые люди попадали в травматологию и становились инвалидами. Были и смертельные случаи, хотя поводы для вражды с соседней улицей всегда оказывались надуманными. Однако старшие понимали, что само разделение на «своих» и «чужих» и режим войны с соседним кланом — то, что способствует сплочению, подчинению и дисциплине.
Сейчас мы видим похожие процессы совсем в другом масштабе. Многие из бывших группировщиков, если они не спились и не попали в тюрьму, стали силовиками, кто-то пришел во власть.
В 2017 году вышла книга Светланы Стивенсон «Жизнь по понятиям. Уличные группировки в России». Позднее, в 2020 году, Роберт Гараев написал свою книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». Я прочитал обе эти книги и решил, что тема молодежных банд должна стать частью моего проекта о родном городе. Сериал «Слово пацана» основан на документальном материале книги Роберта, он вышел осенью прошлого года, когда я уже закончил мои работы.
— Вы совмещаете пейзаж и копии газетных снимков: полупрозрачные фигуры из черных или белых точек, как в «Банде», наложены на виды города. Выглядит эффектно. Как вы объясняете это решение?
— Это не копии газетных снимков, а визуальный язык офсетной печати, где любое изображение состоит из точек разного размера. Оно получается полупрозрачным, можно сказать, призрачным — и одновременно документально точным, связанным с фотофиксацией.
Мне очень нравится распадающаяся иллюзорность такого изображения. Если мы смотрим на него с некоторого расстояния, наше воображение обязательно дорисовывает детали, которых в нем нет, — а если подходим ближе, оно рассыпается на абстрактные точки. Это напоминает мне, как устроена память: кажется, что можно подойти и увидеть больше подробностей, но это только иллюзия.
«Банда», 2023, холст, акрил. Одна из работ, где Отдельнов использует прием с полупрозрачными фигурами из точек
Архив Павла Отдельнова
— В социальных сетях вы много рассказываете о музеях и выставках, которые посещаете. Недавно вы были на Венецианской биеннале. Что вы думаете об основном проекте, где в этом году преобладают художники из стран Глобального Юга, представители коренных народов и мигранты?
— Основной проект мне показался совершенно провальным. Я всячески приветствую показ недопредставленного, забытого или считающегося маргинальным искусства. С другой стороны, есть большая опасность стереотипов: например, куратор может поддаться представлению, что это искусство примитивное, яркое и красочное, тяготеющее к орнаменту и воспроизводящее одни и те образы. Основной проект, к сожалению, собрал полное бинго стереотипов и заполнил ими павильоны в Арсенале и Джардини. Так он просто убил тему, которая мне кажется очень важной и неисчерпаемой.
Но на биеннале всегда есть прекрасные выставки и сильные национальные павильоны. Мои любимые в этом году — павильоны Польши, Германии и Сербии. А из выставок — Берлинде де Брейкере в Сан-Джорджо-Маджоре и «Monte di Pieta» Кристофа Бюхеля в фонде Prada.
— Вернемся на три года назад. В 2021 году вы создали для Уральской индустриальной биеннале проект «Звенящий след» о Кыштымской ядерной катастрофе — в полуразрушенном конструктивистском здании на берегу озера Сунгуль в закрытом городе Снежинске. Что случилось с работами и с пространством? Помню, была идея заменить картины на репродукции и оставить экспозицию перманентной.
— Все так и получилось. Я напечатал качественные репродукции, натянул их на подрамники в размер моих картин, и выставка стала постоянной. Более того, кроме моей выставки, сейчас там можно прослушать аудиоспектакль, поставленный на основе воспоминаний химика Аргенты Титляновой, работавшей там же, в секретной Лаборатории «Б».
Рядом появляются новые работы местных художников, а недавно туда перевезли скульптуру Ивана Горшкова «Дразнилка» и инсталляцию Бехзада Нури «Памятник неизвестному гражданину». Можно заказать экскурсию и приехать. К сожалению, полтора года назад городские власти ограничили доступ в поселок: поставили шлагбаум и охрану, теперь на территорию можно попасть только по предварительной регистрации. Однако для жителей Снежинска доступ по-прежнему свободный.
Я очень рад, что эта выставка стала площадкой для разговора о сложных вопросах, связанных с советским атомным проектом и уплаченной за него цене. Знаю, что многие приезжали на него по несколько раз и привозили своих родственников и друзей.
— Что вы думаете о гонениях на современное искусство в России, о недавних обысках, которые прошли у художников по всей стране за неделю до президентских выборов?
— Мы не можем знать настоящих мотивов этих обысков и проверок. Очевидно, что люди, к которым приходили с обысками, явно не те, кто мог бы быть связан с Петром Верзиловым.
Казалось бы, система действует иррационально: трудно понять, почему пришли именно к этим художникам, а не к каким-то другим. Но в этой нелогичности как будто бы все же есть логика: после этих обысков ни один художник не может быть уверен, что к нему не придут следом, даже если он был чрезвычайно осторожен и никак не высказывался на острые темы.
Я обратил внимание, что пришли к наиболее заметным художникам в регионах, вокруг которых есть локальные сообщества. Предполагаю, что задача была — выявить систему связей внутри современного искусства. Собрать базу данных и контактов на всякий случай. И разумеется, лишний раз припугнуть всех остальных.
Выражаю мою поддержку тем, кто сейчас продолжает работать в России несмотря на удушающую атмосферу. И конечно, мои слова поддержки художникам, работающим сейчас в Украине.
Конверсия
Переход оборонных предприятий на выпуск мирной продукции.
Lost Text / Found Space
Лондонская театральная компания, которая создает спектакли за пределами традиционных театральных пространств. Летом 2024 года Lost Text / Found Space отвечает за программу спектаклей, выставок и кинопоказов в историческом зале ожидания Пекхэм-Рай.
Не-место
Термин из книги французского антрополога Марка Оже «Не-места. Введение в антропологию гипермодерна». Не-место, согласно Оже — это зона отчуждения, у которой как бы нет истории или идентичности: например, транспортная развязка или торговый центр.
Офсетная печать
Технология печати, когда краска переносится с формы на бумагу не напрямую, а через цилиндр — так называемый офсетный вал.
Как история Дзержинска связана с историей семьи Отдельнова?
На дзержинских заводах трудились три поколения предков художника. Отдельнов использовал семейную историю в проекте «Промзона», который тоже рассказывал о Дзержинске.
Звуковые зеркала
Бетонные сооружения, которые строили в Британии до Второй мировой войны и изобретения радара, чтобы улавливать звуки авиации.
Берлинде де Брейкере
Современная бельгийская художница. Ее скульптуры изображают искаженные человеческие и звериные тела. В венецианской церкви Сан-Джорджо-Маджоре до 24 ноября показывают ее выставку «City of Refuge III».
Кристоф Бюхель
Современный швейцарский художник, автор масштабных инсталляций. До 24 ноября фонд Prada показывает в Венеции его проект «Монте ди пьета», который занимает три этажа старинного дворца, — об этой выставке мы писали здесь.
Фигуративное искусство
Искусство, которое, в отличие от абстрактного, воспроизводит (с той или иной степенью достоверности) некие образы — реальные или фантастические. Фрески с херувимами — фигуративное искусство, «Черный квадрат» — нет.
Павел Отдельнов в Великобритании
Павел Отдельнов переехал в Лондон в 2022 году по визе Global Talent. В конце 2022 — начале 2023 года в культурном центре «Пушкинский дом» прошла его антивоенная выставка «Acting Out».
«Acting Out»
Выставка Павла Отдельнова, которая прошла в конце 2022 — начале 2023 года в культурном центре «Пушкинский дом». Художник показал новые работы, созданные под впечатлением от полномасштабной войны. На выставке появились нетипичные для Отдельнова образы — например, цепь омоновцев, президиум из пустых серых костюмов и уходящая в никуда красная ковровая дорожка.
Павильон Польши
Польский проект называется «Повторяй за мной II». Над ним работали куратор Марта Чиж и художники из «Открытой группы». В павильоне показывают видео с очевидцами российского вторжения в Украину: они имитируют звуки войны — выстрелы, взрывы и так далее, — а зрителям предлагается за ними повторять.
Павильон Германии
Германию представляет на биеннале выставка «Пороги», которую курировала Чагла Илк. В павильоне страны экспонируются проекты Яэль Бартаны и Эрсана Мондтага: Бартана, например, придумала «корабль поколений», на котором земляне могут навсегда отправиться в космос, — и сделала его макет. В отдельном пространстве на острове Ла-Чертоза выставлены работы Михаэля Аксталлера, Николь ЛʼЮлье, Роберта Липпока и Яна Сент-Вернера.
Павильон Сербии
Над проектом Сербии «Колониальная экспозиция» работали куратор Ксения Самадржия и художник Александр Денич. Они превратили павильон в псевдобытовое пространство со спальней, магазином и сауной.
При чем здесь Петр Верзилов?
Художники, которых увозили на допросы, рассказали, что полицейских интересовала информация о Петре Верзилове — участнике группы Pussy Riot и бывшем издателе «Медиазоны». Осенью 2023-го он рассказал, что воюет в Украине на стороне ВСУ.