Каннский кинофестиваль объявил программу 2024 года. Главным событием станет премьера фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Мегалополис»; даже сыгравший в ней главную роль Адам Драйвер затрудняется с описанием этой экспериментальной картины. Кирилл Серебренников презентует на фестивале свой первый англоязычный фильм «Лимонов», в котором писателя и политика Эдуарда Лимонова сыграл Бен Уишоу. Сергей Лозница покажет новую документальную работу, посвященную войне в Украине. Подробнее о предстоящих премьерах рассказывает кинокритик Антон Долин.
Главное событие обсуждается так давно и жарко, что новостью его считать можно лишь условно. Как и ожидалось, в конкурс Каннского фестиваля впервые за несколько десятилетий возвращается Фрэнсис Форд Коппола со своим проектом мечты — то ли утопией, то ли антиутопией «Мегалополис», над которой он работал последние тридцать лет. Высокобюджетный (он стоил больше 100 миллионов долларов), но радикальный и, по отзывам первых зрителей, экспериментальный фильм с Адамом Драйвером в главной роли (сам актер затруднился дать картине определение, но назвал ее не похожей ни на что испытанное им прежде) восхитил одних и возмутил других на закрытом показе для друзей и индустрии. За дистрибуцию долгожданной картины пока не рискнул взяться никто. От приема «Мегалополиса» в Каннах зависит многое, если не все.
Коппола, на днях отметивший 85-летие, входит в элитный клуб дважды лауреатов «Золотой пальмовой ветви», причем премьере и награждению первой из них — параноидальной драмы «Разговор» — как раз исполняется 50 лет. К концу ХХ века великий режиссер, чьи последние картины получали равнодушные или даже разгромные отзывы, внезапно заявил об отказе от коммерческого кино; его «Молодость без молодости» и «Тетро» были настолько неформатными, что даже в Каннах их показывали в параллельных программах. Удалось ли режиссеру в проекте мечты соединить тягу к новаторству с эмоциональной силой ранних картин — большой и интересный вопрос.
Stephane Cardinale / Corbis / Getty Images
В конкурсе Канн есть и другие ветераны. Новый философский хоррор 81-летнего канадца Дэвида Кроненберга «Саван» с Венсаном Касселем и Дианой Крюгер рассказывает о связи героев с дорогими их сердцам покойниками, а в драме 77-летнего Пола Шредера «О, Канада» на экране встретятся Ричард Гир и Ума Турман.
Тем не менее, вероятно, самые напряженные ожидания будут связаны с картинами более молодых авторов. Прежде всего, это свежий лауреат «Золотого льва» Йоргос Лантимос (Канны открыли его когда-то, наградив «Клык», — и могут ревновать к коллегам из Венеции, которые первыми отдали греческому режиссеру свой высший приз) с авторским альманахом из трех сюжетов для одного актерского ансамбля «Виды доброты». Роли, как и в «Бедных-несчастных», играют Эмма Стоун, Уиллем Дефо и Маргарет Куэлли, к которым присоединились Джесси Племонс, Хонг Чау и Хантер Шафер.
В этом же списке самых востребованных и модных авторов мирового кино — Паоло Соррентино с «Парфенопой», вновь, вслед за автобиографичной «Рукой бога», снятой в родном для автора Неаполе: впервые фильм итальянского режиссера расскажет историю женщины. Самый, быть может, влиятельный режиссер китайского авторского кино Цзя Чжанкэ привезет картину «Во власти приливов». Работающий в Скандинавии иранец Али Абасси покажет «Ученика» — оригинальный байопик о юных годах Дональда Трампа. В эту же категорию попадает Кирилл Серебренников с «Лимоновым» — первой международной англоязычной картиной, в которой скандально известного советского писателя, диссидента и политика играет британец Бен Уишоу. Французам этот фильм особенно ценен и интересен, поскольку он снят по книге Эммануэля Каррера, удостоенной многих литературных премий.
Кадр из фильма Кирилла Серебренникова «Баллада об Эдичке»
Кирилл Серебренников
Программа еще объявлена не до конца, также еще нет селекции параллельных «Двухнедельника режиссеров» и «Недели критики»: возможны сюрпризы. Но и нынешний отбор выглядит впечатляюще. Кроме вышеназванных, в нем примут участие лауреат «Золотой пальмовой ветви» Жак Одиар, британка Андреа Арнольд, португалец Мишель Гомес, американец Шон Бейкер.
Вне конкурса ожидаются громкие премьеры «Фуриозы» Джорджа Миллера и «Горизонта» Кевина Костнера. Для синефилов же покажут экспериментальные картины Алена Гироди, Рити Пана и Леоса Каракса: среднеметражный фильм-эссе культового француза посвящен собственному творчеству и называется «Это не я».
Из числа документальных фильмов Канн, которые складываются в отдельный конкурс, прежде всего обращает на себя внимание «Вторжение» — монументальная работа украинца Сергея Лозницы, авторская и, как всегда у этого режиссера, наверняка концептуальная хроника не утихающей войны. Он работал над ней с первых месяцев после вторжения России в Украину в феврале 2022-го.
Почетную «Золотую пальмовую ветвь» в этом году вручат создателю «Звездных войн» Джорджу Лукасу. На открытии фестиваля покажут комедию абсурдиста Квентина Дюпье «Второй акт». Президентом жюри станет американская постановщица Грета Гервиг.