В Европе начинается прокат фильма «Солтберн» — второй полнометражной работы британки Эмиральд Феннел, получившей «Оскар» за сценарий к «Девушке, подающей надежды» в 2021 году. Главную роль в картине сыграл Барри Кеоган — номинант на «Оскар» 2022 года за роль в фильме «Банши Инишерина». Его герой — бедный, но образованный — попадает в поместье к британским аристократам. Кинокритик Антон Долин рассказывает, как Феннел вновь удается вскрыть в своем фильме проблему неравенства — но теперь сделать это еще элегантнее.
«Солтберн», второй полный метр британки Эмиральд Феннел, убедительно доказывает: несколько скандальный успех дебютной «Девушки, подающей надежды», принесшей ей «Оскар» за оригинальный сценарий, был не совпадением, а закономерностью. Новая картина еще более едкая, забавная и беспощадная, спорят и ругаются по ее поводу (по меньшей мере на родине постановщицы) не меньше. И это не только провокационная работа, но еще и мастерская.
Оливер Квик — впечатляющая роль Барри Кеогана, блестяще играющего умника на контрасте с просветленным дурачком из «Банши Инишерина», — отличник из бедной семьи, поступивший в Оксфорд. Среди богатых, привилегированных, неизменно расслабленных и счастливых однокурсников он обречен на одиночество. Но судьба сводит Оливера с самым популярным студентом курса — красавчиком Феликсом Каттоном (звезда «Эйфории», австралиец Джейкоб Элорди, только что сыграл Элвиса в «Присцилле»). После того как в семье Оливера случается несчастье, Феликс приглашает того на летние каникулы в свое родовое поместье Солтберн. Так выскочка-интеллектуал оказывается в кругу британской аристократии, а интрига обретает пружину, которая обеспечит кровавую развязку.
MGM Studios
Воплощенный Кеоганом типаж молодого честолюбца — то ли Молчалина, то ли Растиньяка — закреплен традицией, которой не одна сотня лет. А английские лорды, еще и в декорациях XXI века (хотя в их-то поместьях ничего не изменилось), удобная мишень: что ни скажут, как себя ни поведут, со стороны смотрится дико и смешно. Очевидно, что их демократизм показной, а спесь неизбежно проявится в какой-то особенно говорящей детали.
Феннел тем не менее тонко ведет игру, не позволяя зрителю занять четкую позицию. Болеть за Оливера, вместе с которым мы бродим по лабиринтам Солтберна, не получается — слишком неочевидны его мотивы, в искренность верится с трудом. Но и семейство Каттонов утаивает слишком многое, чтобы лишь добродушно посмеяться над ними. Поначалу этот сюжет смотрится как глава из сказки о сироте Гарри Поттере, которого неожиданно пригласили к себе погостить привилегированные волшебники (кажется, Малфои). На поверку же «Солтберн» ближе хичкоковской «Ребекке».
Перед нами, несомненно, комедия нравов. Каждый портрет в фамильной галерее карикатурен, от великодушной и элегантно-бестактной хозяйки дома, леди Элспет (Розамунд Пайк) и ее рассеянного мужа, сэра Джеймса (Ричард Грант), до устрашающе чопорного дворецкого Дункана, одновременно похожего на Альфреда из «Бэтмена» и Ларча из «Семейки Аддамс». Забавно осознавать, что исполнитель этой роли — валлиец Пол Рис — одновременно сыграл Талейрана в «Наполеоне» Ридли Скотта. Неузнаваема Кэри Маллиган в роли, которая предстает откровенно комичной, пока не оказывается трагической. Еще сложнее двойственное амплуа ровесников Оливера — самого Феликса, чья доброта и щедрость имеют оборотную сторону, его невротичной сестры Вениши (Элисон Оливер из «Разговоров с друзьями») и их кузена Фарли (Арчи Македве). Последний — тоже бедный родственник, который сражается с Оливером за благосклонность семьи не на жизнь, а на смерть.
MGM Studios
MGM Studios
MGM Studios
«Солтберн» — британский ответ «Паразитам» Пон Чжун Хо, который, в свою очередь, казался неавторизованным ремейком «Елены» Андрея Звягинцева. Череда этих картин убеждает в том, что вопрос классового неравенства и борьбы не только далек от решения, но становится чуть ли не главным источником внутренних конфликтов в закрытых сообществах по всему миру.
Вместе с тем эротически-извращенный подтекст картины позволяет увидеть в рассказанной здесь истории нечто более животное и иррациональное, чем портрет социального противостояния. А от телесного уже один шаг до метафизического, и на ум приходит «Теорема» Пазолини, притча о соблазне и поиске абсолюта. Оливер Кеогана, несомненно, трикстер, и долгое время почти невозможно догадаться, ближе ли он к ангелу-хранителю или демону-соблазнителю. И Феннел, и шведский оператор-виртуоз Линус Сандгрен — люди образованные и насмотренные, в числе их общих достоинств — способность глумливо жонглировать цитатами из классики, обманывая ожидания аудитории.
MGM
Единственное, что может сбить с толка и расстроить зрителя, чьи нервы авторы щекочут столь расчетливо и талантливо, — это постоянное чувство дежавю. Каждый сюжетный поворот напоминает о чем-то прочитанном или увиденном раньше.
В защиту создателей фильма можно сказать, что они ловили — и поймали — дух времени. Можно ли винить их в том, что другие режиссеры и сценаристы занимались тем же? К тому же, начинаясь как многие аналогичные сюжеты, «Солтберн» обеспечит неожиданную концовку. Развязка способна шокировать своей неправдоподобной, но тем более эффектной логикой, свойственной скорее мрачной сказке, чем реалистичному социальному памфлету. И заодно порадовать отсутствием морализаторства, казалось бы, неизбежного в раскрытии подобного материала. Последняя сцена и вовсе заслуживает увенчать перечень самых красивых — визуально, пластически и музыкально — финалов в новейшей истории мирового кино.
«Ребекка»
Неоготический нуар Альфреда Хичкока 1940 года по одноименному роману Дафны Дюморье. В ролях — Лоуренс Оливье и Джоан Фонтейн. Фильм получил два «Оскара». По сюжету молодая незнатная девушка выходит замуж за британского аристократа. Она переезжает к нему в загадочное поместье, где все напоминает о его бывшей жене Ребекке, которая недавно умерла.
Шарль Морис де Талейран-Перигор
Французский политик и дипломат, занимавший пост министра иностранных дел. Известный мастер политической интриги. Его имя стало едва ли не нарицательным для обозначения хитрости, ловкости и беспринципности.
«Теорема»
Фильм Пьера Паоло Пазолини 1968 года по мотивам собственного произведения. По сюжету на виллу состоятельной семьи приезжает безымянный гость. Он соблазняет одного за другим всех членов семьи. Когда он внезапно уезжает, жители виллы пытаются разными способами заполнить оставшуюся пустоту. Фильм принято толковать как притчу и религиозную аллегорию.