21 июля, в день премьеры «Барби» и «Оппенгеймера», на Netflix тихо вышел фильм «Они клонировали Тайрона» — оригинальный сайфай c Джейми Фоксом и Джоном Бойегой о заговоре против небелого населения одного вымышленного района. На текущий момент его рейтинг на агрегаторе Rotten Tomatoes не ниже, чем у блокбастеров Кристофера Нолана и Греты Гервиг. «Медуза» рассказывает, почему стоит обратить внимание на картину, которую легко было пропустить.
Хотя свой премиум-контент от Дэвида Финчера, Зака Снайдера и Брэдли Купера Netflix отложил до «оскаровского» сезона, в этом году стриминг-сервис уже выпустил свыше 70 оригинальных фильмов. Назвать их выдающимися крайне сложно. В лучшем случае это продолжения успешных зрительских хитов (например, комедия «Убийство в Париже», боевик «Тайлер Рейк: Операция по спасению 2» и хоррор «Птичий короб: Барселона»). В худшем — одноразовые ромкомы с малоизвестными актерами, которые не сильно далеко ушли от продукции канала «Домашний». Впрочем, иногда даже в таком потоке может попасться действительно самобытная картина, которая рискует остаться незамеченной. Причудливая сайфай-сатира «Они клонировали Тайрона» — как раз из их числа.
«Сутенер, наркоторговец и проститутка заходят в бар» — так главный злодей описывает анекдотические приключения героев фильма. Настроение он передает верно, но сюжет куда более витиеват. Угрюмый драгдилер Фонтейн (Джон Бойега, Финн во вселенной «Звездных войн») наведывается в номер мотеля сутенера Скользкого Чарльза (Джейми Фокс), чтобы вернуть должок. Через пару минут Фонтейн гибнет от рук разъяренного конкурента на глазах у сутенера. Однако, к удивлению Чарльза, на следующий день живой и невредимый Фонтейн снова возвращается за пачкой долларов: о своей скоропостижной смерти он ничего не помнит.
Фонтейн и Чарльз вместе с секс-работницей Йо-Йо (Тейона Паррис, исполнительница роли Моники Рэмбо во вселенной Marvel) хотят выяснить настоящую причину воскрешения. Расследование приводит их в заброшенный притон, где они находят лифт в подземную лабораторию. Оказывается, чуть ли не всех жителей их черного квартала Глен годами контролируют белые госагенты — с помощью жареной курицы, виноградных напитков, средства для завивки волос и R&B. Ну и, как понятно из названия, клонов.
Parrish Lewis / Netflix
Parrish Lewis / Netflix
April Olivia Ewell / Netflix
«Они клонировали Тайрона» — режиссерский дебют Джуэла Тейлора, сценариста блокбастеров «Космический джем: Новое поколение» и «Крид 2». Возможно, это не такой безукоризненный карьерный старт, как хоррор «Прочь» Джордана Пила, но можно смело говорить о появлении в Голливуде еще одного нетривиального режиссера-афроамериканца. В «Тайроне» Тейлор уверенно и небанально смешивает жанры — здесь и сатира в духе «Простите за беспокойство» Бутса Райли, и сайфай про клонирование вроде «Шестого дня» со Шварценеггером, и социальный триллер о правительственном заговоре, заставляющий вспомнить о классике 1980-х «Чужие среди нас». Собственно, антикапиталистическую фантастику Джона Карпентера режиссер называет одним из источников вдохновения — как и «Оно», «День сурка» и «Наполеон Динамит». Но главное, что фильм снят в эстетике блэксплотейшена — этнического поджанра эксплуатационного кино, популярного в 1970-х.
Сутенер, наркоторговец и секс-работница — типичные герои классического блэксплотейшена, которые тут выступают в качестве неуклюжего детективного трио. Джейми Фокс (он в том числе продюсер) и Тейона Паррис развлекаются с образами на полную катушку. Скользкий Чарльз носит помпадур, уважает маникюр и потрясающе выглядит в фиолетовой кожаной куртке с мехом. «В 1995-м я выиграл премию „Сутенер года“ на международном Бале игроков», — гордо заявляет «предприниматель». Еще более язвительная Йо-Йо обожает детективы про Нэнси Дрю, носит высокие желтые сапоги и явно соображает лучше напарников.
Сногсшибательные ретронаряды, безумные прически и острые матерные диалоги — главные источники юмора в фильме. Если бы не упоминания биткоинов и мобильники в кадре, можно было бы подумать, что «Тайрона» действительно сняли в 1970-х. Зернистое псевдопленочное изображение только подкрепляет это ощущение. Как и олдскульный саундтрек из фанка, соула и рэпа — в картине звучат хиты Дайаны Росс, Майкла Джексона и Бутси Коллинза. Важно, что стилизацией и шутками содержание не исчерпывается, а Джон Бойега не теряется на фоне комичных коллег. Его молчаливый Фонтейн, оплакивающий смерть брата и застрявший в рутине и депрессии, отвечает за экзистенциальную драматическую линию. Он ищет смысл жизни и переживает кризис идентичности — словно герой Джима Керри из «Шоу Трумана».
Трейлер фильма «Они клонировали Тайрона»
Netflix
Тут же кроется и занятный социальный комментарий создателей об институциональном расизме, ведь жизнь Фонтейна превратили в неэтичный эксперимент некие белые ученые (все на самом деле окажется чуточку сложнее). Они будто бы специально не дают обитателям Глена вырваться из замкнутого круга нищеты, криминала и вредных привычек. Вероятно, авторы проводят аналогию с исследованием людей с сифилисом в Таскиги — одним из самых жестоких экспериментов в истории.
Фильму «Они клонировали Тайрона» гарантирован культовый статус в узких кругах, но картина едва ли станет зрительским хитом: многие сцены явно требуют знания афроамериканских реалий и любви к эксплуатационной эстетике. К примеру, режиссер Джуэл Тейлор выстроил не один гэг вокруг любви черного населения к разным аналогам KFC — по его словам, это правдивый стереотип. Кроме того, он снимает слоубернер, то есть медленно погружает зрителя в атмосферу и не сразу раскрывает все карты. Его кино, с одной стороны, не очень напряженное, а с другой — далеко не такое дурашливое, как, скажем, «Не грози южному централу, попивая сок у себя в квартале». Впрочем, раз в начале нулевых российские зрители поняли и полюбили ту пародию на «районные фильмы», то спустя 20 лет есть шанс и у «Тайрона».
О чем речь?
Триллер с Майклом Фассбендером «Убийца» покажут на Венецианском кинофестивале; релиз на Netflix состоится 10 ноября.
Что Снайдер готовит для Netflix?
Космическая опера «Мятежная Луна» выйдет на стриминге 22 декабря.
А что Купер выпустит на стриминге?
Байопик о Леонарде Бернстайне «Маэстро» также вошел в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля; выход на Netflix ожидается в конце года.
Что еще стоит знать о жанре
Фильмы жанра блэксплотейшен (Blaxploitation) ориентированы на темнокожую аудиторию. Термин, образованный от слияния слов «black» («черный») и «exploitation» («эксплуатация»), придумал активист и бывший журналист Джуниус Гриффин. Netflix заигрывал с жанром в картинах «Меня зовут Долемайт» с Эдди Мерфи, «Шафт» с Сэмюэлом Л. Джексоном и «Тем больнее падать» с Идрисом Эльбой.
Что это за эксперимент?
Исследование под эгидой министерства здравоохранения США, проводившееся с 1932 по 1972 год в городе Таскиги, штат Алабама. Авторы эксперимента в течение 40 лет наблюдали за 600 бедными темнокожими жителями с сифилисом, изучая влияние болезни на организм. Хотя пенициллин уже существовал, подопытные не имели к нему доступа. После того как журналисты AP узнали о произошедшем, в США приняли законы о регулировании научных исследований, а испытуемым выплатили 10 миллионов долларов компенсации. Билл Клинтон более 20 лет спустя назвал эксперимент «позорным».
Примечание
В материале приведена цитата одного из героев фильма. «Медуза» считает такую лексику некорректной, корректный термин — «секс-работник».
Нэнси Дрю
Героиня книг, фильмов и сериалов, вымышленная сыщица, которая помогает нерасторопной полиции раскрывать зловещие преступления. Первая книга о Нэнси Дрю вышла в 1930 году.