Социологи фиксируют: у большинства граждан России больше не вызывают возмущения разоблачения коррупции, новости о сфабрикованных делах и незаконных арестах. Одна из причин «бесчувствия» российского общества, вероятно, в том, что мы знаем о чиновниках и государственной элите не слишком мало, а слишком много — и новые знания давно перестали шокировать. Но есть и другая причина: чувство возмущения перехвачено государственными СМИ и заменено искусственно сгенерированным медийным гневом, которым наполнены российские телеканалы. Нужно ли возвращать гнев себе, пытается выяснить редактор рубрики «Идеи» Максим Трудолюбов.
Российские власти используют имеющиеся в их распоряжении СМИ, чтобы присвоить себе эмоции возмущения, гнева, даже ненависти и направлять их — сверху вниз — на выбранные руководством государства мишени.
Для европейского Нового времени была характерна обратная направленность гнева — снизу вверх: «народный гнев» был обращен на монархов и правительства. Хотя образцом здесь служил библейский гнев с самого «верха»: в Библии «гнев» и даже «ярость» — прерогативы Бога. Эти чувства направлены против человеческих грехов, идолопоклонства и непослушания (Втор. 1:34). О грядущих приступах Божьего гнева людям сообщают пророки (Ис. 26:20). Пророки Нового времени — революционеры и политики — стали использовать эти хорошо знакомые европейцам образы как метафоры. Право гневаться вместо Бога получил народ, прегрешения приписывались правителям, в роли справедливого наказания выступала революция.
Например, словосочетание «гроздья гнева», известное в России благодаря одноименному роману Джона Стейнбека, — цитата из Боевого гимна республики, патриотической песни, популярной у северян в годы американской Гражданской войны. Эти слова изначально связаны с Откровением Иоанна Богослова (Откр. 14:18–20). Стейнбек превращает Божий гнев в народный: «В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева — тяжелые гроздья, и дозревать им теперь уже недолго».
Комиссары народного гнева
Русские революционные демократы, народники, анархисты, социал-демократы тоже стремились спустить гнев на землю и сделать его «народным», идущим снизу вверх, а не сверху вниз. «Гнев божий — конечно, фикция, но народный гнев не является таковою, — писал основоположник анархизма Михаил Бакунин в своей „Защитительной записке“ 1849–1850 годов. — Над положительным правом, милостивый государь, стоит более высокое право истории, и последнее страшно мстит за попранное достоинство народов».
Оппозиционные публицисты и теоретики революции десятилетиями работали над тем, чтобы создать в обществе атмосферу неприятия основ государственного устройства. Для этого недовольство общества частными случаями несправедливости, «отдельными недостатками» системы нужно было перенаправить на систему в целом. «Понимаю, что человек, у которого потонул корабль со всем имуществом его, благороден, перенося просто то, что вне сферы разума и его воли, но резигнации, когда бьют в рожу, я не понимаю и люблю свой гнев столько же, сколько ты свой покой, — писал Александр Герцен своему другу Николаю Огареву в 1840-е годы. — „Частный случай“! Конечно, все, что случается не с целым племенем, можно назвать частным случаем, но я думаю, есть повыше точка зрения».
Марксисты конца XIX — начала XX веков и, в частности, большевики во главе с Владимиром Лениным еще интенсивнее сосредоточились на убеждении общества в том, что исправить положение народа полумерами, вроде профсоюзных движений или парламентской деятельности, нельзя. Нужно менять общественный строй. Первую Государственную думу, просуществовавшую с конца апреля по июль 1906 года, современники называли «Думой народного гнева». Представления о провалах реформ и непрерывном «обнищании народных масс» противоречили фактам происходившей в России модернизации, но утвердившиеся настроения трудно было изменить. Ко времени русских революций начала ХХ века радикально критический взгляд на правительство и самодержавие как политическую систему доминировал в публичной сфере и был причиной крайне невысокой поддержки государства (см. описание книги историка Михаила Давыдова «Двадцать лет до Великой войны» в конце текста).
«Завершается восстанием гнева нарастание», — писал Владимир Маяковский в поэме «Владимир Ильич Ленин».
Вожди народного гнева
В ХХ веке умение манипулировать общественным недовольством, гневом и ненавистью стало непременным условием утверждения вождистских и популистских режимов. Создавать их помогали две ключевых «технологии»: во-первых, вышедший из народа, не имеющий политического опыта лидер противопоставлял себя властной элите — а во-вторых, он завоевывал поддержку недовольной и разгневанной части населения. Этот подход позволял вождям фашистских режимов десятилетиями удерживаться во главе государств. Мобилизации гнева помогали постоянные напоминания о великих победах прошлого, распространение историй об обидах, нанесенных нации ее противниками, и, конечно, умение фокусировать внимание общества на врагах.
Враги необходимы вождистским и персоналистским режимам, потому что вождь и его окружение должны оставаться народными любимцами. Что бы ни происходило со страной, народ должен быть обиженным и разгневанным, а политические руководители — твердыми и мстительными. Все победы в такой системе должны записываться на счет вождя, а все поражения и проблемы — объясняться происками носителей чуждых ценностей или «иностранных агентов». Внутренняя политика при этом подходе превращается в непрерывную «справедливую войну», которую от имени народа вождь ведет с врагами.
«Технологии» мобилизации возмущения не ушли в прошлое. Они вернулись в политику на протяжении минувших двух десятилетий в страны самых разных культур: Филиппины, Венгрию, Бразилию, США и многие другие. Политики, которых называют «популистами», пересоздали старые подходы на новом историческом этапе. Политолог Кас Мудде, один из самых авторитетных исследователей популизма, определяет это явление так: популисты делят общество на две противостоящие друг другу гомогенные группы — «чистый народ» и «коррумпированную элиту».
Приняв это определение, мы приходим к нескольким следствиям, отмечают экономисты Сергей Гуриев и Элиас Папаиоанну в обзорной статье о популизме (см. описание их статьи The Political Economy of Populism в конце текста). Популизм оказывается не идеологией или программой, направленной в будущее, а скорее «теорией», объясняющей изъяны современности. Стоит их устранить — и все изменится само собой.
Программные социально-экономические цели для популистов второстепенны. Им важнее постоянно утверждать моральное превосходство народа над элитами. Политика здесь сводится к постоянному подавлению этих элит, которым занимается лидер, предстающий непосредственным исполнителем воли народа. Сама эта воля не может быть многовекторной, а значит, не остается места ни для внутренних различий, ни для плюрализма мнений, ни для защиты меньшинств. Единство народа и его прямая связь с лидером требует отказа от сдержек и противовесов, таких как разделение властей и независимый суд. Институты такого рода популисты представляют обществу как инструменты коррумпированной элиты или внешнего влияния.
Больше о популизме
Технологи народного гнева
Если посмотреть на действия российских властей с учетом всего сказанного, видно, насколько богатый и разнообразный репертуар вождистских и популистских технологий задействован для удержания власти в России. Здесь и прямая, поверх всех представительных органов, связь лидера с народом («прямые линии» президента Путина — символ этого подхода), и приоритет единства, и отказ от сдержек и противовесов, и культивация национальных обид, и отказ от ясной социально-экономической программы, и напоминания о великих победах, и перевод критического внимания общества — чувств возмущения и гнева — с высокопоставленных чиновников на их «врагов» из числа активистов и СМИ.
Последнее — логично. Поскольку коррумпированной элиты, по официальной версии, в России нет, а режим создает себе имидж партизанского отряда в войне с космополитической мировой элитой, то лучи гнева приходится направлять куда-то вовне — на соседей, заокеанских врагов и их «агентов» в стране. Нескончаемый крик в теле- и радиошоу — современное проявление старой вождистской технологии взращивания врага с одновременным выкручиванием «ручки» эмоций до предела. Принципиальное отличие нынешней формы этой технологии от модернизма ХХ века в том, что используемый властями «народный гнев» — это постмодернистская искусственная конструкция, не имеющая под собой никакой идеологической основы. Стимулируя гнев, власти не пытаются с его помощью разрешить какой-либо социальный конфликт. Наоборот, этот гнев должен подчеркнуть, что никаких конфликтов, кроме как с внешним миром, нет, а общество едино как никогда.
Попытки перенаправить ту же эмоцию обратно на власть государство встречает предсказуемо жестким отпором. История Алексея Навального и его антикоррупционных организаций — наиболее яркий тому пример. Государство и его пропагандистов, пребывающих в постоянной «гневной» истерике, не перекричать. Для каждого отдельного человека слишком велик риск, что показательный «гнев» и оправданные им репрессии могут обрушиться лично на него.
Трудно осуждать тех, кто в этих условиях настраивает себя на созерцательный лад. Тех, кто приходит к выводу, что лучше погасить гнев и сосредоточиться на том, что можно реально изменить. Об этом есть известная молитва Рейнхольда Нибура: «Боже, даруй мне душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого!» Она, в свою очередь, восходит к стоической мудрости, согласно которой беспокоиться стоит только о том, что зависит от нас, а о том, что не зависит, беспокоиться не стоит. При этом стремление к расширению поля тех вещей, которые зависят, вполне достойное.
Есть чувства, которые скорее отравляют человека изнутри, чем меняют ситуацию вовне. Гнев, если его не удается преобразовать в позитивную энергию изменений, способен отравить.
С этого начинается стихотворение «Древо яда» английского поэта, художника и мистика Уильяма Блейка (1757–1827):
I was angry with my friend:
I told my wrath, my wrath did end.
I was angry with my foe:
I told it not, my wrath did grow.
В переводе Самуила Маршака это звучит так:
В ярость друг меня привел —
Гнев излил я, гнев прошел.
Враг обиду мне нанес —
Я молчал, но гнев мой рос.
Лирический герой продолжает скрывать гнев на врага, питать гнев в себе — но читатель, привыкший избегать этого чувства, обманывается в своих ожиданиях, что гнев отравит самого героя. В саду вырастает такое красивое дерево, что враг не может устоять против его вида, забирается в сад, съедает отравленное гневом яблоко — и погибает.
Каждый сам, видимо, должен решать: гасить ли гнев или копить его — в ожидании, что враг уже не сможет его игнорировать, а неизбежное столкновение станет для врага смертельно опасным.
Что еще об этом почитать
Давыдов М. Двадцать лет до Великой войны: российская модернизация Витте — Столыпина. СПб.: Алетейя, 2018
Историк Михаил Давыдов взялся в этой объемной работе опровергнуть мифы о пореформенной России, заложенные в сознание российского общества оппозиционными публицистами второй половины XIX — начала XX века и породившие мем «народного гнева». Книга дает энциклопедический обзор основных социальных и экономических изменений в жизни страны, происходивших в последние десятилетия перед Первой мировой войной.
Guriev S., Papaioannou E. The Political Economy of Populism
Обзорная статья, синтезирующая всю важнейшую научную литературу о популизме и предлагающая целостный взгляд на это явление. Читается как набросок книги. Препринт статьи доступен на сайте SSRN.
Марк Аврелий Антонин. Размышления. Пер. и прим. А. К. Гаврилова. (Серия «Литературные памятники»). Л.: Наука, 1985
Личные записки императора Марка Аврелия, отражающие процесс его работы над собой в соответствии с принципами стоического учения, последователем которого он был. Вот отрывок, иллюстрирующий одну из важнейших идей стоицизма: «Не лучше ли распоряжаться свободно тем, что от тебя зависит, чем рабски и приниженно быть небезразличным к тому, что не зависит от тебя? И кто сказал тебе, будто боги не поддерживают нас и в том, что от нас же зависит?»
Боевой гимн республики
Песня появилась в 1850–1860-х годах и написана в жанре протестантского религиозного гимна. В массовой культуре известна благодаря рефрену «Glory, glory, hallelujah!» («Слава, слава, аллилуйя!»). Строчки, где появляются «гроздья гнева», звучат так: «Mine eyes have seen the glory of the coming of the Lord: He is trampling out the vintage where the grapes of wrath are stored» («Я увидел, как во славе сам Господь явился нам, как Он мощною стопою гроздья гнева разметал»).
Рейнхольд Нибур (1892–1971)
Американский протестантский теолог и социальный мыслитель.
Резигнация
Смирение.
Положительное право
В европейской традиции есть как минимум три уровня права. Существует право как набор привычных норм и предписаний, это обычное право. То, что записано (то есть «кодифицировано») в законах и нормативных актах, называется положительным правом. Существует еще право юристов, то есть процесс интерпретации и уточнения законов, которым занимается корпорация профессиональных юристов и ученых-правоведов.