На Showtime начался мини-сериал «Побег из тюрьмы Даннемора» — с Патрисией Аркетт, Полом Дано и Бенисио Дель Торо. Режиссером криминального шоу, основанного на реальной истории, выступил Бен Стиллер. Его премьера состоялась месяц назад на телерынке MIPCOM в Каннах. Кинокритик Егор Москвитин рассказывает, чем хорош сериал Стиллера и на какие еще каннские телевизионные премьеры стоит обратить внимание.
Побег из тюрьмы Даннемора (Escape at Dannamora)
C 18 ноября на Showtime
В 2010 году в деревне Даннемора в округе Клинтон штата Нью-Йорк проживали 3936 человек. Около трех тысяч из них были заключенными окружной тюрьмы — легендарного места, в котором сидел, к примеру, Тупак Шакур, и у ворот которого постоянно снимают кино. В 2015-м в колонии произошел случай, который обошелся американским налогоплательщикам в 23 миллиона долларов (каждый день поисков сбежавших стоил полиции по миллиону) — и вдохновил режиссера Бена Стиллера на сериал. Двое заключенных, убийцы с пожизненным и с 25-летним сроками, закрутили роман с женщиной средних лет, руководившей в колонии ткацким цехом. И разработали план побега, который бы наверняка оценили их коллеги из Шоушенка: с огромным подкопом, дерзкими издевательствами над преследователями и трагичным финалом.
Семисерийный «Побег из тюрьмы Даннемора» — это не столько криминальный триллер, сколько драма про отношения, вырваться из которых труднее, чем из тюрьмы строгого режима. Патрисиа Аркетт играет обычную женщину средних лет, которую достало все. Ей осточертели муж, работа, дом, рутина и, в особенности, погода: сериал показывает зимнюю жизнь маленького американского города без привычного рождественского шарма. Сплошные холод, слякость и серость. Почти служебный роман с молодым заключенным (его играет Пол Дано, предыдущей сериальной ролью которого был Пьер Безухов в «Войне и мире») обещает ей перемены, потому что это первые в ее жизни отношения, в которых она находится в позиции власти. Как только любовников раскроет другой зэк (Бенисио Дель Торо, еще более жуткий, чем в «Убийце»), эта власть испарится — зато в жизни женщины наконец-то найдется место адреналину.
SHOWTIME
За последние 25 лет Бен Стиллер поставил полдюжины успешных комедий (включая «Кабельщика»), но как о большом режиссере о нем заговорили после «Невероятной жизни Уолтера Митти» — трагикомедии о маленьком человеке, который соскучился по большим делам. «Побег из тюрьмы Даннамора» и похож, и не похож на предыдущую драму Стиллера. Здесь тоже исследуется эскапизм — и тоже уделяется бесконечное внимание деталям. Но о столь же динамичном повествовании и таких же приятных эмоциях от просмотра приходится только мечтать: с каждым актом героям становится только больнее и хуже. Разрядок нет и не предвидится. Между персонажами постоянно идет борьба за власть. Это противостояние всех со всеми проявляется не только в диалогах и в операторской работе (камера всегда подскажет, кто из героев занял позицию силы), но и в эротических сценах — печальных и радикальных, как в недавнем фильме «На границе миров».
Поскольку история, на которой основан сериал, достаточно известна, интрига здесь заключается в другом: кто из заговорщиков кого переиграет — женщина мужчин или наоборот. Мужчин, кстати, четверо: кроме Дель Торо и Дано еще есть Дэвид Морс из «Зеленой мили» в роли коррумпированного надзирателя и Эрик Ланж — он играет мужа героини, который тоже работает в тюрьме. Следовательницу, допрашивающую сообщников, играет комедиантка Бонни Хант — как и Бен Стиллер, она доказывает, что из комиков порой получаются отличные драматические артисты. А работа Патрисии Аркетт в этом сериале сравнима разве что с ролью Фрэнсис Макдорманд в мини-сериале «Что знает Оливия».
В «Побег из тюрьмы Даннемора» очень трудно погрузиться с первого раза; он требует от зрителя преданности — как требовал сериал «Во все тяжкие» десять лет назад. Но судя по первым двум эпизодам, довериться ему все-таки стоит.
Реальная история, на которой основан сериал
Еще пять увлекательных сериалов из разных стран, которые показали в Каннах
Московский нуар (Moscow Noir)
Швеция, 2019
Постер
Этот снятый в Швеции сериал — забавная попытка распространить мрак скандинавских нуаров на соседние страны. Действие происходит в Москве конца 1990-х. Олигархи, банкиры, спецслужбы и бандиты делят некую неприлично дорогую нефтяную компанию, а порядочный экспат из Швеции пытается не сойти с ума от всего этого беспредела. По количеству штампов о русской жизни сериал превосходит и «Курск» Томаса Винтерберга, и «Хитмэна» Ксавье Жанса, и пятый «Крепкий орешек» (тот самый, что про Москву), но это как раз тот случай, когда чем хуже, тем лучше. Сериал, который поначалу хочется включить, чтобы просто посмеяться, на поверку оказывается по-настоящему увлекательным (хоть и бульварным) детективом.
Беса (Besa)
Албания, Греция, Сербия, Словения, Хорватия, 2018-2019
Постер
Криминальный триллер родом из Сербии и Албании, по сюжету очень похожий на фильмы Юрия Быкова. Автомобиль «маленького человека» — работяги и семьянина — врезается на дороге в машину беспечных молодых наркоманов. На пассажирском сиденье там оказывается дочь криминального авторитета, на фоне которого гангстеры из большинства американских сериалов кажутся просто травоядными. Первая серия только и делает, что знакомит зрителя с двумя дюжинами героев и готовит к их столкновению. Иностранные журналисты уже сравнивают «Бесу» с итальянской «Гоморрой» — правдивым и страшным сериалом о быте неаполитанской мафии. Судить о реалистичности «Бесы» пока сложно, но уже сейчас можно похвалить восточноевропейских актеров — очень органичных и ни на кого не похожих. Если вдруг выяснится, что у них, как у артистов из «Гоморры», есть настоящие связи с мафией, это вряд ли станет большим сюрпризом: уж больно убедительно они играют.
Пирс (The Pier)
Испания, 2019
Lorena Jaramillo
Новый проект от Алекса Пины, создателя главного испанского сериала последних лет «Бумажный дом». Главная героиня отмечает сделку всей своей жизни: по ее архитектурному проекту возведут небоскреб стоимостью 300 миллионов евро. Праздник портит муж: сначала звонит и врет, что находится в Германии, и предлагает наконец-то завести ребенка, а потом совершает самоубийство на пирсе в испанской деревне. Героиня узнает, что на протяжении многих лет он изменял ей с женщиной, живущей неподалеку. Берет урну с прахом покойного — и едет к любовнице в гости.
Визуально и интонационно «Пирс» напоминает кино, которое могли бы сообща снять Педро Альмодовар и Майкл Бэй: испанская чувственность и американский размах здесь соседствуют самым необычным образом. «Пирс» — редкая мелодрама, которая полагается не столько на диалоги, сколько на визуальный ряд, а он здесь на редкость красив.
Матримониальный хаос (Matrimonial Chaos)
Южная Корея, 2018; с 8 октября на KBS2
Matrimonial Chaos | 최고의 이혼 [Trailer-Ver.2]
KBS World TV
Корейский сериал рассказывает про молодых супругов, решивших развестись — но перед этим попробовать пожить порознь, повстречаться с другими людьми и проверить, будут ли они друг по другу скучать. Одни и те же события описываются глазами героини и героя.
В сущности, это азиатская версия «Энни Холл» или «Когда Гарри встретил Салли». Но восточная деликатность, необычный антураж и незнакомые большинству иностранных зрителей актеры выгодно отличают этот сериал от западных драм на ту же тему. Предопределенный (или нет?) финал заставляет относиться к грядущей трагедии со спокойной иронией, а щедрый на психологические детали сценарий превращает на первый взгляд несложную историю в по-настоящему интересный анализ отношений.
Мадрид в огне (Madrid on Fire)
Испания, 2018; с 8 ноября на платформе Movistar+
Arde Madrid: Tráiler | Movistar+
Movistar+
Мадрид, 1961 год, эпоха правления Франсиско Франко. Страну практически не покидает голливудская звезда Ава Гарднер, чья любовь к Испании отчего-то пугает представителей режима. Поэтому в качестве гувернантки к актрисе подселяют шпионку — никудышную, но очень забавную.
«Мадрид в огне» — на первый взгляд дорогая и многозначительная костюмная драма, а на деле — черная комедия. Именно это шоу может стать для зрителя поводом познакомиться с пиренейской комедийной традицией и открыть для него малоизвестную, но яркую эпоху богемной жизни середины XX века в Мадриде. У сериала, наконец, есть серьезный экспортный потенциал: он и феминистский, и антитоталитарный, и исторический, и страшно смешной.