Вечером 12 сентября активисты движения SERB разгромили выставку художника Василия Слонова «Небесный Иерусалим» в галерее «Винзавод». Они сняли со стен несколько экспонатов, некоторые унесли с собой — и отнесли их в полицию как вещдок. Активисты требуют признать Слонова экстремистом. «Медуза» поговорила с Василием Слоновым о случившемся.
— Какая была концепция вашей выставки?
— Соответствие человека Божественному замыслу. Она построена на цитатах из Священного Писания, из Ветхого Завета.
— Политический подтекст у нее был?
— Конечно, нет. Эта выставка не имеет никакого протестного характера, никакого политического контекста.
— У вас есть понимание, что в вашей выставке могло спровоцировать людей на агрессию?
— Во всем происходящем нужно усматривать некий духовный смысл и бэкграунд. Некоторыми людьми истина переносится болезненно, и людей начинает колбасить. Слово Божье жжет чертей, и они все визжат. Для них это как соль на рану. Проблема этих людей — некая духовная инвалидность. Когда они видят Священное Писание и осознают невозможность для себя его воспринять, они приходят в ярость — и так ее выплескивают.
— А уже известно, какую жидкость они выплеснули на экспонаты?
— Да, эксперты выяснили, что это куриный помет.
— Расскажите о картине, которую мужчины похитили из галереи и понесли в полицейский участок? Они заявили, что сочли произведение экстремистским, поскольку она разжигает ненависть к России и православию.
— Ох. На этой картине я написал текст на церковнославянском из Второзакония. А именно, что Господь обращается к людям и говорит: «Вот, человек, даю тебе жизнь и даю смерть. Я даю тебе благословение и проклятье. Человек, выбери жизнь». Это слова нашего Господа, обращенные к каждому из нас. А что этих людей в этом заколбасило — ну не знаю. Они, видимо, смерть выбрали.
— Корреспондент программы «Вести» сказала, что на картине изображен президент Путин. Это так?
— На картине с одной стороны изображен череп — он символизирует смерть; на другой я изобразил, на мой взгляд, харизматичное лицо. Я не подписывал нигде, что это Путин. Это же художественная метафора, а не фотография в паспорте. Сказать, что на картине Путин — значит сузить пространство интерпретации. Мне просто нужен был живой человек, эдакая метафора жизни, харизмы, достаточно знаковый.
— В «Вестях» еще говорили, что один из экспонатов на вашей выставке — Юрий Гагарин, созданный из древесных щепок.
— Кто? Серьезно, прямо так сказали? Полагаю, они приняли за Гагарина изображенного там звездочета. Там ни лица космонавта, ни каких-то указаний на то, что это он, нет. Забавно.
— Какое у вас сложилось мнение о движении SERB?
— Я, если честно, вообще не в курсе, что они такое. Я живу в Красноярске, и я потрясен — это какой-то ужас, что у вас тут в Москве происходит. Они подали на меня заявление в полицию, видимо; я сегодня тоже подал туда заявление против них. Я бы хотел, чтобы меня посадили в одну клетку с этими мужчинами.
— Для чего?
— Просто поговорить. Если у людей есть такие большие претензии к выставке, что они ее громят, то им нужно побеседовать с ее автором. Мне кажется, нам не хватает диалога.
— Что дальше будет с выставкой?
— Скорее всего, она будет продолжаться.
— А как вы оцениваете ущерб?
— Главная потеря государственного масштаба — это уровень безумства некоторых наших сограждан.
Читайте также
Второзаконие
Второзаконие — пятая книга Ветхого Завета. В ней Моисей обращается к израильтянам накануне того, как они перешли реку Иордан.
Выставка «Небесный Иерусалим»
Выставка Василия Слонова «Небесный Иерусалим» открылась в галерее «11.12» 11 сентября. Согласно сообщению на сайте галереи, «это художественная материализация размышлений автора о судьбах мира в целом и о кривой судьбе русской цивилизации в частности».
SERB
Движение SERB основано весной 2014 года на Украине, выступало за предоставление автономии юго-восточным регионам страны и агрессивно пропагандировало православие и консервативные ценности. Осенью 2014-го многие активисты переехали в Россию, опасаясь уголовного преследования. В мае 2017 года они облили зеленкой оппозиционера Алексея Навального. В декабре того же года облили мочой экспонаты выставки Джока Стерджеса «Без смущения 2.0».