Врач, лечивший рабынь и императриц
Американского хирурга XIX века Мэриона Симса называют одним из основателей современной хирургической гинекологии; в 1850-х он также открыл первый женский госпиталь в Нью-Йорке. В начале своей медицинской карьеры Симс был врачом на плантациях в Алабаме, где осматривал и лечил рабов. В 1845 году он занялся поисками лечения пузырно-влагалищных свищей — каналов между мочевым пузырем и влагалищем, которые появлялись у женщин после травматичных родов и приводили к недержанию мочи.
В своих исследованиях Мэрион Симс использовал подопытных рабынь-афроамеринок — некоторых из них он покупал специально для проведения экспериментальных операций. Сам он упоминал в записях около десяти подопытных женщин, первой из которых стала 17-летняя Анарха, пережившая тяжелые трехдневные роды. Именно ее случай подтолкнул хирурга к исследованию хирургических способов лечения свищей.
Как утверждает американская историк медицины Ванесса Нортингтон Гэмбл, хирург проводил болезненные операции на рабынях без анестезии. Гэмбл объясняет, что во времена Симса считалось, что темнокожие люди более выносливые, чем белые, а темнокожие женщины — особенно. В своих записях Мэрион Симс рассказывал, как одна из подопытных, Люси, думала, что умрет от боли, и очень страшно кричала во время операций. Но, по словам хирурга, женщины все равно были согласны на операции ради излечения. «Эти женщины были собственностью, — возражает Гэмбл. — Они не могли дать согласие. Рабовладельцы ценили их в зависимости от того, сколько работы они могли выполнить и скольких новых рабов произвести на свет. А с этими свищами они не могли рожать детей и хуже работали».
Поначалу эксперименты не были успешными; на одной женщине Симс провел более 30 операций, прежде чем добился желаемого результата. В 1850-х он переехал из Алабамы в Нью-Йорк, открыл там госпиталь и стал делать операции белым женщинам — но уже с анестезией. Впоследствии он возглавил Американскую медицинскую ассоциацию, а в 1863 году даже оперировал супругу Наполеона III императрицу Евгению.
Памятник врачу установили в Нью-Йорке через несколько лет после его смерти — в 1890-х годах. Сначала он стоял в Брайант-парке, а в 1934 году его перенесли на угол Центрального парка — напротив Нью-йоркской медицинской академии. В США есть и другие памятники Симсу: в Алабаме и Южной Каролине. На последнем написано, что Симс одинаково лечил всех: и рабынь, и императриц.
Пятно на американской истории
Впервые о демонтаже памятника в нью-йоркском Центральном парке заговорили в 2006 году — после выхода книги «Медицинский апартеид», написанной специалистом по этике Гарвардского медицинского университета Хэрриет Вашингтон. В книге говорилось об экспериментах на афроамериканцах и, в частности, о методах Мэриона Симса. Последние несколько лет активисты Нью-Йорка требовали убрать памятник врачу, утверждая, что его присутствие ущемляет афроамериканских и латиноамериканских жителей района, которые исторически были жертвами медицинских экспериментов белых врачей. «Доктор Симс — не наш герой, и нам не нужны лишние напоминания о его варварских действиях», — заявляла лидер кампании против памятника Марина Ортиз.
Дебаты о судьбе памятника Симсу усилились в августе 2017 года — после беспорядков в Шарлотсвилле, где ультраправые протестовали против сноса памятников генералам Юга, которые в большинстве своем были рабовладельцами. 21 августа спикер городского совета Нью-Йорка Мелисса Марк-Виверито назвала Мэриона Симса «пятном на американской истории», который не заслуживает мемориала, а спустя неделю неизвестные написали на памятнике Симсу слово «расист» и испачкали его красной краской.
16 апреля 2018 года власти Нью-Йорка постановили убрать памятник из Центрального парка. Уже на следующий день его демонтировали и перенесли на кладбище Грин-вуд в Бруклине, где похоронен Мэрион Симс. Пока что памятник убрали в кладбищенское хранилище, но дебаты о его будущем не прекращаются.
Активисты настаивают, что памятник лучше не переносить в другой район, а уничтожить. Глава кладбища, напротив, считает, что главная задача — сохранить историю, а не выставить ее в другом свете. Эту точку зрения поддерживают также некоторые художники и историки, предлагая не сносить памятники — а ставить новые, например, посвященные известным темнокожим женщинам-хирургам.