истории

Хоакин Феникс в «Джокере» так хорошо играет, а что еще с ним посмотреть? Вот его 10 лучших ролей — выбор Антона Долина

Источник: Meduza

«Джокер» побил рекорд октября в американском прокате, собрав за первые выходные 93,5 миллиона долларов. Многие связывают успех фильма в том числе с игрой Хоакина Феникса — он показал ранние годы Джокера и превращение этого неудачливого комика в психопата-убийцу. Кинокритик «Медузы» Антон Долин вспомнил 10 других — не менее талантливых — ролей актера.

Джимми — «Умереть за»

Режиссер — Гас Ван Сент, 1995 год 

 Columbia / Everett Collection / Vida Press

Построенная как серия интервью с ненадежными рассказчиками нашумевшая черная комедия мэтра американского независимого кино рассказывает о хорошенькой провинциалке (блестящая роль Николь Кидман), мечтающей о славе. Пока что она ведет на местном телеканале прогноз погоды. Своим единственным препятствием она считает супруга (его играет Мэтт Диллон), и потому соблазняет подростка-старшеклассника, чтобы тот мужа убил. Роль школьника-переростка и сыграл 20-летний на момент съемок Феникс. Это первый из многих яркий персонаж-убийца в его фильмографии. Гас Ван Сент вновь поработает с Фениксом 23 года спустя в биографической драме «Не волнуйся, он далеко не уйдет». 

Император Коммод — «Гладиатор»

Режиссер — Ридли Скотт, 2000 год 

ddp images / Vida Press

Самый известный пеплум XXI века, фильм-триумфатор «Оскара» и в принципе одна из самых эффектных и знаменитых режиссерских работ Скотта. Феникс сыграл здесь антагониста — скандально известного императора, который был сыном Марка Аврелия. Отцеубийца, параноик, политик-популист: таким Коммод предстал в интерпретации Феникса. Показанные в фильме события не вполне соответствуют историческим фактам — впрочем, Коммод и на самом деле убивал близких соратников и, в частности, казнил свою жену, выступал на арене в обличии гладиатора и панически боялся заговоров, в результате одного из которых погиб. Роль Коммода принесла Фениксу первую номинацию на «Оскара». 

Люций Хант — «Таинственный лес»

Режиссер — М. Найт Шьямалан, 2004 год

Buena Vista Pictures / Everett Collection / Vida Press

Уже вторая после «Знаков» совместная работа Феникса с автором сенсационных фантастических лент Шьямаланом, обладающим непревзойденным умением удивить зрителей финальным твистом (в том числе, именно в «Таинственном лесе»). Феникс играет свободолюбивого жителя скрытой от внешнего мира деревни, которую окружают смертоносные леса, населенные зловещими мистическими существами. Несмотря на угрозу, герой Феникса решает нарушить запрет и пройти сквозь лес к таинственным «городам» — ради нарушения блокады он готов рискнуть жизнью. Способность артиста виртуозно передавать на экране пограничные состояния психики сделала его любимцем Шьямалана. 

Джонни Кэш — «Переступить черту»

Режиссер — Джеймс Мэнголд, 2005 год 

Rex / Vida Press

Внушительная кинобиография одного из главных поп-артистов в истории США — кантри-певца Джонни Кэша. Некоторые факты жизни Кэша перекликаются с биографией самого Феникса (например, оба в детстве потеряли старших братьев, что оказало на них серьезное влияние; в случае с Хоакином это был Ривер Феникс, к тому моменту восходящая звезда кино). Феникс весьма убедительно сыграл наркотическую зависимость Кэша и его личные драмы. Кроме прочего, этот фильм — история любви. Риз Уизерспун, сыгравшая роль второй жены Кэша — Джун Картер, получила за нее «Оскара», Феникс заработал вторую номинацию. Все песни в фильме исполнил он сам, позже альбом с саундтреком был удостоен премии «Грэмми». 

Леонард Кредэйтор — «Любовницы»

Режиссер — Джеймс Грэй, 2008 год

Rex / Vida Press

Более корректным был бы перевод «Две возлюбленные». Гуру независимого американского кино Джеймс Грэй считает Хоакина Феникса самым важным для себя актером, он снимал его и в других своих фильмах — «Ярдах», «Хозяевах ночи» и «Роковой страсти». Эта трагикомическая роль — самая сложная и нежная, недаром сценарий отчасти основан на «Белых ночах» Достоевского. Герой Феникса — невротик, многократно предпринимавший попытки покончить с собой, пытается разобраться с собственными чувствами к двум женщинам (их роли играют Гвинет Пэлтроу и Винесса Шоу). 

Хоакин Феникс — «Я все еще здесь»

Режиссер — Кейси Аффлек, 2010 год

Robert Grant / Scanpix / LETA

Самая необычная из ролей, сыгранных актером, — себя самого. Режиссерский дебют Аффлека-младшего, который был другом Феникса, подавался как документальный. К удивлению и ужасу публики, там показывалось, как дважды номинант «Оскара» Феникс отказывается от актерской карьеры, чтобы профессионально заняться хип-хопом. Сделано это было настолько убедительно, что весь мир принял сюжет за чистую монету; начали поговаривать, что Феникс не в себе и нуждается в лечении (особенно после нескольких появлений на публике в новом образе). Только после выхода фильма в прокат Аффлек и Феникс признались, что это было масштабным розыгрышем, а фильм — не документальным, это мокьюментари. 

Фредди Куэлл — «Мастер»

Режиссер — Пол Томас Андерсон, 2012 год

Rex / Vida Press

Возможно, самая сложная, масштабная и необъяснимая из актерских работ Феникса (по меньшей мере, до «Джокера»), которая принесла ему заслуженный Кубок Вольпи на Венецианском фестивале и третью номинацию на «Оскара». Он играет опустившегося алкоголика, бывшего военного моряка Второй Мировой, который, вернувшись с фронта, становится близким соратником харизматичного Ланкастера Додда — создателя секты «Истоки» (источником вдохновения для режиссера послужило движение сайентологов и биография его лидера Рона Хаббарда). Роль Додда стала последней в карьере Филипа Сеймура Хоффмана. Однако центр этого фильма — все же Куэлл/Феникс, то ли фанатик, то ли трикстер, наглядно показывающий духовное преображение (или его иллюзию) через одну исковерканную судьбу. Позже он сыграет главную роль еще в одном фильме Пола Томаса Андерсона — «Врожденном пороке», единственной экранизации прозы Томаса Пинчона.

Теодор Туомбли — «Она»

Режиссер — Спайк Джонс, 2013 год

Rex / Vida Press

Феникс играет персонажа из будущего — застенчивого и замкнутого то ли клерка, то ли писателя, который отчаянно страдает от одиночества и нуждается в любви. Идеального партнера он находит в операционной системе, обладающей только голосом (его «играет» Скарлетт Йоханссон) и именем «Саманта». Трогательная фантасмагория, озвученная оригинальной музыкой Arcade Fire, стала одной из самых своеобразных работ Феникса, для которого картина о любви оказалась фактически монофильмом, поскольку предмет его чувств остается невидимкой. 

Эйб Лукас — «Иррациональный человек»

Режиссер — Вуди Аллен, 2015 год 

Splash news / Vida Press

Эта поздняя комедия Аллена — из числа тех, в которых юмор ничуть не мешает мизантропическим идеям и макабрической интриге. Феникс играет профессора философии (как всегда у Аллена, наделенного чертами характера самого режиссера, нарцисса и невротика), который переживает экзистенциальный кризис. Сперва герой пытается разобраться с ним при помощи сразу двух служебных романов — с коллегой-преподавательницей и студенткой, а потом решает совершить идеальное убийство, чтобы проверить — можно ли в таком случае остаться безнаказанным.

Джо — «Тебя никогда здесь не было»

Режиссер — Линн Рэмси, 2017 год

Rex / Vida Press

И вновь Хоакин Феникс играет роль убийцы, на сей раз, профессионального (и сделает это еще раз год спустя, в «Братьях Систерс» Жака Одиара). Вместе с тем, его накачанный — актер набрал вес для роли! — герой-супермен, неуловимый и необоримый, — большой ребенок, живущий вдвоем с мамой и трогательно о ней заботящийся. Напав на гнездо политиков-педофилов, Джо решает в одиночку бросить им вызов. Впрочем, интрига в этом изысканном тактильно-чувственном фильме важна меньше, чем сама кинематографическая ткань, состоящая из магически притягательного молчаливого персонажа, гипнотизирующей камеры Томаса Тауненда и чарующей музыки Джонни Гринвуда. 

Антон Долин

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.