GSC Game World
истории

S.T.A.L.K.E.R. 2 — уникальная игра. Таких больше не делают Рассказываем, почему это одновременно и достоинство, и недостаток

Источник: Meduza

Украинская студия GSC Game World выпустила S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl. После 15 лет разработки фанаты получили ровно то, что хотели — мрачную, жестокую и неприветливую к новичкам игру, в которой можно затеряться на десятки или даже сотни часов. Даже баги, свойственные первой трилогии, оказались на месте. Но Heart of Chornobyl вряд ли понравится поклонникам современных динамичных шутеров, и уж точно не подойдет тем, кто надеется найти здесь легкое и незамысловатое приключение. И тем не менее с ней стоит познакомиться хотя бы потому, что больше таких проектов не делают. «Медуза» рассказывает, что конкретно делает S.T.A.L.K.E.R. 2 особенной игрой.


В тексте есть краткий пересказ сюжетной завязки. Если вы еще не играли и не хотите ничего заранее знать о сюжете, пожалуйста, отложите этот материал на будущее.

Есть игры, которые производят плохое первое впечатление, но позже раскрываются и становятся интересными. Хороший недавний пример — Starfield от Bethesda. И журналисты, и игроки признавали, что после унылых первых десяти часов по-настоящему влюблялись в эту ролевую игру. Со S.T.A.L.K.E.R. 2 похожая ситуация.

Игра начинается с того, что главный герой Скиф попадает в Зону из внешнего мира, чтобы с помощью специального сканера перезарядить некий артефакт, уничтоживший его дом. Он рассчитывает быстро выполнить свою задачу, но в поисках подходящей аномалии проникает все дальше и дальше в Зону. Когда артефакт все-таки удается перезарядить, выясняется, что контакт Скифа, персонаж по кличке Припой, подставил его. У героя забирают артефакт и сканер, а самого бьют прикладом и оставляют умирать.

Первые несколько часов, когда разработчики пытаются объяснить основы игры, кажутся сумбурными и неоправданно сложными. Уже в прологе Скиф сталкивается с кровососом, способным убить героя парой точных ударов. Ко всему прочему мутант довольно быстро перемещается и способен становиться невидимым, что ощутимо усложняет бой, а патронов у Скифа к тому моменту не так много. И это буквально второй противник в игре.

Многие журналисты (в том числе «Медуза» в предыдущих материалах) называют S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl шутером. Это не совсем корректно. Такое жанровое определение позволяет обозначить основную механику игры, но не ее суть. На самом деле украинская студия GSC Game World всегда создавала симуляторы выживания, и это нужно помнить, отправляясь в Зону на поиски приключений. Особенно если для игрока это первое знакомство с серией S.T.A.L.K.E.R.

Новая игра очень нетороплива, здесь никто никуда не спешит, включая самого героя. Каждое действие, будь то перезарядка или лечение, он выполняет гораздо медленнее, чем в большинстве шутеров. Нередко Скиф погибает, пока идет неспешная анимация наматывания бинта, способного остановить кровотечение. За то время, пока он достает ружье, враги успеют выпустить в него пару очередей.

Этот намеренный, в чем-то даже показной реализм серьезно усложняет игру. Оружие клинит от износа в самые неподходящие моменты, выудить из инвентаря нужный предмет в разгар перестрелки невозможно — игра не останавливается, пока Скиф медленно лезет в свой бездонный рюкзак. В то же время где-то разработчики пошли на компромиссы. Например, оружие с обнулившимся показателем прочности не ломается полностью. Им по-прежнему можно пользоваться, пусть и с повышенным риском осечки, пока игрок не доберется до ближайшего техника, который поможет с ремонтом.

Попав в первое поселение, игрок получает возможность немного сориентироваться в местных конфликтах. Некоторые сталкеры достаточно разговорчивы и с радостью поделятся как обычными слухами, так и какой-то полезной информацией.

Тут же можно пополнить запасы и выполнить несколько заданий, чтобы немного подзаработать. Сами квесты разнообразны и достаточно часто подразумевают несколько вариантов завершения. Совсем не обязательно точно следовать инструкции — например, предмет, который попросил один персонаж, можно не возвращать и продать другому. Возможно, это будет выгодней.

После нескольких вылазок на карте открывается достаточно много точек, которые при желании можно исследовать. Впрочем, стоит помнить, что риск уходить далеко не всегда оправдан и очень часто, расправившись с кучей врагов, получаешь лишь кучу бесполезного хлама и немного боеприпасов. Не факт, что их будет больше, чем было потрачено на саму перестрелку.

К тому же все предметы, которыми Скиф набивает инвентарь, имеют свой вес. Если перестараться, герой начинает двигаться медленней. Еще пара вещей — и он встает на месте, не в силах сделать ни шага. Приходится выбирать, чем пожертвовать, чтобы добраться до ближайшего торговца и продать ему остальное.

GSC Game World

GSC Game World

GSC Game World

Как и говорилось во многих западных превью до релиза, S.T.A.L.K.E.R. 2 действительно не навязывает игроку какой-то определенный стиль прохождения. Где-то можно неспешно избавляться от врагов с безопасного расстояния, где-то — застать противников врасплох и быстро расправиться с ними, а в каких-то ситуациях можно попробовать пройти миссию, вообще не поднимая шума.

Впрочем, последний вариант провернуть получается очень редко. Дело в том, что в S.T.A.L.K.E.R. 2 полностью сломана система скрытного прохождения. Враги видят Скифа издалека, когда он еще не подозревает об их существовании. В одном из эпизодов охранники базы заметили героя еще до того, как прогрузились текстуры этой самой базы. В другой миссии индикатор тревоги появлялся, когда Скиф просто стоял в коридоре, а противники находились от него через несколько комнат — услышать, а уж тем более увидеть его было невозможно.

При этом в одном из советов на экране загрузки говорится, что на задания лучше ходить ночью и в плохую погоду. Темнота, якобы, поможет остаться незаметным, а дождь заглушит шаги. В реальности же противникам совершенно плевать и на погоду, и на дальность видимости. А вот игрок будет страдать в темноте, не понимая, откуда в него стреляют.

Heart of Chornobyl начинает меняться в лучшую сторону, когда Скиф выбирается из первого поселения. К тому времени у него уже есть возможность подбирать оружие под конкретные цели, а также есть достаточно средств, чтобы вложиться в прокачку экипировки. S.T.A.L.K.E.R. 2 перестает унижать игрока каждую минуту, понемногу позволяя навязывать противникам свои правила. К этому моменту на внутриигровом счетчике будет около 4-5 часов, а общее время, затраченное на прохождение с учетом многочисленных смертей, раза в два больше.

Но вскоре раскрывается еще один недостаток S.T.A.L.K.E.R. 2. Игра очень предсказуема. Быстро понимаешь, что каждая ключевая точка на карте почти всегда охраняется стайкой мутантов (или поблизости наверняка есть бандиты), и добраться до нее без потерь не получится. Учитывая огромные размеры карты, а следовательно, и обилие разнообразных баз, вышек, домиков и пещер, эти рутинные зачистки быстро начинают утомлять. Это мешает полноценному погружению в мир игры, равно как и неработающая система A-Life 2.0. Незадолго до релиза пользователи обратили внимание, что ее упоминание убрали со страницы Heart of Chornobyl в Steam. Многие решили, что ее полностью вырезали, и это было похоже на правду. Никаких случайных стычек между разными группировками или между бандитами и мутантами в игре поначалу не встречалось.

По ходу дальнейшего прохождения какое-то подобие системы появилось — изредка можно было встретить мутантов, сражающихся между собой, или незадачливых сталкеров, на которых напала стая слепых псов. Но все эти ситуации возникали только тогда, когда игрок оказывался рядом. Зона явно не живет собственной жизнью, как обещали разработчики. Позже они подтвердили, что A-Life 2.0 в игре все же присутствует, но пока не работает так, как должна. В ближайшее время GSC Game World обещает это исправить.

Других багов, о которых пишут абсолютно все журналисты и многие игроки, в S.T.A.L.K.E.R. 2 за несколько десятков часов нашлось не так много. Возможно, все они достались PC-версии — или помогли патчи, которые разработчики выпустили еще до официального релиза. Так или иначе, на консоли Xbox Series X игра работает неплохо. Да, за время прохождения она раз десять вылетала, но это случается и с другими играми, зачастую не такими требовательными к ресурсам.

Ошибка, которая сломала Heart of Chornobyl, не позволив продвинуться дальше по сюжету, встретилась лишь один раз. В одном из сюжетных заданий персонажа случайно задело взрывом, он упал, и поговорить с ним не удавалось, хотя он был жив. Пришлось перезагрузить сохранение и пройти эпизод более аккуратно.

Остальные баги и недоработки по большей части визуальные. Например, проходящие сквозь текстуры персонажи и предметы, периодически ломающиеся эффекты освещения и проблемы с прорисовкой объектов. Иногда огромная бетонная стена какой-нибудь базы неожиданно вырастает буквально в ста метрах от Скифа, хотя до этого ее не было видно. Если присесть днем у костра, то заметно, что тень Скифа остается стоять — мелочь, которая портит общее впечатление. Посиделки с гитарой в кругу дружественных сталкеров всегда были важным и узнаваемым элементом S.T.A.L.K.E.R., и разработчикам стоило быть чуть внимательней.

Звуковые эффекты тоже часто глючат, а из-за скачущего уровня громкости сложно ориентироваться на местности. Иногда кажется, что собака-мутант лает буквально в двух шагах, но ее нигде не видно — а на самом деле стая находится на безопасном от героя расстоянии. Время от времени все персонажи в лагере начинают говорить одновременно и невпопад, а песня группы «Океан Ельзи» разносится по всей округе, хотя радиоприемник стоит в баре и его не должно быть слышно за пределами помещения.

В остальном игра выглядит нормально, not great, not terrible, как говорилось в другом хорошем произведении про Чернобыль. С одной стороны, разработчики уделили очень много внимания детальной проработке окружения, с любовью воссоздали знакомые локации и постарались сделать так, чтобы Зона не выглядела набором штампованных полей. С другой — анимации могли бы быть получше, а модели персонажей разнообразнее. Иногда не понимаешь, в какой локации оказался, потому что постоянно видишь вокруг одни и те же лица.

Stalker 2: Heart of Chornobyl — Exclusive Smoking Barrels Gameplay Trailer

IGN

Фанатов все эти детали, похоже, мало интересуют. Они ждали игру 15 лет, и получили ровно то, что хотели. Местами создается впечатление, что GSC Game World сделала ремейк или даже ремастер, а не полноценное продолжение. Здесь можно встретить знакомых персонажей и есть куча других отсылок к оригинальной трилогии, некоторые из которых способны распознать только преданные фанаты. Но главное — это возможность вернуться в Зону, чтобы в очередной раз, неторопливо, степенно изучить все ее уголки.

Не прошло и двух дней, как S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl преодолела отметку в миллион проданных копий. В Steam в нее ежедневно играет не меньше 50 тысяч человек одновременно. Это хороший старт для в целом нишевого проекта. Достаточно много людей запускают Heart of Chornobyl на консолях Xbox через подписку Xbox Game Pass. Она пока не ставит невероятных рекордов и вряд ли будет претендовать на титул лучшей игры года. Хотя на фоне кризиса идей в индустрии некоторые издания могут и отважиться на такой шаг.

S.T.A.L.K.E.R. 2 — это, несомненно, огромное достижение для всей украинской игровой индустрии. Проект невероятных масштабов, создававшийся в условиях полномасштабной войны. Таких игр сейчас почти не делают, и это одновременно как достоинство Heart of Chornobyl, так и ее недостаток. Хотелось бы, чтобы она была чуть современнее и чуть дружелюбнее. Но тогда фанаты бы не поняли, а они — самое ценное, что есть у GSC Game World.

Михаил Герасимов

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.