GSC Game World
истории

Мы ждали этого 15 лет — вышел S.T.A.L.K.E.R. 2. Игру ругают за баги (подключились даже российские депутаты 🤡), но большинство фанатов все равно счастливы Делимся первыми впечатлениями

Источник: Meduza

Вечером 20 ноября S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl наконец поступил в продажу. Игру делали почти 15 лет, многие фанаты серии сомневались, что шутер вообще когда-нибудь выйдет. Ведь украинская студия GSC Game World сначала была вынуждена продолжать работу во время пандемии, затем — в условиях полномасштабной войны. Разработчики все-таки завершили проект — игру уже можно запустить на PC и консолях Xbox. «Медуза» рассказывает, что о S.T.A.L.K.E.R. 2 говорят журналисты и пользователи, — и делится своими впечатлениями от первых часов игры.


Видеоверсию этого обзора смотрите на ютьюб-канале «Медузы»

Сначала — наши первые впечатления

S.T.A.L.K.E.R. 2 выглядит огромной, просто необъятной. Разработчики рассказывали, что на прохождение только основной сюжетной линии у игроков уйдет около 40 часов, а если выполнять побочные квесты, то и все 100. Но по первым часам складывается ощущение, что существенную часть этого времени игрокам придется заново перепроходить одни и те же миссии, пытаясь найти способ все-таки справиться с врагами.

Трейлер к выходу S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl

GSC Game World

Люди, мутанты, аномалии, радиоактивные зоны — все таит в себе серьезную угрозу. В октябре 2024-го журналисты, поигравшие несколько часов в превью-версию, рассказывали о том, что игра очень сложна. Но со временем привыкаешь быть внимательным и осторожным, и это упрощает выживание в Зоне.

Нет, не упрощает. Большинство ситуаций в шутере словно специально срежиссированы таким образом, чтобы доставлять игроку максимальный дискомфорт. Осмотрительность не помогает, когда враги видят тебя в полной темноте, стоит только высунуться из-за укрытия в километре от них. Исход схватки со случайным мутантом, появившимся из ниоткуда, очевиден, когда главный герой Скиф блуждает по окрестностям без патронов. Остается только убегать (если получится) или снова смотреть на экран с издевательским счетчиком смертей.

«Я истекаю кровью, у меня нет снаряжения. Вырубаю врага, забираю его бинты и еду. Перевязываю раны… а потом совершаю ошибку, пытаясь поесть, пока я еще в бою. Моя первая смерть в S.T.A.L.K.E.R. 2 случилась, когда я пытался съесть сосиску… Настоящая игра века!»

В такие моменты кажется, что GSC Game World несколько перестаралась с реализмом, да и в целом намудрила с игровым балансом. Спасает то, что правила S.T.A.L.K.E.R. 2 довольно часто работают в обе стороны. Да, бандиты могут легко убить Скифа одной очередью. Но и игроку, привыкшему к шутерам, достаточно просто справиться с несколькими противниками с помощью одного лишь пистолета. С мутантами сложнее — даже один способен доставить кучу проблем, а группа и вовсе заставит многих игроков загрузить предыдущее сохранение и обойти опасный участок стороной.

После первых часов, проведенных в Зоне, закрадывается подозрение, что обещанная усовершенствованная система искусственного интеллекта A-Life 2.0, которая должна наполнять игровой мир жизнью, попросту сломалась. Однако пользователи заметили, что разработчики в принципе убрали ее упоминание со страницы игры в Steam. Судя по всему, этот тот компромисс (возможно, не единственный), на который пришлось пойти, чтобы не переносить S.T.A.L.K.E.R. 2 в очередной, уже седьмой раз.

Про сюжет пока сложно сказать что-то осмысленное. История Скифа, рассчитывавшего на легкую прогулку в Зоне, раскручивается неспешно. И в первые часы не очень понятно, во что же она перерастет в итоге.

А что с багами?

Журналистам, получившим копию игры до релиза, не повезло больше всех. Им пришлось писать рецензии на основе финальной, но недоработанной версии. За это время разработчики успели выпустить не меньше трех патчей (последний — буквально за несколько часов до официального запуска игры), но журналисты все равно столкнулись со множеством технических проблем и багов.

Некоторые издания решили и вовсе отложить публикацию рецензии — например, Eurogamer обещает выпустить свой текст только 22 ноября. Другие пытались пробиться сквозь баги, которые зачастую полностью ломали игру. Автор издания VGC Джордан Миддлер жаловался, что каждые полторы минуты у него темнел экран, отключались эффекты освещения и звук, были проблемы с управлением — игра не реагировала ни на мышь с клавиатурой, ни на геймпад. Несколько переустановок (и, судя по всему, один из патчей) немного улучшили ситуацию, но не избавили журналиста от всех проблем.

На момент написания текста на агрегаторе Metacritic опубликовано 52 рецензии. И во всех журналисты жалуются на технические проблемы, с которыми они столкнулись во время прохождения (разработчики, впрочем, уже пообещали внимательно следить за всеми отзывами и оперативно устранять найденные баги).

Техническое состояние игры вызвало недовольство даже у российских депутатов. За полторы недели до релиза замглавы комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин отметил, что Heart of Chornobyl могут запретить на территории России, если в игре найдут «противоправную информацию». Вот только пока ничего подобного в игре не обнаружилось. «S.T.A.L.K.E.R. 2 вышла, и русофобского контента там пока не нашли — зато обнаружили кучу багов», — разочарованно заметил депутат.

Пока неизвестно, какая судьба ждет новый шутер в России. Накануне релиза Роскомнадзор сообщил, что судебного решения о запрете игры на территории страны пока нет. При этом шутер и так официально не продается в России — такое решение приняли сами украинские разработчики после начала полномасштабной войны.

То есть в S.T.A.L.K.E.R. 2 пока лучше не играть? Или оно того стоит?

Несмотря на все технические проблемы, журналисты в целом хвалят Heart of Chornobyl (как минимум за то, что разработчикам удалось довести игру до релиза, несмотря на все трудности). Средняя оценка S.T.A.L.K.E.R. 2 на Metacritic составляет 74 балла из 100 возможных. Почти все отмечают атмосферность Зоны, характерную и для оригинальной трилогии.

«Завораживающая красота мрачного, меланхоличного сеттинга, навсегда застывшего в последних днях осени, со звуками шелеста растительности и воем ветра, прерываемыми лишь резкими визгами мутантов, далекими тресками выстрелов и редкими мелодиями, которые сталкеры играют на своих гитарах, сбившись в кучу у костра», — делится своими впечатлениями от местного мира обозреватель Windows Central Брендан Лоури.

Многие признают, что по большому счету S.T.A.L.K.E.R. не сильно изменился за все эти 15 лет. И именно этого от него и ждали. Даже баги, за которые журналисты ругают новую игру, были неотъемлемой частью первых трех частей. «Как и в прежние времена, проблемы с производительностью и ошибки не мешают сиять безумному и прекрасному сердцу S.T.A.L.K.E.R.», — пишет автор издания PC Gamer Джошуа Уоленс.

GSC Game World

GSC Game World

GSC Game World

GSC Game World

В первые сутки с момента релиза в Steam в Heart of Chornobyl одновременно играли более 110 тысяч человек — хороший результат для весьма специфичного однопользовательского проекта. Пока шутер остановился в шаге от первой десятки самых популярных игр на данный момент. Недавняя Dragon Age: The Veilguard, например, несмотря на все маркетинговые старания издательства Electronic Arts, так и не добралась до показателя 90 тысяч.

С пользовательскими оценками тоже все в порядке — сейчас у S.T.A.L.K.E.R. 2 более 10 тысяч отзывов в Steam, из которых 81% положительных. Фанатов не смущают ни баги, ни высокие системные требования, ни высокая сложность.

«Эта игра — все, что я хотел как фанат оригинальных частей S.T.A.L.K.E.R. Атмосфера, стрельба, лор, ощущения — все на месте. Никаких принудительных квестов, только огромная открытая зона, которую можно исследовать в своем собственном темпе», — написал пользователь с ником MrDTattz.

«Просто дайте ей время. Студия через многое прошла, и дела в Украине сейчас идут не очень хорошо — многие люди, работавшие над этой игрой, не увидели этот день. Давайте попробуем оценить ее такой, какая она есть», — добавляет пользователь Athedus.

В соцсетях недостаткам S.T.A.L.K.E.R. 2 тоже не придают серьезного значения.

«Большинство людей, играющих в S.T.A.L.K.E.R. 2: „Эта игра полностью сломана. Как кто-то может в нее играть?“ Фанаты S.T.A.L.K.E.R., играющие в S.T.A.L.K.E.R. 2: „Я чувствую себя как дома, детка“».

«В Stalker 2 есть баги (аномалии)…и мне плевать.Это именно то, что я хотел».

А многие просто радуются, что пятнадцатилетнее ожидание подошло к концу, и готовятся провести ближайшие дни (а скорее и недели) с удовольствием.

«Еду домой, чтобы установить S.T.A.L.K.E.R. 2»

«Ты пришел ко мне с письмом? Сегодня, в день моего S.T.A.L.K.E.R. 2?»

«Астрологи объявили неделю S.T.A.L.K.E.R. 2. Количество счастливых игроков увеличилось»

В ближайшие дни «Медуза» обязательно пройдет S.T.A.L.K.E.R. 2 до конца и выпустит полноценную рецензию. А пока — подписывайтесь на наш культурный телеграм-канал «Плот». В нем мы каждый день рассказываем и об играх, и о кино, сериалах, музыке, литературе (и даже о современном искусстве).

Михаил Герасимов

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.