В издательстве «Альпина Паблишер» вышла книга «Сирийские мистики о любви, страхе, гневе и радости». Ее написали журналист Филипп Дзядко и преподаватель Института классического Востока и античности ВШЭ Максим Калинин — авторы подкаста Arzamas «Отвечают сирийские мистики». Они задаются вопросами, которые сегодня волнуют, кажется, всех, — скажем, как справиться с тревожностью или выгоранием, — но ответы ищут в неожиданном месте: в сочинениях христианских мистиков, которые жили на Востоке в середине первого тысячелетия. Рассказываем, почему эту книгу стоит прочитать даже тем, кто предельно далек от древней истории, теологии и мистики.
«Мистическое движение, о котором мы будем говорить, возникло на территории современных Ирака, Ирана, юго-восточной части Турции и Катара, и в восточном христианстве аналогов ему не было, — сообщает предисловие книги. — Сотни дошедших от них текстов — это дверь в мир, не уступающий по своему масштабу каббале, суфизму или дзену». Расцвет сирийских христианских мистиков пришелся на VII—VIII века. Западная Европа еще только оправлялась от падения Римской империи, а Византия пыталась сохранить в неприкосновенности свои границы, и до путей развития мистического богословия в общем-то никому не было дела.
Современному русскоязычному читателю сирийских мистиков открыл выдающийся русский филолог Сергей Аверинцев, который в 1987 году выпустил книгу «От берегов Босфора до берегов Евфрата» с переводами в том числе и сирийской литературы первого тысячелетия. Впрочем, мистическая традиция занимала в этих текстах далеко не главное место.
Еще одну попытку предпринял митрополит Иларион (Алфеев). Его переводы Исаака Сирина, опубликованные в конце 1990-х, выполнены на высоком научном уровне (кстати, «Сирийские мистики» часто на них ссылаются) — но они не стали достаточно популярными, чтобы публика всерьез обратила внимание на феномен. Три десятилетия спустя это пытаются сделать Филипп Дзядко и Максим Калинин — и кажется, они неслучайно обратились к теме именно сейчас.
Как устроена их книга? В начале каждой главы — вопрос, например, «Почему Бог допускает эпидемии, войны и прочие ужасы?» или «Что делать с бесполезными упреками и полезными замечаниями?». Похожие названия носили выпуски подкаста «Отвечают сирийские мистики», который те же авторы вели на сайте Arzamas в 2021–2022 годах.
В тексте, устроенном, подобно подкасту, как диалог, Калинин и Дзядко, разумеется, не делают вид, будто знают ответы на все эти трудные вопросы, и вообще избегают нравоучительной интонации — они скорее выступают проводниками между древними текстами и современными читателями. Дзядко, как профессиональный филолог, прекрасно знает, что раскрыть текст можно в том числе и с помощью правильно поставленных вопросов. В случае с сирийскими мистиками это точно работает.
«Сирийские мистики» — книга на рубеже self-help психологии и философии. Авторы призывают изумляться, а согласно Аристотелю, одно из начал философии — это удивление. «Мне и сейчас кажется, что удивление — это начало сопротивления», — пишет Филипп Дзядко.
Сирийские мистики нечасто дают совсем уж конкретные советы — вместо этого они наводят на размышления. Авторы подкрепляют их данными современной психологии — к примеру, есть много общего между техникой «заземления» и мистическим умением «находиться в моменте, в созерцании того, что есть на самом деле». Вероятно, самое важное, что может почерпнуть читатель у мистиков — их умение быть наедине с собой, быть single, а не alone.
Еще одна параллель между сирийскими мистиками и нами — они тоже жили в ожидании конца света, которое, правда, было связано не с климатическим кризисом и угрозой мировой войны, а с эсхатологическими представлениями эпохи. Событиями-предвестниками конца света выглядели для них и нападения арабов, и притеснения со стороны Византии с ее православной церковью — или даже конфликты с единоверцами, сирийскими христианами, не разделявшими мистической традиции. Мистики жили с чувством постоянной опасности и неопределенности, хорошо знакомым сегодняшнему читателю. Именно поэтому их тексты могут помочь с ответами на вопросы, которые ставит наша эпоха.
Перекличек с современностью у древних текстов даже больше, чем, возможно, хотели показать авторы книги. Среди прочего мистики учат и правильному смирению в ситуации катастрофы, когда любая попытка как-то подействовать может повлечь за собой самые тяжелые последствия. Как бы громко это ни прозвучало, мистики говорят о необходимости (и умении) сохранить себя — для себя же, для будущего, для бога, для родных и близких, для питомцев.
Для многих людей, считающих себя христианами, русская православная церковь и ее дискурс уже не вызывают прежнего доверия — и наоборот, мистика, которая в обычное время оказалась бы для многих очень далека, вдруг оказывается подходящей религиозной опорой. Книга говорит о христианстве вне связи с какой-то определенной современной конфессией. Более того, даже для совершенно не религиозного читателя это хороший пример философской прозы, которая не просто знакомит с некими идеями, но и помогает думать самостоятельно.
Читатель встретит и необычные толкования нескольких самых известных мест Библии, и в этом смысле книга о сирийских мистиках может служить своего рода введением в мистическое прочтение Писания. К примеру, сирийские мистики отрицали понятие первородного греха. «Феодор Мопсуестийский исходил из того, что Бог изначально создал мир склонным к изменениям, — рассуждает Максим Калинин. — Мир устроен не идеально, и то, что в нем происходит, часто вызывает у человека тревогу. Но эти свойства мира соответствуют воле Бога, и это уничтожает миф о первозданной катастрофе. „Мир не идеален, и это нормально. Давайте уже что-нибудь делать“, — как бы говорит Феодор».
Пожалуй, главное достоинство книги — в ее способности показать: между людьми из разных исторических регионов и эпох гораздо больше общего, чем кажется. Это и дарит надежду на понимание.
Издательство «Медузы» выпускает книги, которые из-за цензуры невозможно напечатать в России. Теперь в нашем «Магазе» можно купить не только бумажные, но электронные и аудиокниги. А еще «Медуза» начала издавать художественную литературу. Это один из самых простых способов поддержать редакцию и наш издательский проект.
Эсхатология
Религиозные или мифологические представления о конце света.
Перевод
Быть одному, а не быть одиноким.
Восточное христианство
Христианские традиции Африки, Азии и Восточной Европы. Помимо православной церкви, к которой относится, в частности, Русская православная церковь, восточное христианство включает доэфесские и древневосточные православные церкви, которые отвергают решения некоторых Вселенских соборов. Сирийские мистики были членами Церкви Востока (сейчас ее официальное название — Ассирийская Церковь Востока).
Феодор Мопсуестийский
Теолог и святой Церкви Востока, живший на территории современной Турции. Приблизительные годы жизни — 350–428. Феодора предали анафеме (проклятию) на V Вселенском соборе в 553 году.