10 лет с «Медузой». И хочу еще!
истории

«Запрещенное кино» — новый спецпроект ютьюб-шоу «Радио Долин» для платформы Votvot. Это путеводитель по истории цензуры в кинематографе Первый эпизод «Цензура и власть» можно посмотреть уже сейчас

Источник: Meduza

«Радио Долин» и платформа Votvot запустили совместный проект «Запрещенное кино» — сериал-путеводитель по истории цензуры в кино. В нем Антон Долин расскажет о сложных отношениях великих режиссеров — советских, российских и зарубежных — с цензурой. Пока одних она ломала, другим удавалось ей подыгрывать — и одновременно ловко воплощать свои уникальные идеи. Авторы показывают примеры самой разной цензуры — государственной и общественной, в массовом кино и произведениях больших мастеров. Проект состоит из шести серий: «Цензура и власть», «Цензура и религия», «Цензура и ксенофобия», «Цензура и секс», «Цензура денег» — и последнего эпизода, в котором Долин ответит на вопросы зрителей. Серии будут выходить раз в две недели — первую уже можно посмотреть. Она посвящена тому, как Сергей Эйзенштейн стал любимым режиссером Сталина (но это не спасло его фильмы от запрета и уничтожения), а создатель «Метрополиса» Фриц Ланг бежал от Гитлера. По случаю премьеры «Медуза» попросила Антона Долина ответить на три вопроса о цензуре и кино.


Как кинорежиссеры, столкнувшиеся с цензурой, справлялись с этим?

Не все авторы оставили нам свидетельства того, как цензура повлияла на них лично. Я обсуждал эту тему с некоторыми российскими режиссерами и продюсерами приватно, цитировать никого не могу, но очевидно, что для многих это ужасная травма — вероятно, даже неизлечимая.

У других художников иная реакция — они предпочитают просто «перевернуть страницу» и перейти к следующему проекту, как это удавалось делать Кире Муратовой (мы, конечно, не знаем, каких усилий ей это стоило). Третьи по мере своих сил сражаются за разрешение запрещенного, как делал Алексей Герман — старший. Четвертые замолкали навсегда, как произошло с Александром Аскольдовым.

Несомненно, государственная цензура для автора, который живет и творит в этом самом государстве, страшнее и бесповоротнее, чем цензура судом или иной властной инстанцией в более демократических странах. Там это решение часто можно оспорить, заодно добившись симпатии зрителей, потенциальных или реальных. Так что случаи Бернардо Бертолуччи или Нагисы Осимы несравнимо более счастливые, чем истории советских или иранских режиссеров.

Благодаря каким качествам — профессиональным и человеческим — кинематографист может взаимодействовать с цензурой? Не терять себя, быть хитрее и сильнее ее?

Бесстрашие, терпение, даже своеобразное занудство — и неуклонная верность творческим и человеческим принципам. К сожалению, только тяжелый опыт может научить этому специфическому искусству — играть в кошки-мышки с системой (в роли мышки, конечно) и иногда одерживать хотя бы тактические победы. Да, есть трагические истории навсегда уничтоженных фильмов, но их не так много. Поэтому победа в 90% случаев остается за произведением искусства. Как правило, фильмам удается пережить предрассудки своего времени и все-таки найти аудиторию. Просто иногда это случается уже после смерти автора.

Сергей Эйзенштейн и многие другие мастера шли на сделку: чтобы создавать бессмертные фильмы, они были вынуждены выполнять заказ, работать на режим. Есть ли у этой сделки срок давности? И как это влияет на восприятие фильмов сейчас?

У сделки нет и не может быть срока давности. Как мы знаем из мифологии, продажа души дьяволу необратима, даже если ты не веришь ни в душу, ни в дьявола. Однако срок давности есть у любого конфликта и исторической ситуации. Проходит время, и самая трагическая дилемма превращается в артефакт прошлого. Нас все еще ужасают художники, сотрудничавшие со Сталиным или Гитлером, но невозможно разбудить в себе такие же чувства по отношению к тем, кто был «соучастником» злодеяний Медичи или Робеспьера. Когда-нибудь даже «Триумф воли» [Лени Рифеншталь] перейдет в область чистого искусства. Но сейчас до этого еще далеко.

Первый эпизод спецпроекта уже доступен на сайте и в приложении Votvot, через несколько месяцев «Запрещенное кино» появится на ютьюб-канале «Радио Долин». По этой ссылке серию «Цензура и власть» можно смотреть без VPN.

«Медуза»

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.