TALLBOYS
истории

Что выбрать — кафкианскую игру про гигантского милиционера или «Смуту»? Рассказываем, над чем работают российские игровые студии

Источник: Meduza

Российский рынок видеоигр постепенно восстанавливается после ухода крупных международных издателей. По крайней мере, так говорят локальные СМИ и эксперты. Опросы подтверждают, что расходы геймеров возвращаются к довоенным показателям. Хотя наибольшей популярностью по-прежнему пользуются релизы западных разработчиков, например Elden Ring и Baldurʼs Gate 3. А вот с российскими разработками дела обстоят хуже — либо патриотическая пропаганда, либо низкобюджетные хорроры. «Медуза» разбирается, в каком состоянии находится рынок и какими проектами занимаются российские разработчики.


«Индустрия работает, хотя и на меньших мощностях, чем те, на которые способна русская школа видеоигровой разработки. Основная проблема — инвестиции, точнее, их отсутствие», — рассказал «Ведомостям» генеральный директор Организации развития видеоигровой индустрии (РВИ) Василий Овчинников. Он считает, что в России не хватает профильных инвесторов, которые могли бы обеспечить долгосрочное финансирование индустрии. Поэтому пока приходится рассчитывать на поддержку государства, которое выделяет льготы и в целом начинает обращать внимание на эту отрасль.

Российские власти действительно заинтересовались игровой индустрией после начала войны. В феврале 2023 года глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что поддержка создания видеоигр, в том числе финансовая, станет одним из приоритетных направлений его ведомства на ближайшие 3-5 лет. Согласно данным исследования компании Smart Ranking, на которые ссылается РБК, совокупная выручка 50 крупнейших российских разработчиков по итогам 2023 года выросла на 18%. И не в последнюю очередь это связано именно с государственным финансированием.

Однако пока лучшие финансовые показатели демонстрируют компании, которые поддерживают уже существовавшие до войны игры. Например, Lesta Games и ее «Мир танков», Astrum Entertainment (шутер Warface и ряд других проектов) и Innova, которая, среди прочего занимается популярной корейской MMORPG Lineage 2. С новыми разработками пока все не очень хорошо. Более того, РБК отмечает, что у трети компаний из упомянутого топ-50 выручка и вовсе снизилась по сравнению с 2022-м в пределах от 2 до 97 процентов.

Как и Овчинников, представители Astrum жалуются на нехватку инвестиций. Аналитики Smart Ranking добавляют, что разработка качественных игр в принципе дорогая, а окупить ее сложно. В том числе потому, что сейчас российские компании ограничены рынком СНГ, и выбраться за его пределы очень сложно — мешают санкции и платежные ограничения. Хотя власти мечтают как минимум о выходе на рынки «дружественных стран», в том числе Китая, Ирана и ОАЭ. Об этом говорилось во время обсуждения российской игровой консоли — еще одного утопического проекта, у которого пока нет ни разработчика, ни инвестиций, ни сроков реализации.

Один из главных инвесторов в российской игровой индустрии — пропагандистская организация ИРИ

Одним из главных инвесторов в российской игровой индустрии в последние несколько лет стал Институт развития интернета. По словам заместителя гендиректора организации, за три года ИРИ профинансировала 40 проектов на общую сумму более 1,5 миллиарда рублей. Значительная часть этих средств — 490 миллионов — пошла на разработку «Смуты».

Игра о борьбе народного ополчения Минина и Пожарского с польскими интервентами вышла в апреле 2024 года и получилась провальной. Средняя оценка «Смуты» в российских профильных СМИ не дотягивает даже до 30 баллов из 100 возможных. Однако это не помешало ИРИ выделить еще 100 миллионов рублей на создание дополнений к ней.

Полный список проектов, профинансированных Институтом развития интернета не известен. На сайте организации перечислено лишь несколько игр. Еще одна — «Спарта 2035» — отсутствует в списке, но упоминается в пресс-релизах ИРИ. Но этого достаточно, чтобы составить примерное представление о проектах, в которых заинтересована организация.

  • «Всем встать!» (All rise!) — головоломка о Нюрнбергском процессе, где игрок управляет одним из судей, которому нужно «доказать вину фашистской элиты и разгадать тайны закулисья суда». Релиз состоялся 8 мая 2024 года и был приурочен ко Дню Победы. На платформе цифровой дистрибуции VK Play игра стоит всего 50 рублей, и у нее нет даже трейлера. Средняя оценка пользователей сервиса составляет 5,7 балла из 10 (примерно так же пользователи VK Play оценивают и «Смуту»). Несмотря на то, что игра выглядит довольно примитивно, основные претензии геймеров касаются оптимизации.
  • «Передний край» — стратегия в реальном времени о противостоянии России и США, которая также вышла 8 мая 2024 года. В описании указано, что игроки могут сражаться друг с другом или играть против компьютера, и что дизайн карт был «воссоздан по спутниковым снимкам». С отзывами на «Передний край» в VK Play все гораздо лучше, чем у других игр ИРИ. Но стоит учесть, что игра распространяется бесплатно. По мнению некоторых журналистов, пока проект больше похож на демо-версию или «мультиплеерный огрызок», но разработчики обещают постепенно дорабатывать его и пополнять новым контентом. А в начале следующего года стратегия должна появиться и в Steam.
  • «Спарта 2035» — на текущий момент это самый амбициозный проект ИРИ после «Смуты». На него организация выделила не меньше 90 миллионов рублей. Это пошаговая тактическая стратегия, в которой игрокам нужно будет управлять бойцами «элитной» ЧВК «Спарта» и защищать власть президента одной из африканских стран от «террористов». Судя по единственному доступному трейлеру, игра выглядит нормально для своего жанра, но у журналистов, которые поиграли в демо-версию, все равно остались вопросы к оптимизации. Разработкой «Спарты» занимается Lipsar Studio, а релиз обещают в четвертом квартале 2024 года. 

Как можно заметить, пока ИРИ вкладывается в низкобюджетные игры, но даже на них сложно заработать и вернуть вложенные деньги. Зато все перечисленные проекты так или иначе вписываются в современную российскую идеологию. А продажами, судя по всему, Институт развития интернета пока не интересуется вовсе.

В репортаже c бизнес-конференции «Игровая индустрия», которая прошла 11 июля, журналисты Gamemag отмечают, что ключевым критерием оценки успеха для ИРИ является количество загрузок, более характерное для рынка мобильных или условно-бесплатных игр. По словам руководителя Всероссийского конкурса «Начни игру» Марьям Карповой, которые приводит издание, именно поэтому почти все проекты, созданные на деньги ИРИ, содержат «условно-бесплатный компонент».

Российские разработчики увлекаются хоррорами, а также любят создавать откровенно безумные игры

Разработчики, которые не хотят делать патриотический контент на государственные деньги, в России тоже есть. Наибольшей популярностью среди разработчиков почему-то пользуются хорроры. Например, только в июле были анонсированы сразу две игры в этом жанре: Scotophobia (релиз состоится 23 октября 2024 года) и The Soul (ожидается в 2025 году). Возможно, разработчики рассчитывают на атмосферность подобных проектов, которая отвлечет внимание геймеров от не самой лучшей (если сравнивать с проектами известных западных разработчиков) графики и прочих недостатков. Однако не всем это помогает.

Например, в апреле 2024 года краснодарская студия Vision Forge Team выпустила в раннем доступе хоррор Pine Harbor, в котором игрокам нужно исследовать рыбацкий городок на берегу северо-атлантического океана. На странице в Steam у игры смешанные отзывы (лишь 64% игроков оценили игру положительно), многие критикуют пустой мир, невнятный игровой процесс, отсутствие оптимизации и жалуются на обилие багов. Возможно, ситуация исправится в третьем квартале 2025 года, когда состоится полноценный релиз.

Московская студия Sinistrum Games работает над хоррором Broken Veil, который должен выйти в октябре 2024 года. В ней маленькому мальчику нужно будет найти свою мать в постсоветском провинциальном городе. При этом он страдает прозопагнозией, то есть не может распознавать лица. Несмотря на интересную задумку и в целом неплохую графику, Broken Veil выглядит как полная копия игр серии Little Nightmares от шведской Tarsier Studios.

Трейлер игры Broken Veil

IGN

Еще один хоррор с видом от первого лица был анонсирован российской студией Team Clout в 2021 году. Проект под названием ILL был примечателен тем, что к работе над ним якобы был привлечен актер Ник Апостолидес, озвучивавший Леона Кеннеди в нескольких частях популярной серии Resident Evil. По трейлеру игра выглядела неплохо, но судя по всему у Team Clout возникли сложности с разработкой. На странице проекта в сервисе Patreon они упоминают, что в команде работает уже более 25 человек, и что они вернутся с новостями, как только разберутся с бизнес-процессами. Но пока информации о проекте и сроках его выхода нет.

В России создают не только хорроры, есть и более экзотические проекты — как с точки зрения жанров, так и по содержанию. Например, инди-студия TallBoys взялась переосмыслить образ «Дяди Стёпы» в своей игре Militsioner. Сами разработчики называют ее «кафкианским иммерсив-симом», в котором геймеру нужно спастись из города, за которым наблюдает гигантский милиционер. Даты релиза у этой игры нет, но описание возможностей — «разозли его, польсти, разочаруй, солги или даже заведи роман с Великаном» — интригует.

Трейлер игры Militsioner

IGN

Еще одной безумной игрой обещает стать экшен «Русы против Ящеров 2», анонсированный в конце июля. Ее релиз обещают в начале 2025 года. Первая часть, выросшая из мема, была несерьезной низкобюджетной пародией — разработчики не уделяли много внимания геймплею, графике или отлову багов. Но многим эта шутка понравилась. «Как и любой удачный треш, „Русы против ящеров“ лежит вне стандартных оценочных систем. Ей можно вывести и 0,5 балла, и девятку. Все зависит от вашего настроения в данный конкретный момент», — говорится в рецензии на игру на сайте VK Play. От продолжения тоже не ждут чего-то выдающегося, разве что выросшего градуса безумия. 

А хорошие российские игры есть? Или хотя бы не очень странные

Не стоит думать, что российская разработка ограничена низкобюджетными хоррорами и безумными пародиями. В списке уже вышедших или еще ожидаемых проектов хватает нормальных игр. Однако после начала войны в Украине не все студии хотят ассоциироваться с Россией.

Один из подобных примеров — INDIKA, любопытное артхаусное приключение монахини и беглого заключенного. Глава московской студии Odd Meter Дмитрий Светлов заявил, что из-за войны перевез компанию в Казахстан, а также выпустил ролик, в котором осудил действия российских властей.

Студия Owlcat Games, основанная в Москве и до 2019 года принадлежавшая My.Games, долгое время считалась одной из наиболее успешных и перспективных игровых компаний в стране. На ее счету две части Pathfinder, а также Warhammer 40,000: Rogue Trader — проект, созданный на основе популярной вселенной настольных игр. Однако сейчас штаб-квартира компании находится на Кипре, а сама она старается не ассоциироваться с российской игровой разработкой.

Создавшая успешный шутер Atomic Heart студия Mundfish также позиционирует себя как кипрская компания. При этом она не скрывает связей с Россией, а ее игра продается на территории СНГ через цифровой магазин VK Play. В остальных странах Atomic Heart доступна в Steam, а ее издателем выступает французская компания Focus Entertainment.

Российский разработчик 1C Game Studios в июне выпустил в раннем доступе игру «Бессмертный. Сказки Старой Руси». Это карточный rogue-like проект, в основе которого лежит арт-проект художника Романа Папсуева. Игра состоит из сражений со сказочными существами, в которых используется случайно сформированная карточная колода. В качестве героев выступают известные персонажи, например, Варвара—Краса или Василиса Премудрая.

«Бессмертный. Сказки Старой Руси» | Трейлер раннего доступа

1C Game Studios

У «Сказок Старой Руси» 88% положительных отзывов в Steam, и в целом в нее интересно играть. Хотя ей явно не хватает какой-то сюжетной мотивации. Иными словами, сказок тут нет — только обрывки лора. Возможно, ситуация улучшится в конце года, когда игра выйдет из раннего доступа.

Еще одна игра по мотивам русских народных сказок носит название «Лихо Одноглазое». Ее разработкой занимается студия Morteshka, что можно считать определенным знаком качества. Предыдущая игра компании — «Черная книга» — понравилась как пользователям, так и журналистам. Разработчики обещают, что «Лихо Одноглазое» будет кинематографичным черно-белым фолк-хоррором, в котором игроку предстоит путешествовать по сказочным царствам. Игра выглядит стильно, но пока неизвестно, когда она выйдет.

Иногда разработчики прибегают к помощи компаний из «дружественных стран», как того хотят российские власти. Правда, один из наиболее известных примеров относится к тому времени, когда этого термина еще не существовало. В 2021 году китайская компания Tencent вложила деньги в создание многопользовательского шутера Pioner, который некоторые журналисты называют русским ответом украинской серии S.T.A.L.K.E.R.

С новыми инвестициями студии GFAGames удалось перезапустить разработку проекта. Они изменили концепцию, усовершенствовали игровые механики, добавили новые квесты, и сейчас Pioner считается одной из наиболее ожидаемых российских игр. Ее релиз запланирован на 2024 год, но точной даты пока нет.

«Медуза»

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.