В Москве во Втором Западном окружном военном суде продолжается процесс по делу режиссерки Жени Беркович и драматурга Светланы Петрийчук, которых обвиняют в «оправдании и пропаганде терроризма». Поводом для их преследования стал спектакль «Финист ясный сокол», поставленный Беркович по пьесе Петрийчук и получивший «Золотую маску», — он рассказывает о россиянках, которые решили уехать в Сирию, чтобы выйти замуж за исламистов. Корреспонденты издания «Берег» сходили на второе по счету заседание по этому делу. «Медуза» публикует репортаж «Берега» целиком.
«Доставки пока нет. Ждем», — обращается к адвокатам Жени Беркович помощник судьи и проносится дальше по коридору. Под «доставкой» он имеет в виду обвиняемых, которых в это время везут в суд из СИЗО.
Заседание начинается с двухчасовым опозданием. Судья Юрий Массин поясняет, что причиной задержки стала «дорожная ситуация», — но подробностей не приводит.
В первый день процесса стороны успели допросить только двух свидетелей (несмотря на то, что заседание продолжалось почти 11 часов). На сегодня запланированы еще семеро. Первой в зал входит актриса Юлия Витковская (зрителям она больше известна под псевдонимом Скирина). Прокурор Екатерина Денисова сразу же извиняется перед ней за то, что накануне Витковской пришлось просидеть в суде больше 10 часов — а потом дачу показаний перенесли на следующее заседание.
Прокурор спрашивает актрису о работе над спектаклем; в «Финисте» она сыграла одну из Марьюшек — героинь, которых вербуют радикалы из «Исламского государства». Витковская рассказывает, что в какой-то момент Беркович решила добавить в спектакль монологи, которые должны были написать сами актрисы. Адвокат режиссерки Ксения Карпинская предлагает воспроизвести монолог, свидетельница просит у судьи разрешения зачитать текст с телефона. Тот соглашается, но просит показать ему телефон, чтобы в протоколе можно было указать, что Витковская «использует персональное устройство электронной связи». Адвокаты переглядываются и беззвучно посмеиваются.
— Айфон, да?
— Да.
— Какой?
— Тринадцатый.
— Я никакие персональные данные смотреть не буду, — оправдывается судья. — Довожу до сведения участников процесса: на экране мобильного устройства отображается текст [монолога]. Первое слово текста «Юля», последнее — «судимость».
Витковская зачитывает монолог. В нем Марьюшка рассказывает, как поехала в Сирию к будущему мужу, с которым познакомилась в интернете, но, приехав, узнала, что тот террорист. В Сирии ее заставляли носить пояс шахидки, в итоге она решилась на побег — а вернувшись в Россию, получила срок и теперь не может найти работу.
Адвокат Беркович Елена Орешникова спрашивает, слышала ли актриса негативные отзывы на спектакль. Та в ответ рассказывает, как после одного из показов к ней подошла зрительница и рассказала, что ее мать пытаются завербовать исламисты — практически как это описано в «Финисте». «Спасибо, что вы об этом говорите. Я хотела бы, чтобы мама посмотрела спектакль. Может, это как-то повлияет на ее выбор», — пересказывает свидетельница ее слова.
— Скажи, пожалуйста, в коллективе «Дочерей СОСО» (театральный проект Беркович, его сотрудники ставили «Финиста», — прим. «Медузы») есть мужчины? — подключается к допросу сама режиссерка.
— Да, главный администратор и директор.
— Как тебе кажется, они как-то дискриминируются в процессе работы?
— Нет, конечно.
— Прошу прощения, а какое отношение эти вопросы имеют к делу? — вмешивается судья Массин.
— Ваша честь, один из пунктов в моем обвинительном заключении — что я являюсь приверженкой некоего «радикального феминизма».
— Может, тогда об этом и спросить?
— Хорошо, конкретный вопрос, — соглашается Беркович и вновь обращается к свидетельнице, — известно ли тебе что-то о том, что я являюсь «приверженкой радикального феминизма»?
— Нет.
— Говорит ли тебе что-нибудь формулировка «андроцентричный уклад России»?
— К своему стыду, я ее никогда не слышала.
— А от меня не слышала?
— Нет.
Судья объявляет часовой перерыв, чтобы подсудимые могли пообедать и «не вышло как раньше» (накануне Беркович и Петрийчук, с их слов, лишь «очень торопливо чуть-чуть поели» во время одного из перерывов).
Женя Беркович и Светлана Петрийчук разговаривают с адвокатами в зале суда. 21 мая 2024 года
«Медиазона»
Следующий свидетель — актриса Анастасия Сапожникова. Она тоже дружит с Беркович, а в спектакле «Финист ясный сокол» играла судью, которая выносила приговор одной из Марьюшек. Прокурор спрашивает, помнит ли Сапожникова, какое наказание получила героиня. «Я Марьюшке, по-моему, давала семь лет», — отвечает актриса.
Адвокат Сергей Бадамшин (он защищает Светлану Петрийчук) улыбается, закидывает голову и закатывает глаза, будто что-то вспоминая. Дело в том, что прототипом одной из героинь «Финиста» была Варвара Караулова — и ее тоже защищал Бадамшин. Восемь лет назад Караулову признали виновной в попытке примкнуть к террористам и приговорили к четырем с половиной годам колонии. Заседания по делу Карауловой проходили именно во Втором Западном окружном военном суде.
— Что данный спектакль говорит о девушках, которые пересекают границу РФ в целях попадания в запрещенную группировку ИГИЛ? Оправдывает ли данный поступок, пропагандирует? — интересуется прокурор.
Свидетельница несколько секунд смотрит на Денисову недоумевающим взглядом и объясняет, что Марьюшки отправляются в Сирию не для того, чтобы вступить в Исламское государство, а чтобы «выйти замуж, создать семью и рожать детей».
— Ну там же открытым текстом говорится, что они уезжают к ним [террористам]! — пытается спорить прокурор. — «К ним» — это собирательный образ или один мужчина?
— Возражаю! Там [в спектакле] прямо так не говорится, это вольная трактовка прокурора, — подключается к беседе Ксения Карпинская. — Вы либо процитируйте, либо по-другому задайте вопрос.
Судья защищает прокурора и упрекает адвоката в том, что та якобы тоже не всегда задает корректные вопросы. Карпинская в ответ напоминает: на прошлом заседании адвокаты предлагали посмотреть запись спектакля, но прокурор и судья отказались и решили во всем разобраться по письменному описанию сцен. А теперь ошибочно цитируют текст пьесы. Судья Юрий Массин игнорирует эту реплику.
— Там не было, что они уезжают и вступают в ИГИЛ [по своему желанию]! — говорит Сапожникова. — Этого вообще не было. Наоборот, они даже не знали, чем занимается их возлюбленный. Они хотели любить, вести хозяйство, а не [вступать в] ИГИЛ. Ну кто захочет в ИГИЛ поехать?
Бадамшин на этих словах приподнимает бровь.
— А вам что-то известно о том, что Евгения Борисовна — «радикальная феминистка»? — спрашивает свидетельницу Карпинская.
— А что это? — недоуменно переспрашивает свидетельница. — Мы как бы все немножко феминистки, но что такое радикальные…
Бадамшин в свою очередь спрашивает, положительным или отрицательным персонажем была судья, которую актриса играла в «Финисте». «Конечно, были моменты, где я играла страшный суд, — ну потому что в суде реально страшно! — отвечает актриса и поворачивается к судье. — Но я не могу сказать, что я играла отрицательного персонажа. Этого не было».
Следом допрашивают Маргариту Толстоганову. В «Финисте» она играла журналистку, которая решила внедриться к исламистам, чтобы написать «значимый материал» и благодаря этому найти «хорошую работу».
Толстоганова рассказывает, что сама она православная христианка, а Беркович считает «смешливой атеисткой» (на первом заседании похожую характеристику дал директор «Дочерей СОСО» Александр Андриевич — он назвал режиссерку «веселой атеисткой»).
— Вот вы говорите, что она веселая атеистка… — начинает Карпинская
— Да, у меня есть история! — перебивает Толстоганова.
— Подождите.
— Хорошая!
— Она [Беркович] разделяла крайне агрессивные формы ислама? — продолжает Карпинская.
— Нет.
Карпинская умолкает, Толстоганова рассказывает свою историю. По ее словам, однажды Беркович попросила ее вместе сходить в храм, но актриса не смогла — а в итоге режиссерка так и не стала христианкой. Тут же свидетельница добавляет, что участие в «Финисте» одобрил даже ее духовник, назвавший спектакль «хорошей историей».
В зал приглашают следующую актрису — Наталью Сапожникову (она играла одну из Марьюшек; с Анастасией Сапожниковой, игравшей судью, они однофамилицы). Она рассказывает о спектакле и религиозных взглядах Беркович примерно то же самое, что остальные. Каждый следующий допрос короче предыдущего.
«[Задача спектакля] — показать доверчивых женщин, которые в стремлении за мужским идеалом могут попасть под суд и сделать что-то плохое. Месседж в том, как не попасться [на уговоры вербовщиков] и уберечь от этого себя и других женщин», — объясняет свидетельница.
— Считаете ли вы правильным выбор ваших персонажей? — интересуется Бадамшин.
— Ни в коем случае не одобряю.
— Были замечания со стороны зрителей, критика?
— Нет. Все понимали смысл спектакля, были только положительные отзывы. Только сопереживание. Надеюсь, вы меня правильно поняли.
— Мне понятно, но свидетель же дает показания суду.
— Слово «сопереживание» общеизвестное, — вмешивается судья.
— Ваша честь, очень надеюсь на это, — ехидничает Бадамшин.
К седьмому часу заседания все участники процесса заметно устают. Последней из свидетелей (еще двое в суд просто не пришли) выступает Светлана Сперанская — но актриса ничего нового к уже сказанному не добавляет.
Все говорят одно и то же: ни Беркович, ни Петрийчук «радикальный исламизм» (как и «радикальный феминизм») не исповедовали, терроризм не «оправдывали» и не «пропагандировали».
О чем речь?
Автор комплексной «деструктологической» судебной экспертизы спектакля «Финист ясный сокол» пришел к выводу, что в постановке Беркович «выделяются признаки идеологии радикального феминизма — борьбы с андроцентричным общественным укладом в России». В тексте поясняется, что женщина в таком мире «унижена в любом пространстве, где она сталкивается с мужчинами, что дает ей право на борьбу с таким положением дел». В общем значении андроцентризм — это культурная традиция, в которой мужские нормативные представления и жизненные модели выдаются за единые универсальные социальные нормы.
Что такое читка?
До того как поставить полноценный спектакль по пьесе Светланы Петрийчук «Финист ясный сокол», режиссерка Женя Беркович проводила читку этого текста на фестивале драматургии «Любимовка». Программа проекта предполагает, что актеры читают выданный им текст по ролям с листа.
Дело Варвары Карауловой
Студентка МГУ Варвара Караулова в 2016 году получила четыре с половиной года по делу о попытке присоединиться к «Исламскому государству». В апреле 2019-го она вышла по УДО. В июне 2020 года суд установил за Карауловой административный надзор до 2029 года.