Вслед за Palworld, которая за месяц преодолела планку в 25 миллионов игроков по всему миру, в мире видеоигр появился еще один неожиданный хит — кооперативный шутер Helldivers 2. Игра оказалась настолько популярной, что первые две недели ее создатели не справлялись с наплывом желающих пострелять в гигантских насекомоподобных существ. В Helldivers 2 нет детально проработанного сюжета, зато есть юмор, понятная цель и увлекательный игровой процесс.
Игра Helldivers 2 вышла 8 февраля на PC и PlayStation 5. Ее созданием занималась шведская компания Arrowhead Game Studios, это пятый проект разработчиков. Несмотря на то что предыдущие игры получали неплохие оценки прессы, студию вряд ли можно было назвать известной до недавнего релиза. Разработка нового проекта велась не меньше семи лет, причем он создан на устаревшем движке Autodesk Stingray, поддержка которого прекратилась еще в 2018 году. Глава студии Йохан Пилестедт подтвердил, что его инженерам пришлось потрудиться, чтобы доделать игру без какой-либо поддержки со стороны создателей движка.
Релиз первой части Helldivers состоялся девять лет назад. Это шутер с видом сверху, в котором игрок в роли одного из десантников элитного отряда защищает Супер-Землю (да, именно так) и попутно распространяет «демократию» по вселенной. Последнее — ирония, потому что на самом деле никакой реальной демократии в лоре игры нет, речь скорее идет о тоталитаризме, который прикрывается высокими идеалами. Сиквел продолжает придерживаться этой незамысловатой завязки, не утруждая себя лишними деталями, отвлекающими от геймплея. Как отмечают некоторые журналисты, сюжетная кампания игре бы не помешала, хотя и ее отсутствие не делает Helldivers 2 хуже.
Трейлер Helldivers 2
PlayStation
В игре нужно сражаться с жуками и роботами, постоянно развиваясь
Ключевое отличие второй части заключается в смене жанра — теперь это шутер с видом от третьего лица. Но суть осталась прежней: отряду из четырех десантников нужно высадиться на локацию, сразиться с инопланетными жуками-терминидами или роботами-автоматонами, выполнить несколько задач, собрать ресурсы (нужны для прокачки и разблокировки новых возможностей) и эвакуироваться. Или не эвакуироваться — зависит от того, насколько повезет отряду.
Поначалу все выглядит довольно просто, но по-настоящему игра начинает раскрываться на более поздних уровнях сложности. Всего их девять, и, чтобы открыть следующий, нужно завершить операцию на предыдущем. С ростом сложности увеличивается количество врагов, появляются новые, более опасные противники, дополнительные задания и условия, а также более редкие ресурсы. Helldivers 2 начинает требовать более слаженной командной работы — в этом случае лучше играть не со случайными напарниками, а с проверенными друзьями, чтобы лучше координировать свои действия.
Во второй части осталась и возможность (неотключаемая) вести огонь по своим же бойцам. Эта механика становится поводом для многочисленных шуток и курьезных ситуаций во время выполнения задания. Например, своего же напарника можно случайно раздавить капсулой, доставляющей помощь с космического корабля. Игроки могут попасть под удар орбитальной пушки, которая должна была помочь с уничтожением врага, или сгореть в огне эвакуационного корабля.
На старте у Helldivers 2 были проблемы, на решение которых потребовалась пара недель
Запуск Helldivers 2 прошел не очень гладко — в первые дни у игры были смешанные оценки пользователей в Steam из-за проблем с подключением к серверу, поиском матчей, периодическими вылетами и прочими техническими недоработками. Наибольшие сложности возникали в выходные, когда количество желающих поиграть возрастало. В какой-то момент глава студии Йохан Пилестедт даже написал одному из пользователей X, что с покупкой Helldivers 2 лучше повременить, если лишних денег на игру прямо сейчас нет.
Лишь к концу февраля разработчикам удалось решить большую часть вопросов с нагрузкой и справиться с наплывом игроков. Попутно Helldivers 2 выправила рейтинг в Steam (сейчас у нее 82% положительных отзывов) и добилась нескольких важных достижений. Например, она побила рекорд God of War по количеству одновременных игроков, став самым успешным релизом Sony на PC.
Персональный рекорд по пиковому онлайну (более 458 тысяч игроков) Helldivers 2 установила 24 февраля, заняв по этому показателю 20-е место среди всех игр. Если смотреть на среднесуточные показатели, то шутер уверенно держится в десятке самых популярных игр в Steam на данный момент. Точные продажи игры пока не раскрываются, но Пилестедт намекнул, что они могут приближаться к трем миллионам копий.
Еще один необычный показатель успеха: в британских чартах Helldivers 2 дебютировала на седьмом месте, сохранила эту позицию на второй неделе, а по итогам третьего уик-энда поднялась на четвертую строчку. Большинство игр, наоборот, теряют позиции после хорошего старта.
Игру ставят в пример высокобюджетным блокбастерам и ждут на Xbox
Издателем обеих частей Helldivers выступает компания Sony, а это означает, что эти игры выходили только на консолях PlayStation и PC, но не на платформах прямых конкурентов — Microsoft и Nintendo. После успеха сиквела на сайте Change.org появилась петиция, призывающая выпустить Helldivers 2 на Xbox. Автор текста отмечает, что расширение сообщества пойдет только на пользу кооперативному шутеру. Петицию подписало уже более 93 тысяч игроков, однако на данный момент никаких анонсов по поводу возможного портирования игры нет.
Успех Palworld и Helldivers 2 вновь поднял вопрос о плачевном состоянии большинства современных ААА-игр, то есть высокобюджетных блокбастеров с большими затратами на маркетинг. Пользователи X отмечают, что за 70 долларов можно купить обе игры и получать от них удовольствие. Столько же стоит, например, одна Suicide Squad: Kill the Justice League от Warner Bros. Games (экшен по мотивам комиксов DC) или долгострой про пиратов Skull and Bones от Ubisoft. Обе игры вышли в феврале, получили в среднем по 60 баллов из 100 от прессы (пользовательский рейтинг у обоих игр не дотянул и до 4 из 10) и вызвали в основном негативные эмоции у большинства игроков.
При этом Helldivers 2 повлияла не только на игровую индустрию. Успех игры возродил интерес к фильму «Звездный десант», в котором герои тоже сражаются с гигантскими инопланетными жуками. Сходство усиливает и то, что в ленте режиссера Пола Верховена присутствует политическая сатира. К середине февраля популярность фильма скакнула более чем в два раза — по количеству просмотров он переместился со 109-го на 45-е место, и продолжил идти вверх после ретвита Йохана Пилестедта. По данным Television Stats, на пике популярности фильм входил в первую двадцатку.
«Смотрю „Звездный десант“ сегодня вечером в честь Helldivers 2. Рекомендую 4K UHD, выглядит отлично!»
При чем здесь Sony?
Sony Interactive Entertainment выступает издателем игры.