Берлинская студия Narra и кооператив независимых журналистов «Берег» выпускают пятый совместный документальный фильм — «Синяя папка». Он рассказывает о братьях Стругацких, самых известных и любимых советских писателях-фантастах, — и об их борьбе с цензурой. «Медуза» публикует трейлер нового фильма «Синяя папка» с комментарием автора Романа Штыля-Битыньша. Обязательно подпишитесь на ютьюб-канал «Медузы», чтобы не пропустить премьеру.
«Синяя папка». Трейлер фильма о братьях Стругацких
Meduza
Роман Штыль-Битыньш, автор фильма о братьях Стругацких
Аркадий и Борис Стругацкие — важнейшие советские писатели, которые помогли не одному поколению читателей бежать (пусть всего лишь мысленно) от унылого советского настоящего в удивительное будущее. Но главное, их книги не давали забыть о философских вопросах, встающих перед каждым из нас в реальной жизни, — и побуждали искать ответы на них. Стругацкие — уникальны. В СССР они были очень популярны — их книги невозможно было купить, их «доставали», перепечатывали на пишущих машинках; журналы, которые их публиковали, моментально исчезали из продажи. Сейчас ситуация обратная — в любом книжном лежат их сборники, и это, если честно, удивительно: писатели, востребованные полвека назад, в советские времена, нужны и сейчас, их читают, у них множество фанатов.
Но если вы захотите посмотреть кино о Стругацких, вы почти ничего не найдете — видеоматериалов о них очень мало. Между тем жизнь Стругацких будто дает ответ на вопрос о том, способен ли взрослый человек меняться, признавать ошибки и становиться лучше.
Что имеется в виду?
В своих воспоминаниях сам Борис Стругацкий называл себя и брата образца 1950-х годов, когда они писали свои первые рассказы, «отпетыми сталинистами». В первых совместных романах братья описывают будущее, в котором коммунизм победил западный империализм. Со временем темы их произведений меняются и усложняются. Например, в «Трудно быть богом» Стругацкие рассуждают о долге прогрессивного человечества и судьбе тех, кому не повезло родиться и жить в совсем другой реальности.
Сохранилось совсем немного видеоматериалов со Стругацкими: они почти не давали видеоинтервью. И хотя Аркадий иногда появлялся на телевидении, кадров с ним очень мало. Зато остались письма, которые братья писали друг другу на протяжении 40 с лишним лет. В этих письмах они говорят искренне и открыто — и они стали важным источником для нашего фильма.
Как известно, большую часть времени Стругацкие жили в разных городах (Аркадий — в Москве, Борис — в Ленинграде) и редко бывали вместе. При этом существует интересный феномен. Есть ряд свидетельств от разных людей, что братьев видели вместе в определенных местах в определенное время — но достоверно известно, что этого не могло быть. Эти флуктуации пространства и времени стали одним из множества мифов о Стругацких.
К сожалению, почти невозможно уместить их жизнь и книги в рамки часового фильма, неизбежны и упрощения, и сокращения. Поэтому эта картина — не байопик. Наше кино рассказывает лишь об одной из сторон жизни Стругацких. Она о борьбе писателей с советской цензурой за свои книги. Иногда эта борьба бывала успешной, иногда приходилось идти на компромиссы, порой они просто отказывались от схватки. Но спустя полвека мы по-прежнем читаем братьев — а значит, они все-таки победили. Победили цензоров. Победили время и пространство.
О чем речь?
Откуда взялся этот миф?
Писатели долго не хотели говорить с журналистами о том, как им удается работать вместе, находясь в разных городах, поэтому возникла легенда, что они приезжали для этого в Бологое.
Аркадий и Георгий Вайнеры
Советские авторы детективов. Самые известные их произведения — «Эра милосердия», «Лекарство против страха», «Визит к Минотавру», «Гонки по вертикали», «Ощупью в полдень».
Что это за история?
В 1981 году Стругацкие и Вайнеры действительно хотели «написать совместный фантастический детектив — так сказать, „в четыре башки“». Этого так и не случилось, но результатом тех обсуждений стал последний большой роман Стругацких — «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя».