В российских кинотеатрах 17 августа вышел фильм «Свидетель» режиссера Давида Дадунашвили. По сюжету бельгийский скрипач и его менеджер приезжают в Москву на музыкальный конкурс, знакомятся с украинским олигархом и оказываются в Киеве — после чего начинается полномасштабная война. Он становится свидетелем бесчеловечных преступлений, которые, по сценарию, совершают украинские военные. В штабе, где они пытают главного героя и мирных жителей, на стене висит золотой профиль Гитлера, а на столе лежит книга «Mein Kampf». При этом полковник ВСУ терпеть не может музыку Вагнера. Скорее всего, после такого описания вы не захотите тратить два часа на просмотр этого фильма — но если вам интересно, на что еще способно российское пропагандистское кино, почитайте наш пересказ «Свидетеля».
Бельгиец Даниэль Коэн — скрипач. Он приехал в Москву на музыкальный конкурс, но результаты его мало беспокоят: едва сойдя со сцены, он спешит позвонить своему маленькому сыну Николя. Мальчик уточняет у отца, поговорят ли они на следующий день, — тот подтверждает, что все в силе, и они прощаются.
Коэн не смог победить в конкурсе, но им заинтересовался некий олигарх, представившийся Львом Сахновецким. Скрипач, впрочем, не хочет ближе знакомиться с поклонником и поручает общаться с ним своему менеджеру Бриджит.
— Наш народ пьет с горя чаще, чем на радостях, — обращается Сахновецкий к Бриджит.
— Ваш народ? В смысле русские? — уточняет она.
— Отнюдь. Я украинец.
Олигарх приглашает ее и Коэна на частное мероприятие в Киеве, запланированное на вечер следующего дня. Он предлагает щедрый гонорар, а также обещает доставить их в столицу Украины на личном самолете. Утром музыканта и его менеджера встречает у взлетно-посадочной полосы крепкий мужчина в костюме — помощник Сахновецкого Дмитрий Паньчак.
По прибытии в Украину Коэн звонит сыну и предупреждает, что не сможет пообщаться с ним вечером. Зато обещает, что уже через день вернется домой. Николя просит отца привезти ему «русскую шапку с ушами». Скрипач объясняет, что он уже не в Москве, а в Киеве.
— А где это? — не понимает ребенок.
— Это Украина.
— А Украина разве не Россия?
Гости мероприятия Сахновецкого беседуют и пьют игристое, поодаль стоит Паньчак.
— Дмитро! — окликает его один из гостей. — Я думал, ты уже там.
— Скоро, друже, скоро, — отвечает Паньчак. — Кулак уже сжат. Осталось только двинуть этим донбассцам, чтобы катились до самого Ростова. Да и еще дальше — к москалям в гости. Давай за перемогу.
Сахновецкий хвастается перед Даниэлем Коэном своим последним приобретением — скрипкой Николо Амати стоимостью два миллиона долларов — и просит музыканта сыграть на инструменте. Бельгиец соглашается — его выступление приводит олигарха в восторг.
— Ребята, вот ради этого стоит жить! — восклицает он. — Давайте мы выпьем с вами за искусство и за нашу победу.
— Они пьют за победу искусства? — уточняет у своего менеджера Коэн.
— Нет, за какую-то свою победу, — отвечает Бриджит.
Когда скрипач ложится спать, внезапно раздается грохот — над пригородом Киева взрываются ракеты. Утром Коэн узнает от Бриджит, что Россия напала на Украину. В бельгийское посольство в Киеве он поехать не может, так как накануне оно переехало во Львов. Паньчак отправляет иностранных гостей в один из столичных отелей. Коэну все происходящее кажется подозрительным — он требует, чтобы водитель отвез их к Сахновецкому, ведь именно олигарх пригласил скрипача в Украину.
Кое-как добравшись по перекрытым военным дорогам до офиса Сахновецкого, Даниэль Коэн и Бриджит узнают, что олигарха уже нет в стране — он улетел с семьей в Израиль и не оставил никаких инструкций для своих гостей. Тем временем по мосту рядом с офисом Сахновецкого едут танки и другая военная техника с украинскими флагами.
Бриджит безуспешно пытается дозвониться до посольства. Тогда бельгийцы отправляются домой к Паньчаку. Тот встречает их в камуфляже и в окружении других военных, которые называют его «полковник». Украинец в бешенстве и требует, чтобы иностранцы отправлялись в отель.
По пути туда начинается стрельба, и Бриджит с Коэном видят первых убитых. На блокпосту их не пропускают.
— Мы же иностранцы! Нас должны пускать вне очереди. В конце-то концов, они хотят к нам в Евросоюз — они должны рвать свои жопы, чтобы позаботиться о нас! — не выдерживает Бриджит.
Со словами о том, что украинцам «надо напомнить, где их место», она идет разбираться с людьми в камуфляже. Бриджит устраивает скандал — людям с автоматами это не нравится. Их с Коэном хватают и привозят на какой-то склад, забитый коробками с бытовой техникой — вскоре становится ясно, что это телевизоры и стиральные машины из торгового центра, которые люди в камуфляже крадут и делят между собой.
Иностранцев принимают за шпионов и на первое время решают запереть их в подвале за решеткой. Бриджит зовет на помощь — в ответ один из военных отпирает дверь, хватает бельгийку и вытаскивает из подвала наверх, напевая песню «Ой чорна я си, чорна». Коэн не видит, что делают с его менеджером, но слышит ее крики, голоса мужчин и звуки выстрелов.
«Централ Партнершип»
«Централ Партнершип»
«Централ Партнершип»
В подвал к Коэну заходят мужчины в куртках цвета хаки. Они выпускают бельгийца, он бежит искать Бриджит — и находит ее тело: все в крови, без одежды, на бильярдном столе, прикрытое пальто. Рядом — обнаженный труп мужчины с татуировкой в виде нацистского орла на груди. На соседнем столе лежат шприцы и таблетки, на стене висит украинский флаг.
На улице бельгиец встречает местных полицейских — те готовы отвезти его на железнодорожную станцию, откуда беженцев отправляют на запад Украины.
— Бриджит. Ее изнасиловали и убили. Вы вообще собираетесь с этим что-то делать? — обращается он к ним.
— А что с этим сделаешь? Тебе повезло что опергруппа прибыла к этим ряженым вовремя. В противном случае лежать тебе рядом с твоей Бриджит с бутылкой в жопе.
Коэна довозят до станции, вместе с украинскими беженцами он садится на эвакуационный поезд и отправляется в сторону Львова. Вскоре поезд останавливает мужчина в камуфляже с автоматом. В вагон заходят люди, похожие на военных, и под предлогом проверки документов выгоняют всех на улицу. Когда поезд вновь отправляется, скрипач и еще с десяток беженцев остаются на улице — почему их не пустили обратно в вагон, неясно.
Спустя некоторое время, после встречи с еще одной группой людей в камуфляже, Даниэль Коэн остается один. По пути его замечают очередные военные — они решают забрать с собой и увезти в некий штаб (как выяснится позже, он находится в вымышленном поселке Семидвери), где он встречает полковника Паньчака. Тот по-прежнему в камуфляже, на плече у него — нашивка батальона «Азов». Он узнает музыканта и даже вспоминает его фамилию.
— Куда подевалась Бриджит? — интересуется он.
— Бриджит изнасиловали и убили такие же люди, как и вы тут. Вы тут все убийцы! — отвечает Коэн.
Паньчаку это не нравится — он передает скрипача своему сослуживцу Коле и просит, чтобы тот «познакомил музыканта со своим профилакторием». Коэна пытают водой и электричеством и требуют, чтобы тот называл всех украинских военных сэрами. К установленной посреди помещения решетке привязан мужчина: он уже весь в крови, но прекращать пытки военные не спешат.
— Я украинец! Слава Украине! Я голосовал за Зеленского! — кричит мужчина.
— Да хоть за Арестовича, мне пох, — спокойно отвечает Коля и приказывает снова пустить ток.
Позже военные собираются на обед. Им прислуживают пленные женщины, которых вместе с детьми привели в штаб. Командиры пьют из серебряных бокалов с камнями, Паньчак приказывает Коэну сыграть на скрипке «Червону калину». Музыкант повинуется — военные подхватывают песню. Строчки марша сечевых стрельцов напевают парень в футболке с Гитлером, бойцы с нашивками батальона «Азов» и мужчина с татуировкой черного вольфсангеля на шее. На столе перед Паньчаком лежит книга «Mein Kampf».
Закончив «Червону калину», Коэн предлагает сыграть Вагнера. «Нет-нет-нет, никакого Вагнера. Мне претит это имя», — прерывает его полковник. Скрипач предлагает исполнить Хорста Весселя, но Паньчак вновь его останавливает: «Шутки шутишь? Думаешь, мы тут все нацики? Хайль Гитлер и все такое, да? Мы не нацисты, мы воины. И боремся за счастье украинцев!»
Тогда Коэн играет гимн люфтваффе — в этот момент вместо фильма появляется архивная хроника с Евромайдана. Паньчак остается доволен и в качестве награды обещает сохранить бельгийцу жизнь.
— Великий однажды сказал: тот, кто хочет жить, должен бороться, а тот, кто бороться не хочет в мире, где борьба — основа жизни, такой не имеет права на существование. Ты ведь знаешь, чьи это слова? — Паньчак подводит Коэна к золотому барельефу с профилем Гитлера.
— Но как же совесть? — спрашивает скрипач.
— Нет никакой совести, ее придумали евреи.
Также в качестве награды за музыку Паньчак предлагает Коэну выбрать женщину, с которой он хотел бы провести ночь. Скрипач не хочет, но, чтобы от него отстали, указывает на одну из пленных женщин (как ее зовут — неизвестно). Незадолго до этого Паньчак унижал ее маленького сына Мишу. Коэн говорит матери Миши, что не будет ни к чему ее принуждать.
Вскоре выясняется, что и женщина, и ее сын хорошо говорят на английском. Коэн сближается с обоими новыми знакомыми. Оказывается, когда-то их семья жила в Авдеевке, но несколько лет назад отец Миши уехал в Европу. Он обещал позже перевезти туда семью, но в итоге встретил другую женщину.
Однажды утром в поселок заезжают машины, из которых от лица правительства Украины доносятся призывы всем местным жителям эвакуироваться — якобы едут русские, которые будут убивать всех подряд, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. Коэн, Миша и его мать приходят к заявленному месту. Вокруг вокзала стоит военная техника с украинскими флагами.
На вокзале появляются Паньчак и его бандиты — в сопровождении корреспондента CNN. Полковник требует собравшихся не покидать здание вокзала, потому что снаружи может быть опасно, и говорит на камеру, что они «с побратимами» идут на передовую, чтобы сражаться с русскими, которые атакуют Украину. К Паньчаку подбегает сослуживец Коля и говорит, что нужно срочно «валить», потому что разведка засекла русские самолеты, которые вот-вот ударят по местности. Военные садятся по машинам и быстро трогаются с места. В этот момент в здание вокзала прилетает ракета — взрыв отражается в глазах Коэна.
Кино Сити Молл
Раненый Коэн сидит на земле рядом с разрушенным вокзалом и держит в руках Мишиного игрушечного медведя. Бельгиец контужен, здание горит, внутри — десятки, если не сотни погибших. Совсем скоро к месту подъезжают две военные машины с буквой V на дверях. Военный с георгиевскими лентами на каске и рукаве подбегает к Коэну, берет его под руку и ведет в машину.
Проходит какое-то время. Коэн сидит в посольстве Бельгии в Москве и общается с сыном по видеосвязи, рядом лежит плюшевый медведь украинского мальчика Миши. Рядом двое мужчин — видимо, дипломаты — обсуждают состояние скрипача.
— Русский плен мало кому идет на пользу, — говорит один.
— Судя по его рассказу, в плену он как раз побывал у украинцев, — возражает его собеседник.
— Исключено, — качает головой первый.
Наконец, Коэн возвращается на родину. Он идет по аэропорту мимо девушек в белых худи с пятнами бутафорской крови, в руках одной из активисток — желто-синий плакат, на котором написано, что украинцы нуждаются в помощи НАТО.
— Сэр, поддержите Украину, пожалуйста, — обращается девушка к скрипачу.
— Нет! — резко отвечает он.
— Кацап вонючий. Да чтоб ты сдох! И все твои дети, и жена, и все твои родственники. Гнида! — кричит ему вслед активистка.
Коэн видит сына — Николя радостно бежит навстречу. Ребенка сопровождает член Еврокомиссии.
— Позвольте выразить наше восхищение вашей выдержкой и самоконтролем за то, что вы пережили в русских подвалах.
Коэн отвечает, что не был в русских подвалах.
— Понимаю, типичный стокгольмский синдром, — кивает чиновник.
Вечером Коэн приезжает на съемки ток-шоу о российских военных преступлениях в Украине. Ведущий анонсирует интервью с командиром повстанческого батальона, благодаря которому «русских удалось выбить с территории Семидвери». На экранах появляется Паньчак: он рассказывает, что русские использовали свою «любимую тактику — прикрывались живым щитом». По словам полковника, российские военные загнали гражданских на вокзал, но, узнав о приближении батальона «Азов», отступили и выпустили ракету по зданию станции. На экранах в студии шоу — кадры с мертвыми Мишей и его матерью под обломками.
Ведущий просит Даниэля Коэна рассказать о преступлениях кремлевского режима. «Я скажу вам, как все было на самом деле. Я лишился там своего слуха, но я не потерял там свою совесть», — отвечает скрипач.
○ ○ ○
Фильм заканчивается текстом о том, что ракетный удар по вокзалу в Краматорске (8 апреля 2022 года), подрыв роддома (9 марта 2022 года) и драмтеатра (16 марта 2022 года) в Мариуполе, а также массовые убийства в Буче и обстрелы Донецка с Макеевкой — это преступления киевского режима. И Украина нарочно обвинила в этом Россию, чтобы «очернить ее в глазах мировой общественности». Затем появляется строка о том, что «Свидетель» посвящается памяти всех погибших.
Хорст Вессель
Нацистский активист, штурмфюрер СА, поэт, автор текста «Песни Хорста Весселя», позднее ставшей гимном НСДАП.
Что еще он снял?
Дадунашвили долгое время работал художником-постановщиком на фильмах Сарика Андреасяна (среди них — «Беременный», «Мамы», «Мафия: Игра на выживание» и «Непрощенный»). Как режиссер, он поставил сериалы «Тень» с Павлом Прилучным и «Ресторан по понятиям» с Владимиром Вдовиченковым и Дмитрием Дюжевым.
Сечевые стрельцы
Регулярные воинские части армии Украинской народной республики (1917–1919), сформированные в основном из украинцев — бывших офицеров и солдат Украинских сечевых стрельцов австро-венгерской армии. Весной 1915 года подразделения сечевых стрельцов сдерживали наступление русской армии на горе Маковка в Восточных Карпатах.