Blizzard
истории

Вышла Diablo IV, которую ждали 11 лет (и не зря) Идеальная игра для тех, кто скучает по компьютерным клубам начала нулевых

Источник: Meduza

6 июня во всем мире вышла Diablo IV. Это первая полноценная часть серии за последние 11 лет: с момента выхода Diablo III разработчики из Blizzard выпустили лишь дополнение Reaper of Souls, обновленную версию Diablo II и мобильную Immortal. Но долгое ожидание — не главное, чем выделяется четвертая часть. «Медуза» без спойлеров рассказывает, что нужно знать до того, как запустить один из самых обсуждаемых релизов 2023 года.


Diablo — одна из самых известных видеоигровых серий. Каждую новую часть ждут с нетерпением

Первая Diablo изменила индустрию видеоигр — пусть и не создала новый жанр, но стала в нем главным ориентиром. Эта игра вышла в 1997 году. Тогда в портфолио студии-разработчика Blizzard Entertainment уже была стратегия WarCraft и несколько игр для консоли Sega Genesis.

RPG тех лет были сложными для освоения. Во-первых, управлять чаще всего нужно было группой из нескольких персонажей — каждый со своими характеристиками и способностями. Во-вторых, чтобы узнать обо всех возможностях игры, нередко приходилось изучать руководства и инструкции.

Diablo пыталась сделать жанр ролевых игр доступным для широкой аудитории. Под контролем оказывался не отряд приключенцев, а один герой. Вместо десятка характеристик и навыков — четыре параметра: сила, ловкость, живучесть и энергия, которая отвечает за магические способности. Эти атрибуты и нужно было улучшать. А еще — открывать новые заклинания и способности с помощью книг, которые выпадали из поверженных врагов.

Игровой процесс сводился к зачистке многоэтажного подземелья от чудовищ и подбору экипировки для героя. Diablo была не первой игрой с таким геймплеем, но, пожалуй, самой успешной. Почти весь 1997 год она оставалась второй самой продаваемой ПК-игрой в мире, уступая только квесту Myst

Diablo

Blizzard

Diablo

Blizzard

Вторая Diablo, которая вышла в 2000 году, сделала серию культовой — многие геймеры и сегодня считают игру лучшей во франшизе. Теперь для исследования были доступны не только темные подземелья, но и пустыни, болота и заснеженные горы. Появилось древо навыков, что привнесло в Diablo стратегический элемент — нужно было думать над прокачкой персонажа. 

К моменту выхода сиквела уже существовало немало «клонов Diablo», а после релиза их количество только увеличилось. Sacred, Titan Quest, Torchlight — вот несколько самых известных игр, заимствующих механики из хита Blizzard. 

Как бы хороши ни были подражатели, Diablo оставалась главной игрой в жанре, поэтому третью часть ждали с нетерпением. Она вышла в 2012 году и за первые сутки продалась тиражом 3,5 миллиона копий — рекорд среди всех игр на ПК на тот момент. Это до сих пор одна из самых продаваемых ПК-игр в истории. 

Впрочем, несмотря на оглушительный коммерческий успех, некоторые фанаты остались недовольны Diablo III. И без того простая в освоении игра стала еще проще. Пропала необходимость планировать развитие героя, ведь древо навыков исчезло, а способности открывались сами собой. Многим не понравился и новый визуальный стиль: он стал более мультяшным — в противовес мрачному тону сиквела. Гипертрофированные пропорции персонажей и яркие цвета мешали воспринимать происходящее на экране всерьез.

Интервью с разработчиками и предрелизные ролики Diablo IV обещали игрокам «возвращение к корням» серии. В игре снова появилось разветвленное древо навыков, а эстетика вернулась к темному фэнтези. Фанаты ждали настоящее продолжение Diablo II — и в итоге его получили. 

Diablo IV вышла с техническими проблемами, но они не помешали игре стать успешной

Сложный запуск — не новое событие для серии Diablo. Игроки до сих пор вспоминают «Ошибку 37» на старте Diablo III, которая не позволяла подключаться к игре. В четвертой части традиция отчасти сохранилась. 

Официальный выход Diablo IV состоялся 6 июня, но те, кто купил делюкс-издание, могли запустить ее уже со 2-го числа. При этом геймеры сталкивались с многочисленными ошибками, из-за которых в игру не получалось попасть.

Чаще всего что-то шло не так с проверкой лицензии на консолях, где можно ставить общий доступ у профилей: это значит, что, например, члены одной «семьи» могут купить копию игры и запустить ее на двух разных консолях. Но Diablo IV подобное не разрешала, хотя до выхода игры Blizzard ни о чем таком не предупреждала. В результате многие из тех, кто доплачивал за ранний доступ в надежде поиграть с друзьями или родственниками, вынуждены были ждать несколько дней.

Blizzard

Помимо этого, в течение нескольких дней в Diablo IV наблюдались локальные проблемы с очередями на серверы. Игроки могли ждать часами, при этом счетчик времени до входа в игру не менялся.

Также с выходом игры был связан один скандал — объявленная разработчиками «гонка» до сотого уровня. Ее суть в том, что первую тысячу игроков, прокачавшихся до сотого уровня в режиме с перманентной смертью, увековечат в камне — их никнеймы выбьют на скульптуре в главном офисе Blizzard в Калифорнии. Изначально к участию допускались все обладатели игры, даже те, кто заранее получил копии для обзоров, — но в сети посчитали это жульничеством, ведь у таких игроков была возможность заранее попрактиковаться. В итоге Blizzard уступила, а в гонке участвовали только те, кто сам купил игру.

Первым до сотого уровня в режиме с перманентной смертью добрался стример с никнеймом «cArn_». На это ему потребовалось 82 часа. Вскоре после этого персонаж стримера погиб из-за сетевой ошибки — и его персонаж со всем прогрессом исчез.

Впрочем, даже технические проблемы не помешали игре стать успешной. Уже в день релиза Blizzard объявила, что Diablo IV — самая быстропродаваемая игра компании.

В Diablo наконец-то появились полноценный сюжет и постановка

События всей серии Diablo происходят в мире, который называется Санктуарий, — здесь ангелы ведут вечную борьбу с демонами. Впрочем, в первой части никаких ангелов не было — только одинокий герой, который спускался в подземелья храма, чтобы сразиться с Диабло, младшим злом из глубин преисподней. 

Сюжет в серии настолько необязательный, что финал первой части попал в игру практически случайно. В конце оригинальной Diablo герой побеждал Диабло, подбирал камень, в котором заключена душа демона, и вбивал предмет себе в голову. Тем самым герой становился новым Диабло. Этого финала не было в сценарии — его придумала команда, которая отвечала за создание роликов, а руководитель разработки Дэвид Бревик об этом узнал, когда игра уже готовилась отправиться на прилавки. Менять что-либо было бы поздно. 

Во второй и третьей частях повествование стало более насыщенным, а мифология и география мира расширились. Появились архангелы, орден хорадримов (кто-то вроде крестоносцев) и нефалемы (потомки ангелов и демонов). Разработчики придумали устройство местной вселенной, героев и ключевые исторические события.

Только вот в самих играх это было отражено слабо. Diablo почти никогда не обращалась к своему богатому лору, раз за разом рассказывая простую историю об одиноком борце со злом. Все, чтобы не отвлекать игрока от процесса. 

В четвертой части наконец появился полноценный сюжет — с персонажами, поворотами и харизматичной злодейкой. В основе, впрочем, лежит та же история, что и прежде: Санктуарию угрожает новый демон, а герой отправляется его устранять. В этот раз угроза — Лилит, демонесса, которая когда-то создала Санктуарий. 

Blizzard

Вернувшись из небытия, Лилит хочет подчинить людей себе. В роликах демонесса соблазняет смертных и заставляет их отвернуться от бога. «Разорвите цепи и станьте прекрасны во грехе», — говорит она прихожанам в церкви, и те с улыбками забивают пастора насмерть. Это выглядит впечатляюще и красноречиво показывает все коварство демонов. Никогда прежде Diablo не была такой пугающей.

Злодейка — пожалуй, главное достоинство сюжета четвертой части. Но в игре еще немало запоминающихся персонажей: архангел Инарий, бывший хорадрим Лорат, исследовательница Нейрелль — каждому здесь уделяется достаточно внимания. 

К тому же авторы сюжета отсылают к богатой предыстории игровой вселенной. Персонажи то и дело вспоминают события и людей из далекого прошлого, о которых мельком говорилось в предыдущих частях. Однако это не значит, что новичку будет трудно влиться в историю, — Diablo IV дает всю нужную информацию дозированно и всегда все объясняет. 

Хотя уровень постановки возрос, четвертая Diablo не стала сюжетно ориентированной игрой. Во главе угла по-прежнему стоит геймплей. Разработчики это прекрасно понимали — тем сильнее впечатляют старания, которые они все же вложили в историю.

Развивать персонажа в Diablo IV интересно как никогда

В основе любой Diablo — развитие персонажа. Герой убивает монстров, получает опыт, растет в уровнях и находит новую экипировку. Этот процесс затягивает, а четвертая часть делает его особенно аддиктивным.

В игре доступно пять классов персонажей: варвар, разбойник, волшебник, друид и некромант — каждый со своим стилем боя. Например, варвар полагается на грубую силу, друид призывает на помощь животных (и сам оборачивается зверем), а некромант — нежить. Впервые в серии игрок может выбрать не только класс и пол своему персонажу, но и настроить его внешность. Это ни на что не влияет, однако дает какой-никакой простор для творчества. 

Blizzard

Игровой процесс при выборе того или иного героя существенно отличается благодаря их уникальным способностям. Так, варвар умеет превращаться в смертоносный вихрь и оглушать противников грозным воплем, а волшебник — замораживать всех вокруг и метать огненные шары. Сразу все способности открыть не выйдет — придется выбирать те, которые подходят под вашу манеру игры. 

Глубину прокачке добавляют уникальные механики каждого класса. Так, друид может собирать из поверженных врагов подношения для духов природы — они открывают пассивные бонусы вроде увеличенного запаса здоровья или повышенной скорости атаки. А, например, варвар может выбрать специализацию на конкретном виде оружия и быть более эффективным при его использовании. 

Система развития персонажа в Diablo IV невероятно глубокая и многогранная. Игроки уже вовсю экспериментируют с навыками и экипировкой в поисках наиболее эффективного сочетания и делятся своими сборками. Судя по всему, поиски будут продолжаться еще очень долго, ведь игра предоставляет огромный простор для развития героя.

В Diablo IV есть полностью открытый мир — и там можно встретить других игроков

Раньше игры серии Diablo были более-менее линейными. Персонаж под управлением игрока исследовал и зачищал уровни, но они были оторваны друг от друга. Между локациями игроку приходилось ждать загрузки. В Diablo IV это изменилось — здесь есть полноценный открытый мир.

Игровая карта поделена на пять огромных регионов. У каждого из них свой стиль — от пустыни до заснеженных горных вершин — и свои типы противников. Исследовать их можно в любом порядке: в этом игроку помогут ездовое животное (его можно открыть по ходу сюжетной кампании) и точки быстрого перемещения, расположенные в каждом более-менее крупном городке. Также передвигаться по миру помогает свиток телепортации: он открывает портал в столицу текущего региона и позволяет вернуться в изначальную точку. Удобно — если нужно быстро продать ненужное снаряжение и продолжить путь.

Открытый мир Diablo IV нельзя назвать полным жизни или особенно интересным. Но в нем всегда можно чем-то заняться. На вашем пути тут и там будут встречаться маленькие и большие подземелья, которые неплохо бы зачистить. Периодически где-то рядом будут происходить так называемые ивенты — особые задания, за выполнение которых можно получить неплохую награду. Например, иногда вас могут попросить защитить тележки торговцев от монстров или уничтожить несколько обелисков, пока вы пытаетесь выжить под натиском волн врагов. И это не говоря о многочисленных дополнительных миссиях (в каждом регионе их десятки), разбросанных по карте.

Blizzard

Еще одно важное нововведение — теперь в открытом мире можно встретить других игроков. Со случайными встречными можно поздороваться с помощью системы жестов, пригласить их в свою группу или просто побегать рядом и вместе поучаствовать в битвах. В компании легче проходить ивенты, но никто не будет заставлять вас кооперироваться с незнакомцами, если не хочется. Вместо этого, например, можно сыграть с друзьями. В Diablo IV есть кооператив на четверых — причем ваши напарники не обязательно должны играть на той же платформе, что и вы. Игроки с ПК, Xbox и PlayStation легко могут играть вместе.

Компания хороших друзей будет особенно полезна, если вы решите изучить местный PvP-режим. На карте есть специальные зоны, обозначенные красным цветом. Они называются Поля Ненависти — и там можно сражаться против других игроков. В этих же зонах из противников выпадают Осколки Ненависти, особый ресурс. Чтобы его можно было вынести из опасной зоны, Осколки необходимо очистить с помощью ритуала. Он длится минуту, в течение которой на вас будут нападать противники, а всем игрокам, находящимся поблизости, будет известно ваше местонахождение. Если выживете — все Осколки превратятся в Красную Пыль, другой ресурс. Его можно потратить у торговцев на косметические предметы. При гибели в PvP-зоне игрок теряет только Осколки, так что своим снаряжением или опытом никто не рискует.

Diablo снова вернулась к эстетике темного фэнтези

Третью Diablo критиковали за чрезмерную цветастость. Визуальный стиль игры — мультяшный, как будто перекочевавший сюда из другой игры Blizzard, World of WarCraft, — плохо сочетался с историей о борьбе ангелов и демонов. На экране появлялись растерзанные тела, чудовища разлетались на кровавые ошметки, но все это не шокировало. Разработчики будто боялись отпугнуть новых игроков.

Между тем преданные фанаты хотели возвращения гиперболизированного насилия из первой и второй Diablo. Все-таки Санктуарий — место опасное и безрадостное. Здесь повсюду должны быть распятые и обезглавленные люди. 

Diablo IV — это снова очень темное фэнтези. Насилие и жестокость тут на каждом шагу. В одном из необязательных заданий игрок видит человека, очарованного суккубом. Демоница содрала с несчастного кожу и привязала между деревьями. В другом задании показывают процесс ампутации руки. 

Шокирующих моментов в игре хватает, и это не всем может прийтись по душе. Порой кажется, что разработчики добавили подобные эпизоды, просто чтобы лишний раз вызвать оторопь у игрока. Это неплохо работает на создание мрачной атмосферы Санктуария, но, если бы крови было чуточку меньше, игра бы не пострадала. 

Diablo IV Announce Cinematic | By Three They Come

Diablo

Diablo IV не заканчивается с финалом сюжета. Впереди — еще много дел

Санктуарий можно исследовать и после завершения основной истории — и даже получать за это новые награды. В Diablo IV есть система «уровней мира»: чем он выше, тем сильнее противники и тем больше опыта и лута получит игрок за их убийство. Со старта доступно только два уровня мира из пяти, а третий открывается как раз после завершения кампании и зачистки особо сложного подземелья. Чтобы дальше повысить уровень, игроку придется собирать специальные печати и с их помощью открывать особо сложные версии подземелий.

Также после завершения кампании в Санктуарии появляются мировые боссы — это огромные и очень сильные противники, для убийства которых потребуются усилия сразу нескольких прокачанных игроков. Боссы обитают только в определенных локациях и в ограниченный промежуток времени. Но награда за таких врагов — достойная.

Ну а тем, кому хочется еще более острых впечатлений, самая дорога в уже упомянутые PvP-зоны. Там можно либо добывать ресурсы для покупки косметических предметов, либо просто поставить на себя метку и начать охоту за другими игроками. Если убить очень много приключенцев, получите особый статус, а о том, где именно вы находитесь, станет известно всем игрокам. Проживете достаточно долго — заработаете награду.

Blizzard планирует поддерживать Diablo IV еще очень долго. Компания уже доказала, что может удивлять игроков новым контентом спустя годы после релиза: Diablo III, например, получала обновления даже через 10 лет с момента выхода. 

Blizzard

В четвертой Diablo есть система сезонов, в каждом из которых появляется новый игровой контент. Каждый сезон будет длиться около трех месяцев, а первый стартует уже где-то в июле. В связке идет система сезонного пропуска: получая опыт, игроки разблокируют новые уровни пропуска и награды. Важно, что получить можно только косметические предметы — ничего, что влияло бы на игровой процесс.

* * *

Diablo IV — именно то, чего ждали давние поклонники, и даже немного больше. Она возвращается к мрачному стилю серии, делает игровой процесс более глубоким, позволяет исследовать открытый мир и дает бо́льшую свободу в настройке персонажа. А освоиться во всем этом смогут даже новички. Перед нами один из главных релизов 2023 года.

«Медуза»

Magic link? Это волшебная ссылка: она открывает лайт-версию материала. Ее можно отправить тому, у кого «Медуза» заблокирована, — и все откроется! Будьте осторожны: «Медуза» в РФ — «нежелательная» организация. Не посылайте наши статьи людям, которым вы не доверяете.