На Netflix вышел новый сериал «Дипломат» — проект Деборы Кан, одной из сценаристок «Западного крыла», работавшей над этим шоу вместе с мастером политического триллера Аароном Соркиным. В «Дипломате» главная героиня получает должность американского посла в Великобритании, в то время как уже идет полномасштабное вторжение России в Украину — да, как в реальности. Но этот сериал вряд ли можно назвать удачной попыткой проанализировать реальную катастрофу, война здесь — лишь фон для приключений главной героини. Критик Ирина Карпова рассказывает, продолжает ли «Дипломат» традиции «Карточного домика» и других политических триллеров — и стоит ли искать в нем параллели с настоящими событиями.
Если вам нужен сериал, чтобы на время отключиться от новостной повестки, то «Дипломат», возможно, не лучший выбор. Герои шоу — вымышленные политики, но обсуждают они события реального 2022 года: Россия обстреливает Мариуполь, кашель после глотка чая заставляет дипломатов шутить о «Новичке», а один из злодеев — глава нелегальной военной группировки из России, воюющей на территории Африки.
В самом начале шоу происходит взрыв на британском авианосце в Персидском заливе. Кто за ним стоит — непонятно (сперва подозревают Иран), Великобритания требует возмездия, а в США тем временем назревает внутриполитический кризис: в кулуарах готовится отставка вице-президента. Белый дом видит на этом посту главную героиню «Дипломата» — представительницу дипкорпуса Кэтрин Уайлер. Именно для подготовки к новой должности ее отправляют в Лондон.
Несмотря на динамичную завязку — смерти военных, подковерные интриги, — сериал поначалу напоминает ироничную версию «Аббатства Даунтон»: американка Уайлер с мужем приезжает в грандиозный британский особняк, уступающий в роскоши, пожалуй, только Букингемскому дворцу. После службы на Ближнем Востоке она попадает в мир, где нужно участвовать в церемониях, позировать для съемки в глянцевом журнале в карете и носить платья (пост посла США в Великобритании не столько политический, сколько формально-церемониальный). Но Уайлер хочет приносить реальную пользу, а не выступать с речами на торжественных мероприятиях. Героиня готова отказаться от работы в Лондоне, и первые три серии команда Белого дома и муж (Руфус Сьюэлл) уговаривают ее остаться на посту. Все резко меняется, когда во взрыве авианосца начинают подозревать Россию.
Кабинетный политический триллер — особый жанр в американском кино, построенный на напряженных разговорах, собственно, в кабинетах и коридорах власти. Жанр можно разделить на две категории. Первая — сериалы в духе «Карточного домика» шоураннера Бо Уиллимона; его герои почти не вызывают симпатии. Вторая — шоу о том, что политики тоже люди, хотя им приходится пачкать руки в крови. Именно ко второму поджанру относится работа сценариста и продюсера Деборы Кан.
Alex Bailey / Netflix
Alex Bailey / Netflix
Alex Bailey / Netflix
Ключевое шоу в карьере Кан — «Западное крыло», хрестоматийный сериал конца 1990-х — начала 2000-х о жизни Белого дома. Во многом своим успехом «Западное крыло» обязано шоураннеру, сценаристу и драматургу Аарону Соркину, проработавшему в проекте первые четыре сезона из семи. То, что Кан пошла по следам Соркина и переняла некоторые его приемы, чувствуется и в «Дипломате»: остроумные диалоги сериала похвалил даже Стивен Кинг.
Помимо напряженных разговоров (кстати, не таких утомительных, как у Соркина), в «Дипломате» есть менее типичная для политического триллера романтическая линия. Даже две — брак Уайлер с бывшим послом, который то распадается, то склеивается, и новые отношения американки с британским министром иностранных дел.
В какой-то момент «Дипломат» даже начинает уходить в сторону романтической комедии, напоминающей «Мисс Конгениальность» с Сандрой Буллок. Кэтрин Уайлер отказывается надевать платья и каблуки и идет на встречу с американским президентом взъерошенная — перед этим она дралась с мужем, вооружившись огромной корягой. Эта героиня — в криво застегнутой блузке, с пятном на костюме — невозможно неправдоподобна, но именно это делает ее привлекательной для зрителя. Посол Кэтрин Уайлер чем-то похожа на легендарного агента ЦРУ Керри Мэтисон из сериала «Родина», над которым Дебора Кан тоже работала как сценарист.
Сюжет сериала выстроен виртуозно, каждый эпизод заканчивается клиффхэнгером, а в финале их вообще несколько (значит, стоит ждать второй сезон). В то же время «Дипломату» не хватает остроты «Карточного домика» и нерва лучших политических фильмов Соркина — герои здесь не ходят по тонкому льду.
Фон для этого всего — война России и Украины. Многие зрители, вероятно, могут отнестись к такому решению сценаристов серьезно и начать искать в художественном сериале выражение реальной позиции американцев по поводу происходящих событий.
Россию здесь обсуждают в самых нелицеприятных выражениях (и, разумеется, сравнивают с медведем). Но гораздо больше сценаристов заботит то, какое место в этом конфликте занимают США. Муж посла Уайлер, тоже бывший посол, образ которого отчасти вдохновлен легендарным дипломатом Ричардом Холбруком, читает лекцию на тему «Коммуникация — это ключ». Он вспоминает свою героическую миротворческую деятельность на Балканах и призывает американских политиков вести переговоры и с диктаторами, и с военными преступниками, и с террористами.
Netflix
Специалист по международным отношениям Фред Каплан, консультировавший команду «Дипломата», написал в своей колонке, что спросил сценаристов, почему бы не сделать главным антигероем Китай. Те объяснили это нежеланием Netflix терять китайскую аудиторию — и прибыль с китайского рынка. Так в сценарии появилась Россия — из совершенно прагматичных соображений авторов.
Другими словами, к «Дипломату» не стоит относиться серьезно — это чистое развлечение. Подтянутые герои — посол Уайлер за весь сериал съедает только йогурт и половинку маффина — ведут роскошный образ жизни, а параллельно пытаются спасти мир от очередной глобальной войны. Война в Украине, которая идет прямо сейчас, становится здесь лишь удобным фоном для развития сюжета. Кан и ее команда сценаристов вписали еще одну страницу в миф об устройстве американской власти, но ничего нового они нам, увы, не рассказали.
Клиффхэнгер
Неожиданный сюжетный поворот в конце серии, который заставляет зрителя посмотреть шоу целиком.