22 марта компания Valve неожиданно для всех, кто следит за игровой индустрией, представила Counter-Strike 2 — сиквел одного из главных многопользовательских шутеров в истории игровой индустрии. «Медуза» рассказывает, как появилась «контра», почему стала такой популярной и что за «крупнейший технологический скачок» ожидает игроков во второй части.
Как появилась Counter-Strike, в итоге ставшая одной из самых известных игр в истории
В 1998 году студия Valve, которой сейчас принадлежит Steam — самый крупный сервис цифровой дистрибуции ПК-игр, — выпустила игру Half-Life. Шутер об ученом Гордоне Фримене, вынужденном сражаться с пришельцами из другого мира, стал культовым среди геймеров благодаря революционному подходу к повествованию, увлекательному игровому процессу и графике. Невероятному успеху помогли также многопользовательский режим — мультиплеер — и гибкий, богатый на возможности инструментарий, который позволял энтузиастам создавать модификации на базе Half-Life.
Именно мультиплеер и инструментарий для модов привлекли к игре студента Миня Ли под ником Gooseman. До этого он уже отметился модификациями для двух частей другого культового шутера — Quake, но разработчик хотел создать что-то свое, чтобы добавить в портфолио. А именно — полноценную многопользовательскую игру.
Идея была проста. Игроки делятся на две команды — террористы и спецназ — и сражаются, попутно выполняя задания, отличающиеся в каждом режиме. Иногда террористам нужно заложить бомбу в заранее обозначенном месте, иногда от оперативников требуется найти и сопроводить заложников до безопасной зоны. Выполняя задание и побеждая противника, игроки зарабатывают деньги, которые можно потратить на оружие, боеприпасы и прочую экипировку в начале следующего раунда.
Трейлер Counter-Strike, вышедший перед полноценным выпуском игры в 2000 году
Media Graveyard
Counter-Strike (CS) здорово отличалась от других популярных в то время многопользовательских шутеров вроде Quake III и Unreal Tournament. Во-первых, своим приземленным антуражем: в CS, в противовес конкурентам, не было ничего фантастического — просто спецназ борется с террористами. Во-вторых, в CS, как никогда до этого, были важны командная работа и грамотное планирование. Игровые персонажи умирали очень быстро, так что победить в одиночку было трудно.
На реализацию задуманного у Ли ушло всего полтора месяца, но трудиться приходилось по 30–40 часов в неделю. С проектированием уровней Ли помогали энтузиасты, которых привлекал гейм-дизайнер, один из создателей Counter-Strike Джеcc Клифф, известный также озвучкой реплик, произносимых персонажами игры по рации.
Первая бета-версия, которая вышла в июне 1999 года, особого интереса у геймеров не вызвала. Но с каждой последующей итерацией количество поклонников шутера росло. В начале 2000 года с Ли и Клиффом связались представители Valve, предложили им работу в компании и попросили продать права на Counter-Strike. Разработчики согласились — и осенью того же года игра вышла без приписки «бета». Чуть более чем за шесть месяцев CS разошлась тиражом 250 тысяч экземпляров — и за этим ожидаемо последовали новые версии шутера.
Counter-Strike — важнейшая часть киберспорта
Учитывая соревновательную природу Counter-Strike, нет ничего удивительного, что по ней еще в 2000 году стали проводить турниры. Тогда же под эгидой одной из старейших киберспортивных организаций — Cyberathlete Professional League — (CPL) прошли и первые международные состязания. Призовой фонд составлял всего 15 тысяч долларов, а победителем стала шведская команда EYE.
С тех пор CS — популярнейшая киберспортивная дисциплина. В 2002 году, когда на чемпионате World Cyber Games в Корее победу одержала российская команда M19, о ней — и о российском киберспорте вообще — даже вышел сюжет в программе «Намедни» на НТВ.
Grinkod
В 2003 году вышла самая популярная версия «контры» — 1.6. Именно она стала золотым стандартом для геймеров, именно в нее заигрывались подростки в российских компьютерных клубах в середине нулевых.
До 2007 года Counter-Strike была основной дисциплиной как на CPL, так и на других крупных турнирах, призовой фонд которых исчислялся уже сотнями тысяч долларов. Valve не прекратила совершенствовать игру: в марте 2004 года вышла Counter-Strike: Condition Zero, где, помимо улучшенной графики и нескольких новых видов оружия, появилась однопользовательская кампания из 15 миссий.
В октябре того же года состоялся релиз Counter-Strike: Source. Созданная на другом игровом движке, она предлагала множество изменений и в графике, и в балансе, и в динамике происходящего. Киберспортсменам, привыкшим к механикам CS 1.6, новая игра не понравилась: критике подверглись крупные хитбоксы, более реалистичная физика передвижения персонажей и отсутствие необходимости покупать патроны в начале каждого раунда. Пока одни киберспортсмены без проблем переходили на новую версию Counter-Strike, другие всеми силами этому противились. Valve и спонсоры агитировали за то, что Source стала основной дисциплиной, — и в США это сработало.
Первый крупный европейский турнир по Source, организованный Electronic Sports League, прошел в 2007-м: призовой фонд оказался мизерным, составив всего пять тысяч долларов. В это же время те, кто оставался верен Counter-Strike 1.6, сражались в Европе за десятки тысяч долларов. Эта битва продолжалась, пока в 2012 году не вышла Counter-Strike: Global Offensive (2012) — и не вызвала одобрение всех сторон.
Если изначально CS:GO («кс го») была еще одной версией CS:Source для консолей, то вскоре Valve решила превратить ее в полноценную новую игру. Сейчас это один из самых популярных тайтлов на ПК, не покидающий чартов Steam, — так, в середине марта в нее одновременно играло более 1,4 миллиона человек. Global Offensive так привлекает геймеров не только благодаря аддиктивному игровому процессу, но и за счет системы прогресса персонажа и кастомизации. В CS:GO внедрена масса «скинов» — всевозможных обликов для оружия. Их получают, открывая специальные кейсы, которые зарабатывают за игровые достижения, и продают — за реальную или внутриигровую валюту. Стоимость скинов может достигать двух миллионов долларов: во столько, например, обойдется нож с лазурным лезвием.
Global Offensive быстро стала одной из самых популярных киберспортивных дисциплин: только в 2022 году соревнования по шутеру Valve в сумме смотрели более 448 миллионов часов. Призовые за победу даже в региональных турнирах по CS:GO составляют сотни тысяч долларов: на февральском IEM Katowice команда G2 Esports выиграла 400 тысяч, получив право побороться за приз в миллион. На крупных состязаниях, например на PGL Stockholm Major, призовой фонд может доходить до двух миллионов долларов.
Пример игры в Global Offensive — гранд-финал IEM Cologne 2022, в котором NAVI столкнулись с Faze
ESL Archives
Valve анонсировала Counter-Strike 2. Что от нее ждать?
Само словосочетание «контер-страйк два» в среде геймеров — это если не мем, то что-то очень близкое к нему. «Контра» — что-то незыблемое; игра, которая не нуждается в сиквеле. Именно поэтому — хотя слухи о «продолжении» Counter-Strike периодически появлялись — анонс второй части шутера, состоявшийся 22 марта, оказался полной неожиданностью.
Valve разрабатывала Counter-Strike 2 на новом движке, Source 2, что обещает более совершенную графику и физику. Сама компания уверенно заявляет, что CS2 — это «крупнейший технологический скачок в серии».
Помимо обновленной графики, сиквел получит и полностью переработанный интерфейс, улучшенные эффекты крови и дыма. Теперь дым от гранат не статичный — он реалистично рассеивается по местности, заполняет все доступное пространство и реагирует на выстрелы. Возможно, это пока кажется мелочью, но она может здорово повлиять на ход сражения.
Один из первых официальных роликов с геймплеем Counter-Strike 2
Valve
Что еще несомненно повлияет на бои, так это подтиковая структура. Раньше любое действие, которое совершал игрок — будь то шаг или выстрел, — сперва обрабатывалось сервером, но не сразу, а через равные временные интервалы, так называемые тики. Другими словами, когда игрок нажимал на клавишу мыши, чтобы выстрелить, информация о нажатии передавалась на сервер, а сам выстрел происходил лишь в конце очередного тика — к тому моменту, как сервер эти данные обрабатывал. Сами тики очень короткие, так что обычные игроки — а не заядлые киберспортсмены — редко замечали задержки. Но порой, особенно при нестабильном соединении с интернетом, задержка могла быть ощутимой.
Подтиковая структура, которая используется в CS2, должна устранить эту проблему. Теперь данные от игрока сразу поступают на сервер и сразу же обрабатываются. Выстрел происходит в ту миллисекунду, когда нажимается клавиша мыши.
Переход на новую версию для фанатов GO должен пройти безболезненно. В Valve обещают, что все уже накопленные скины никто у игроков не заберет. Более того, окружающие предметы на всех локациях должны стать красивее благодаря возможностям движка Source 2.
Анонс CS2 уже вызвал новый виток популярности всей серии. В марте, на фоне новостей о готовящемся сиквеле, игроки потратили в Global Offensive рекордные 98,7 миллиона долларов. Пока идет закрытый бета-тест, участников которого Valve отбирает по нескольким параметрам, включая время, проведенное в Global Offensive, и статус аккаунта в Steam. Но посмотреть, как выглядит игра, можно уже сейчас, включив один из стримов (например, здесь).
Остается дождаться полноценного релиза летом 2023 года, после которого станет понятно, воспримут ли профессиональные киберспортсмены CS2 в штыки — как было с Source почти 20 лет назад — или же позволят сиквелу сменить предшественника на всех крупных турнирах.
Quake III
Unreal Tournament
Что еще важно знать о Джессе Клиффе
В феврале 2018 года полиция Сиэтла задержала Клиффа и предъявила ему обвинения в сексуальной эксплуатации несовершеннолетней: он познакомился с девушкой в интернете, несколько раз заплатил ей за свидания и снимал происходящее, по ее словам, без ее согласия. В итоге гейм-дизайнер потерял работу в Valve. Он также пошел на сделку с властями и признал вину, за что получил три месяца тюремного заключения, но вышел на свободу уже через 57 дней. Позже Клифф поделился на реддите объяснением произошедшего, в том числе заявив, что девушка лгала о своем возрасте и что он якобы не снимал ее на телефон.
Хитбоксы
От англ. «hitbox» — «зона поражения». Как описывается на DTF, хитбокс — это невидимая геометрия, которая регистрирует, когда и как сталкиваются игровые объекты.
Что это значит?
К примеру, играющие в Counter-Strike: Global Offensive могут воспользоваться «Мастерской» — разделом в Steam, в котором можно устанавливать дополнения, разработанные другими пользователями. Этим возможности кастомизации не ограничиваются.