С 31 марта по 7 апреля в Москве пройдут показы документальных фильмов из конкурсной программы «Артдокфеста». Один из фильмов — участников фестиваля — дебютная картина режиссера Никиты Ефимова «Начальник отряда». Главный герой — собственно, начальник отряда в колонии. Он против того, чтобы камера фиксировала все как есть, — и сам режиссирует некий спектакль об идеальной колонии с идеальными заключенными и, конечно, идеальным собой — строгим, но чутким и справедливым руководителем, которому преступники «доверяют» самое сокровенное. Как раз такую сцену «Медуза» публикует с комментарием Никиты Ефимова: в нем пожилой заключенный рассказывает начальнику отряда о женщинах, которые его ждут на воле.
Meduza
Никита Ефимов
режиссер
Это кино складывалось в какой-то степени без моей воли. Изначально просто появилась возможность поснимать в колонии. У меня были довольно смутные мысли о том, какое именно кино я могу там снять, поэтому я решил, что буду отталкиваться от реальности: от того, что уже смогу разглядеть непосредственно на месте.
Я учился в Школе документального кино Марины Разбежкиной и был заинтересован в первую очередь в том, чтобы наблюдать за реальностью: выбрать героя и максимально близко прожить с ним отрезок жизни. Но на деле это оказалось невозможно. Руководство колонии самостоятельно выбрало мне героя — начальника отряда, работающего с заключенными. Он, в свою очередь, считал, что снимать «просто так» заключенных нельзя и не получится: никто не раскроется, ничего не скажет. Все нужно было заранее обговаривать и делать постановочно. Мне этого ужасно не хотелось, но хорошо, что каждый раз удавалось запечатлеть, как он организует эти постановки. Тогда и возникла мысль, что это будет своего рода фильм о фильме, который я пытаюсь снимать в колонии.
Но я не могу сказать, что там все постоянно играют. В фильме граница между реальностью и игрой довольно условная. Несмотря на то, что ситуации спланированы, внутри них герои ведут себя естественно. Другое дело, что мы видим лишь малую часть того, что есть в реальности.
Думаю, мне очень повезло с героем. Он оказался гораздо более открытым в общении, чем многие другие сотрудники колонии. Несмотря на запреты и препятствия, он был мне по-человечески симпатичен во время съемок. И я в целом могу его понять: он — человек, работающий внутри системы, это накладывает определенный отпечаток, обязывает соблюдать правила. Съемки продлились всего четыре дня (увидев, как много я снимаю, руководство решило остановить работу), за это время не так много успеешь понять, учитывая, что дистанция между нами все же была довольно большая. Но по моим внутренним ощущениям, он порядочный парень.