Российская команда Team Spirit выиграла юбилейный чемпионат мира по Dota 2 — The International 10. Общий призовой фонд соревнований составил 40 миллионов долларов, победители получили больше 18 из них. С победой команду поздравил даже Владимир Путин (интересно, играл ли президент когда-нибудь в «Доту»?). «Медуза» отвечает на главные (и немного стыдные) вопросы об этой победе.
Начнем с азов. Напомните, что вообще такое Dota 2?
Это командная игра, разработанная компанией Valve. В ее основе лежат те же принципы, что и в шахматах: сложность, разнообразие тактик и глубина стратегий. Даже цель схожая — сломать трон (поставить мат королю). Только делают это не фигуры, а виртуальные герои — сейчас в Dota 2 доступен 121 персонаж, все они имеют уникальные и не повторяющиеся умения.
Как это происходит: перед началом матча две команды по пять человек выбирают себе героев, исходя из плана на игру. После этого они появляются на своей базе, каждая из которых располагается по краям карты. С одной стороны — силы света, с другой — силы тьмы. В центре базы расположен трон, его окружают две защитные вышки. От трона идут три линии. По ним самостоятельно передвигаются отряды мечников и магов — что-то вроде пешек, игроки называют их «крипами». Путь до трона по каждой линии преграждают три башни и две казармы — уничтожение последних дает преимущество в виде дополнительных мечников и магов.
Но и это далеко не все. Между линиями есть пространство, в котором располагаются нейтральные существа. Их убийство, как и уничтожение «крипов» с вражескими героями, приносит золото и опыт (а в последние годы еще и артефакты, которые невозможно продать, но которые очень важны). За монеты герои покупают новую экипировку, а за опыт персонажи получают уровни и возможность открыть или улучшить одну из нескольких способностей. Все это необходимо для того, чтобы стать сильным, уничтожить оборону противника и разрушить трон.
В этом суть игры, если описывать грубо и не вникать в десятки нюансов — мы не упомянули даже и половины, только основные. Dota 2 — невероятно комплексная игра, которая требует от участников не только слаженных действий, но и учета сотни мелочей при принятии решений.
Хорошо, а что такое The International?
Так создатели назвали чемпионат мира по Dota 2. Но чаще всего авторы не называют турнир чемпионатом мира, а придерживаются более привычного значения для себя и сообщества игроков — The International, или кратко TI.
До 2019 года он проходил раз в год. Из-за пандемии коронавируса Valve пришлось переделать формат и сдвинуть сроки. Юбилейный, десятый The International проводили в Бухаресте с 7 по 17 октября. Туда прилетели 18 лучших команд из Северной Америки, Европы, СНГ, Китая, Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Общий призовой фонд составил 40 миллионов долларов.
40 миллионов долларов?! Откуда в киберспорте столько денег? Это же просто игра!
В киберспорте в целом денег гораздо меньше. Даже на статусных турнирах по другим дисциплинам общий призовой фонд в разы — и даже десятки раз — меньше.
На главном турнире по Dota 2 призовой фонд формируется за счет самих игроков. Компания Valve выделяет только 1,6 миллиона долларов — это традиция, которая пошла с первого The International. Остальная сумма собирается с продаж тематических цифровых предметов (например, сундуки с костюмами для героев). 25% автоматически направляется в призовой фонд, 75% получает сам разработчик.
В других соревновательных дисциплинах тоже порой прибегают к подобной практике. Но обычно компаниям не удается выстроить такую систему, и они вынуждены сами формировать призовой фонд, создавать подходящие условия для клубов в регионах, искать спонсоров и контролировать весь процесс.
Говорят, на этом The International наши взяли золото. Это так?
Нет. Некоторые СМИ не совсем правильно преподносят эту новость. The International — не Олимпиада. Здесь нет медалей. За победу в чемпионате мира команда получает Аегис — символ Dota 2 (если точнее, предмет, который дарует вторую жизнь герою), а также денежный приз.
Однако команда из России Team Spirit (в составе есть и украинцы), действительно победила в турнире и заработала 18 миллионов долларов. С победой киберспортсменов поздравил даже Владимир Путин.
Что это за команда? Сборная России?
Нет. В киберспортивных дисциплинах нет устоявшегося понятия сборных. Много кто пытался проводить подобные соревнования, но, как правило, они привлекают мало зрителей и спонсоров. Последним интересны только бренды команд, поскольку за ними приходят болельщики — молодая аудитория, внимание которой сегодня пытаются привлечь все подряд. Кроме того, в киберспорте крупные клубы не стесняются подписывать игроков из разных стран.
Team Spirit зарегистрирована и базируется в России. Клуб существует с января 2016-го. Управляет организацией CEO Никита Чукалин, однако кто ее спонсирует, неизвестно — менеджмент постоянно уходит от ответов на эти вопросы и не раскрывает источники заработков. Сейчас клуб представлен в трех дисциплинах: Dota 2, CS:GO и Hearthstone.
The Valve
Успех Team Spirit на The International 10 был непрогнозируемым. Аналитики и эксперты ставили на победу совсем других команд — Team Secret (Европа) или PSG.LGD (Китай), которые уверенно выступали и в групповой стадии, и в плей-офф.
Но благодаря тренерскому штабу, менеджеру и капитану команда набрала форму, настроилась на нужный лад и начала выносить все лучшие составы мира, включая двукратных чемпионов — OG. Разнообразие стратегий, нестандартный подход к тактикам и смелость позволили Илье Yatoro Мулярчуку (18 лет), Александру TORONTOTOKYO Хертеку (20 лет), Магомеду Collapse Халилову (19 лет), Мирославу Mira Колпакову (21 год) и Ярославу Miposhka Найдёнову (23 года) стать чемпионами мира. И выиграть 18 миллионов долларов.
А другие команды из России тоже такие сильные? Что вообще у нас происходит с киберспортом?
Смотря о каких соревновательных играх идет речь. В случае с Dota 2 «СНГ-регион» (так в игровой индустрии называют бывшие страны СССР) одерживал настолько значимую победу десять лет назад, когда украинская команда NaʼVi взяла первый The International. В последние годы на чемпионатах по Dota 2 зажигала российская команда Virtus.pro. Но на The International ей так и не удалось забраться выше пятого-шестого места.
В Counter-Strike: Global Offensive очень много талантливых игроков и команд из России, Украины, Казахстана и других стран. Сейчас в мировом рейтинге по версии HLTV команда Natus Vincere занимает первую строчку, а AS Monaco Gambit — вторую. Те же Team Spirit, Virtus.pro и forZe входят в топ-20 ведущих команд. СНГ-организации представлены во многих дисциплинах и в некоторых тоже показывают хорошие результаты, но не все они настолько же популярны у наших зрителей.
Если говорить об индустрии в целом, то сегодня очень сложно оценивать, в каком состоянии находятся клубы и профильные компании — насколько они безубыточны и как много они зарабатывают. Причин тут довольно много — например, то что команды редко говорят об условиях как спонсорских контрактов, так и зарплат игроков
Кроме того, тенденции к развитию киберспорта в России, которые наметились пять-шесть лет назад, постепенно сошли на нет. Федерация компьютерного спорта России, как и киберспортивные федерации других стран, не имеет возможности регулировать происходящее: в случае с соревнованиями по видеоиграм последнее слово всегда остается за их создателями.