В конце сентября российские власти объявили «иностранным агентом» Ивановский центр гендерных исследований. Это не случайность, а часть политики российских властей по борьбе с этой — относительно новой — областью научных исследований. По просьбе «Медузы» о том, как гендерные исследования появились в СССР и вынуждены бороться за выживание в России, рассказывает гендерный историк из Университетского колледжа Лондона Элла Россман.
Гендерные исследования появились еще в Советском Союзе — как ответ на нерешенный «женский вопрос»
Во многих странах гендерные исследования стали развиваться еще в 1970-е, но в СССР они пришли позже из-за «железного занавеса» и цензурирования науки. Первые дискуссии о гендере начались только во времена гласности во второй половине 1980-х.
Своего рода «программным документом» нового направления стал текст экономистов Анастасии Посадской, Натальи Римашевской и Наталии Захаровой «Как мы решаем женский вопрос», который вышел в 1989 году в журнале «Коммунист». В этой статье авторы еще не использовали понятия «гендер» и «гендерные исследования» — вместо этого они предлагали термин «феменология». Но суть от этого не менялась: авторы подчеркивали, что именно междисциплинарные исследования могут по-настоящему решить «женский вопрос» — то есть разработать эффективную семейную политику и разобраться с социальными проблемами, с которыми сталкиваются женщины. На разных данных они показали, что советское общество далеко от гендерного равенства, что бы ни провозглашали на официальном уровне.
Первая лаборатория со словом «гендер» в названии тоже появилась еще в советское время — в 1990 году в Институте социально-экономических проблем народонаселения Академии наук СССР. Она называется «Лаборатория гендерных проблем» и работает до сих пор. Именно в этом институте и работали авторы статьи в «Коммунисте».
Первый независимый центр гендерных исследований открыли тоже в 1990-м — это был Московский центр гендерных исследований (МЦГИ, на сегодняшний день закрыт).
Набережные Челны. 1972 год
Великжанин Виктор / ТАСС
А что такое гендерные исследования?
Гендерные исследования (gender studies) — это группа разноплановых исследований, которые касаются гендера. Гендерные исследователи изучают, какие в разных обществах были права и положение мужчин и женщин (и тех, кого к ним не относили), где они могли учиться, работать, как проводили свободное время, как о них говорили, размышляли и писали. Гендерных исследователей интересует, как в обществе распределена власть между полами и почему распределение получилось именно таким.
Это междисциплинарная область, то есть занимаются гендерными исследованиями и социологи, и историки, и философы, а также экономисты, юристы, лингвисты и другие.
С практической точки зрения гендерные исследования позволяют понять, как создавать социальные программы для поддержки тех, кто подвергается дискриминации или просто уязвим по гендерному признаку.
Французская писательница Симона де Бовуар — одна из основоположниц гендерной теории и феминистской философии, автор работы «Второй пол». Один из основных тезисов этой работы «Женщинами не рождаются, а становятся» стал афоризмом. Париж, 1952 год
Gisele Freund / Photo Researchers History / Getty Images
Девяностые годы в целом стали временем активного развития гендерных исследований. Центры и программы появлялись на всем постсоветском пространстве, вокруг них формировались локальные научные школы. Причем открывались они не только в столицах вроде Москвы, Санкт-Петербурга или Минска, но и, например, в Иванове, Харькове и Барнауле.
В начале 1990-х в Москве прошла и первая международная конференция по гендерным исследованиям, организованная ЮНЕСКО. Тогда же литературу по гендеру начали активно переводить на русский язык. Выходили и оригинальные исследования, как в виде книг, так и в первых научных журналах по гендерным исследованиям на русском — это, например, «Женщина и российское общество», «Гендерные исследования» и альманах «Адам и Ева».
Российские власти в те годы мало интересовались проблемами женщин и гендерными вопросами. И это притом что в Госдуме первого созыва была целая фракция, посвященная этим вопросам, — «Женщины России» (впрочем, ее участники занимались и другими социальными проблемами). У многих и во власти, и в обществе гендерная проблематика ассоциировались с советским официозом, о котором многим хотелось поскорее забыть — ведь равенство мужчин и женщин было важной частью советской официальной повестки. Открытого противодействия со стороны государства гендерным исследованиям в 1990-е, впрочем, не было — позже оказалось, что это уже неплохо.
Зато много предубеждений о них было у научного сообщества. Развитие дискуссий о гендере шло в разных дисциплинах неравномерно, все зависело от степени консервативности той или иной дисциплины. Наиболее открытой к дискуссиям о гендере оказалась социология: возможно, потому что социологические исследования семьи, брака и даже сексуальных отношений появились в СССР еще в 1970-е. Тогда на фоне партийных тревог из-за падения рождаемости в СССР исследования о семье получили пространство для развития, и в Советах появился прототип собственной школы исследований гендера и сексуальности.
Центры гендерных исследований выживали благодаря иностранным грантам. Но потом их стали признавать «иноагентами»
Во второй половине 1990-х и в 2000-е в регионах России стали открываться научные центры и организации, посвященные гендерным исследованиям. В 2002 году — Самарский центр гендерных исследований, в 2003-м — Центр социальной политики и гендерных исследований в Саратове, в 2008-м — Кабинет гендерных исследований в Новосибирском государственном университете.
Тогда же в России наметился так называемый «консервативный поворот» во внутренней и внешней политике, набравший силу в 2010-е — особенно после обращения Владимира Путина в 2012 году к Федеральному собранию, в котором президент призвал возрождать «духовные скрепы». В гендерной политике все это проявилось в том, что власти при поддержке религиозных и ультраконсервативных организаций начали активно продвигать «традиционные ценности». Их центром стал идеал гетеросексуальной полной семьи с жестко разграниченными ролями мужа и жены (и иерархией между ними) и детьми (желательно тремя или более). Интересно, что ко всему этому добавилась идея, что «традиционная семья» должна быть еще и «многопоколенной», то есть такой, в которой бабушки-дедушки, их дети и внуки живут вместе. Исторически такой вид семьи был распространен еще в доиндустриальном обществе.
Ежегодное послание Владимира Путина Федеральному собранию. 12 декабря 2012 года
Дмитрий Азаров / Коммерсантъ
Этим «правильным», по мнению государственных деятелей, ценностям противопоставлялись «неправильные»: права ЛГБТ, аборты, ювенальная юстиция, феминизм и все связанные с ним явления, среди которых оказались и гендерные исследования. Разговор о традиционных ценностях шел на фоне эмоциональных призывов защищать суверенитет России от вмешательства Запада в ее внутренние дела, законы и семьи. «Традиционная семья» стала главным символом «национальных ценностей», которые, как оказалось, нужно защищать от внешних посягательств не меньше, чем государственные границы. Ко второй половине 2010-х национальный, семейный и демографический вопросы окончательно срослись, став основой новой российской государственной идеологии. И в этой идеологии не было места не то что гендерным исследованиям, но даже просто слову «гендер» как таковому.
В 2011 году именно слово «гендер» в тексте Стамбульской конвенции стало одной из официальных причин того, что Россия отказалась ее принять — российской стороне оно показалось размытым и не соответствующим российскому праву. Уже в 2018 году представители России объясняли Совету по правам человека при ООН, что Конвенция не соответствует российским «принципиальным подходам к защите и продвижению традиционных нравственных и семейных ценностей и Концепции государственной семейной политики».
Выводы современных гендерных исследований вообще идут вразрез с базовыми идеями российских чиновников. Например, они доказывают, что методы стимулирования рождаемости, которые много лет практикуют в России, не работают и не будут работать. Или что «традиционной семьи», которую рисует воображение государственных деятелей и пропагандистов, на деле не существовало нигде в мире — кроме, может быть, рекламных постеров в США 1950-х.
Но самым мощным ударом по гендерным исследованиям в России стал закон об НКО — «иноагентах» 2012 года. Исторически многие центры гендерных исследований работали благодаря поддержке иностранных фондов: девяностые и двухтысячные годы были не лучшим временем для российской науки, особенно для новых направлений. Однако именно эта стратегия, которая раньше позволяла выживать, в итоге сделала их более уязвимыми.
Уже в 2013-м в реестр НКО — «иноагентов» попал саратовский Центр социальной политики и гендерных исследований (ЦПСГИ). Прокуратура увидела «политическую деятельность» в одном из его исследовательских проектов и в выпущенной по его мотивам книге «Критический анализ социальной политики на постсоветском пространстве». Она предлагает примеры потенциальных программ университетских курсов по российской социальной политике, социологии здоровья и гендерным исследованиям.
Саратовский центр подавал апелляцию на решение о признании «иноагентом», но суд оставил его в силе. В декабре 2014 года центр был ликвидирован.
Спустя два года Самарский центр гендерных исследований тоже оказался в реестре «иноагентов», спустя пять лет его создатели ликвидировали юрлицо. За ним в реестр включили и Центр независимых социологических исследований в Санкт-Петербурге, в котором, помимо других тем, тоже занимались гендерными исследованиями.
Статус «иноагента» получили и ряд женских общественных организаций и НКО, которые борются с насилием и гендерной дискриминацией. Например, это центр «Насилию.нет» в Москве, Калининградская региональная общественная организация содействия развитию женского сообщества «Мир женщины», региональное движение «Новгородский Женский Парламент» и другие.
29 сентября 2021 года «иностранным агентом» был объявлен Ивановский центр гендерных исследований. Он работает с 1996 года. Уже 25 лет его возглавляет историк Ольга Шнырова — специалистка по истории британского суфражизма.
В первое десятилетие своего существования центр не испытывал давления со стороны государства — даже сотрудничал с государственными организациями (например, с Ивановским государственным университетом) и получал государственные гранты. До 2015 года мероприятия центра проходили на базе Ивановского государственного университета, но затем центр выселили, а Ольгу Шнырову уволили из ИвГУ. Официальной формулировкой стало «нарушение дисциплины» — оно проявлялось в том, что исследовательница «самовольно занимала помещения университета».
Позже исследовательнице удалось дважды добиться восстановления на работе в университете. Свое увольнение Шнырова связывает не только с деятельностью центра, но и со своей профсоюзной работой: она состоит в профсоюзе «Университетская солидарность» с момента его создания в ИвГУ. Перед своим увольнением Шнырова и коллеги пытались оспорить невыгодные условия коллективного трудового договора, который им навязывала администрация.
В последние годы Ивановcкий центр гендерных исследований занимался образовательными и просветительскими проектами, проводил экспертные опросы. Например, сотрудники проводили опрос экспертов о том, как изменилось положение женщин на рынке труда за время пандемии, и исследовали особенности представлений о маскулинности среди молодежи в разных регионах.
За 25 лет работы центр стал одной из ведущих исследовательских организаций по гендеру в России. Он представляет Россию в Международной исследовательской ассоциации институтов перспективных гендерных исследований (RINGS) и сотрудничает с Ассоциацией женщин в развитии (AWID).
Сама Ольга Шнырова рассказала «Медузе», что еще в 2012 году прокуратура предупреждала центр, что он может быть признан «иноагентом» из-за иностранных грантов. Но исследователи продолжали получать их и сотрудничать с учеными из-за рубежа.
Проблемы стали серьезнее весной 2021-го. На центр написали анонимную жалобу в областное министерство юстиции — в ней было сказано, что исследователи получают иностранное финансирование и «ведут политическую деятельность». После жалобы пришла внеплановая проверка министерства. «Политической деятельностью», несовместимой с иностранным финансированием, чиновники посчитали участие Ольги Шныровой в выборах депутатов Ивановской городской думы (мандат она не получила). А также то, что она на своей странице в фейсбуке призывала подписать петицию в защиту чеченки Лианы Сосуркаевой, у которой родственники покойного мужа насильно отобрали детей.
Сейчас Ивановский центр намерен оспорить статус «иностранного агента». По словам Ольги Шныровой, центр намерен продолжать свою работу, несмотря на возможные штрафы.
* * *
Положение гендерных исследователей в России остается сложным. Они зажаты между нехваткой финансирования, пренебрежением и предрассудками коллег — и страхом усиления цензуры со стороны властей и испуганных университетских администраторов. При этом интерес к гендерным исследованиям со стороны студентов и молодых специалистов растет. В России с начала 2010-х идет подъем новой волны феминистского движения, о гендере пишут медиа и рассказывают популярные блогеры, говорят в галереях, библиотеках, культурных центрах и барах.
Однако возможностей для молодых специалистов серьезно изучать гендерную проблематику и вести исследования в России все меньше. Часто речь идет о самообучении за пределами официальных вузов (специалитетов при российских вузах очень немного). Студенты и молодые исследователи сами организуют семинары, дискуссии, ходят на курсы независимых образовательных платформ, занимаются научными проектами в свободное время. Многие из них довольно быстро утыкаются в карьерный потолок и уезжают учиться (а потом и работать) за рубеж.
Фото на обложке: Медуза
Что это за журнал?
Научный журнал, посвященный положению мужчин и женщин в современном российском обществе, изменениям этого положения в прошлом, особенностям российской государственной гендерной политики, гендерного образования и другим вопросам гендерной социологии, политологии, истории, психологии. Издается на базе Ивановского государственного университета, выходит с 1996 года.
Что это за журнал?
Журнал, который с 1998 года издается Харьковским центром гендерных исследований. Он посвящен широкому кругу проблем современных гендерных исследований. Например, в нем исследуются влияние военных конфликтов на женщин или современная русскоязычная феминистская литература.
Что это за альманах?
«Адам и Ева» — первый (и единственный на сегодня) российский научный журнал по гендерной истории. Он издается в Москве с 2001 года Российским обществом интеллектуальной истории.
Что это были за исследования?
Самыми известными советскими авторами в этой области в СССР были социологи Сергей Голод и Игорь Кон. Голод в свое время получил доступ к работам американского сексолога Альфреда Кинси, который в 1940–1950-е изучал сексуальный опыт и предпочтения американцев. Голод, вдохновившись его исследованиями, с 1970-х изучал советские семьи, а позже сексуальные отношения в СССР. Игорь Кон исследовал сексуальную культуру и сексуальные практики россиян, отношение к мужчинам и мужественности, а также к гомосексуальности в СССР и России.
О чем речь?
Изначально под ювенальной юстицией понимается комплекс мер и организаций, которые занимаются борьбой с правонарушениями среди несовершеннолетних. Многие из этих мер предлагают, например, не наказывать несовершеннолетних преступников, а организовывать для них программы социализации и реабилитации, которые помогут избежать преступлений в будущем. В России силами общественных деятелей, которые выступали против ювенальной юстиции, понятие приобрело новый смысл. Под ним стали обозначать систему защиты прав детей, в которой у родителей за любую их провинность можно отобрать ребенка.
Что такое Стамбульская конвенция?
Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием. Весной 2011 года была принята Комитетом министров Совета Европы, открыта для подписания другими странами во время 121-й сессии Комитета министров в Стамбуле, Турция (отсюда неофициальное название Стамбульская конвенция). Документ предлагает порядок действий и правовую базу для борьбы с домашним насилием и насилием против женщин. На данный момент документ ратифицировали 46 стран.
Что это за закон?
Закон был принят в 2012 году, он ввел в российское право понятие «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», установил процедуру наделения этим статусом, порядок финансовой отчетности, которую такие организации должны предоставлять федеральным органам, наказание за неисполнение закона. Закон предписал НКО — «иноагентам» маркировать все свои материалы указанием про этот статус.
Какие гранты?
Например, первым грантом, который получил центр, был грант Российского гуманитарного научного фонда — он был выделен на проведение научной конференции.
Кто это?
Лиана Сосуркаева — вдова родного брата депутата парламента Чеченской Республики Сайд-Абдулы Ахмадова. После смерти мужа Сосуркаевой один из братьев Ахмадова в 2019 году забрал себе ее двоих малолетних детей и не позволял им видеться с матерью. Дело получило большой публичный резонанс, с обращениями в поддержку вдовы Ахмадова выступал муфтий Чечни Салах Межиев