Рамон Сампедро родился 5 января 1943 года в семье фермеров в рыбацкой деревне муниципалитета Пуэрто-дель-Сон на северо-западе Испании. В 22 года он устроился работать на торговое судно механиком. Летом 1968 года Сампедро отдыхал на пляже Ас-Фурнас, неподалеку от своего дома. Он прыгнул со скалы в море и, неверно оценив глубину, сильно ударился головой о дно, получив перелом позвоночника с повреждением спинного мозга. Врачи поставили ему диагноз тетраплегия (паралич всех четырех конечностей), и он почти 30 лет оставался полностью обездвиженным ниже шеи. Все эти годы Рамон Сампедро провел в борьбе за собственное право умереть и стал одним из символов легализации эвтаназии.
По словам журналиста «Time» Рода Эшера, который познакомился с Рамоном Сампедро в 1995 году, мужчину сильно угнетало то, что его родные посвятили всю свою жизнь уходу за ним. В 1998 году Эшер описывал их встречу так: «Когда я впервые встретился с ним три года назад, его невестка заканчивала кормить его обедом. Потом она зажгла сигарету, протянула ему, стряхнула с нее пепел и погасила, надела на него очки… После того, как она вышла из комнаты, Рамон сказал, что члены его семьи были „физическими и психологическими рабами“ его тетраплегии». Однако родственники Рамона, уточняет Эшер, не разделяли такую точку зрения.
Будучи парализованным, Сампедро при этом сохранил ясность ума. Он сам описывал свое состояние как «живая голова на мертвом теле». По словам Эшера, Рамон много читал — романы Джонатана Свифта, Оскара Уайльда и Гюстава Флобера — и постоянно общался с другими людьми. Сампедро разработал специальные устройства, чтобы он мог отвечать на телефонные звонки и вести записи. За годы болезни он написал множество посланий, обращенных к друзьям и родным, которые в 1995 году вошли в сборник «Письма из ада». Его стихотворения были напечатаны в книге «Когда я падаю», опубликованной уже после смерти Сампедро в 1998 году.
Подруга Сампедро Рамона Манейро со своей книгой «Querido Ramon» («Дорогой Рамон»). В ней она описывает, как в 1998 году помогла своему другу уйти из жизни. Побра до Караминал, Испания, 15 февраля 2021 года
Miguel Riopa / AFP / Vida Press
Некогда бодрому мужчине, который несколько лет работал на судне и путешествовал, было тяжело смириться со своей неподвижностью. «Величайшая пытка — вспоминать прошлые времена, когда моя жизнь чего-то стоила. Вспоминать, когда я был человеком с телом и разумом. Теперь я свободен только в своих фантазиях», — говорил он в интервью газете El Pais в 1993 году.
Больше всего Рамона угнетала перспектива провести в таком положении еще много лет — в его семье были долгожители. Когда Сампедро умер в 1998 году, на его похороны пришел его 92-летний отец. Самоубийство Сампедро самостоятельно совершить не мог, а эвтаназия в то время в Испании была незаконна — помощь в добровольном уходе из жизни рассматривалась как содействие самоубийству, и за нее по тогдашним законам грозило до 10 лет лишения свободы. Когда в проекте реформы уголовного кодекса Испании появилось предложение смягчить наказание для тех, кто помогает другому умереть, испанская католическая церковь сравнила это с нацистским геноцидом.
«Право на достойную смерть»
В 1990 году Сампедро вышел на связь с барселонской организацией «Право на достойную смерть», которая добивалась юридического признания эвтаназии. Он попросил у сотрудников необходимые средства, чтобы совершить самоубийство. Ему ответили, что это невозможно. В апреле 1992 года Сампедро подал в суд, отстаивая свое право на эвтаназию. Это был первый подобный иск в Испании. В его заявлении утверждалось, что право на достойную смерть безоговорочно признается Конституцией, гарантируя «достоинство человека». Адвокатом Сампедро выступал сотрудник «Права на достойную смерть».
Рамон просил суд разрешить его лечащему врачу прописать ему необходимые медикаменты, чтобы «избежать боли, страданий и беспокойства, которые вызывает такое состояние». Сампедро подчеркнул, что он полностью осознает свои риски и желание уйти из жизни. Он также заявлял, что есть несколько человек, готовых помочь ему умереть, но отрицал, что это кто-то из его семьи. Сампедро рассказывал, что они не идут на такой шаг, боясь оказаться в тюрьме. Суд первой инстанции в Барселоне отклонил его иск.
Сампедро подчеркивал, что он борется за собственное право уйти из жизни и защищает право на смерть только тогда, когда считает это необходимым. Он заявлял, что может жить еще долго, но у него нет надежды на выздоровления, поэтому он чувствует себя несвободным. «А когда у вас нет свободы, жизни не существует», — заявлял мужчина в интервью. Он также думал о том, чтобы поехать в Нидерланды, где эвтаназия в то время еще была вне закона (ее легализуют только в 2002 году), но врачей, помогавших уйти из жизни, не преследовали.
На протяжении нескольких последующих лет Рамон Сампедро упорно, но безуспешно судился с испанскими властями разных уровней за право умереть. Он дошел дошел даже до Европейского суда по правам человека (где его жалобу вернули, мотивировав это тем, что Сампедро еще не прошел все судебные инстанции в Испании) и обращался с прошением к королю Испании Хуану Карлосу I.
Демонстрация в Мадриде в поддержку закона о легализации эвтаназии. Надпись на плакате: «Свободен до конца!» Мадрид, 15 ноября 2015 года
Marcos del Mazo /Pacific Press / Alamy / Vida Press
«Дело в уродстве вашей совести»
Пять лет спустя, потеряв надежду на решение своей проблемы законным путем, Рамон Сампедро начал готовиться к добровольному уходу из жизни. За несколько месяцев до своей гибели он переехал в квартиру в городе Бойро, где за ним ухаживали друзья. Его родственники до последнего момента возражали против того, чтобы он совершил самоубийство.
В день его смерти — 12 января 1998 года — в комнате, где он лежал, установили видеокамеру. Сампедро хотел, чтобы люди увидели, в каких условиях он прожил последние 29 лет. На эту камеру Рамон записал и свое последнее обращение. Жизнь — это право, а не обязанность, говорит в нем Сампедро, обвиняя светские власти Испании в бездействии, а религиозные — в фанатизме.
Записав свое сообщение, Рамон выпил яд и через несколько минут умер.
В начале марта 1998 года это видео показали в главном вечернем выпуске новостей испанского телеканала Antena 3 и повторили на других каналах. Критики — в том числе многие сторонники помощи в добровольном уходе из жизни — обвинили телеканал во вторжении в частную жизнь. На что представитель Antena 3 заявил, что сам момент смерти они не показали — в новостях был лишь фрагмент из 50-минутного видео.
11 друзей Рамона Сампедро
Сампедро тщательно спланировал свой уход из жизни и постарался максимально обезопасить людей, которые помогли ему умереть. Он разделил этот процесс на 11 шагов, и поручил исполнение своим друзьям, каждый из которых был ответственен за определенный этап. Газета El Pais писала, что ни одно из действий друзей Сампедро само по себе не может считаться преступлением. Издание подчеркивало, что никто из этих людей не знал, что сделал другой и при каких обстоятельствах.
По подозрению в пособничестве самоубийству Рамона Сампедро власти задержали его близкую подругу и сиделку 37-летнюю Рамону Манейро, но спустя два дня ее отпустили без предъявления обвинений. Невестка Сампедро Мануэла Санлес обвинила Манейро, которая дала мужчине стакан с ядом и записывала происходящее на камеру, в убийстве. Она заявила, что никогда не простит ее. Рамона Манейро настаивала, что сделала это из-за любви к Сампедро и желания ему помочь.
По словам друга Сампедро и члена организации «Право умереть с достоинством» (DMD) Пепе Вила, Рамон был «великим психологом», который каждому рассказывал то, что тот хотел услышать. Он долго разговаривал с людьми и в конце задавал вопрос: «Так вы поможете мне [уйти из жизни]?»
Но его семья была категорически против этого. Родственники Сампедро заявляли, что Рамона Манейро могла помочь мужчина умереть ради денег — якобы она продала видео его завещания телевизионщикам. Сама Манейро говорила, что это неправда. Семья Сампедро и сегодня продолжает считать, что Манейро виновна в его гибели.
Невестка Сампедро после его смерти продолжила отстаивать его право на эвтаназию. Однако все суды отклоняли ее жалобы. Комитет по правам человека ООН также отклонил требование о праве на достойную смерть, которая подала в 2001 году Мануэла Санлес.
После смерти Сампедро в Испании возобновилась общественная дискуссия о легализации эвтаназии. К июню 1998 года под петицией, в которой говорилось «Я тоже помог Рамону Сампедро умереть», подписались 13 тысяч испанцев. Тогда же начала работать специальная комиссия Сената Испании по эвтаназии. В 2008 году El Pais писала, что после дела Сампедро 65% испанцев поддержали легализацию эвтаназии.
18 марта 2021 года парламент Испании принял закон об эвтаназии. Теперь ей могут воспользоваться совершеннолетние жители страны, у которых диагностировано серьезное или неизлечимое заболевание, вызывающее невыносимые страдания. Процедуру может провести врач или близкий пациента. При этом медик вправе отказаться проводить такую процедуру. Чтобы провести эвтаназию, человеку нужно отправить два запроса с интервалом не менее 15 дней. Ожидается, что эта норма вступит в силу в июне 2021 года.
Последние два года жизни Сампедро легли в основу фильма «Море внутри» режиссера Алехандро Аменабаро. Роль Сампедро сыграл Хавьер Бардем. В 2004 году фильм получил «Оскар» и «Золотой глобус» в номинации «Лучший иностранный фильм», а также 14 премий «Гойя».
Фрагмент фильма «Море внутри». Режиссер Алехандро Аменабар
Почитать и послушать о применении эвтаназии
- Нидерланды разрешили эвтаназию для всех тяжелобольных, включая детей до 12 лет. В России такое невозможно — и дело не в законе, а в базовых ценностях
- В Бельгии добровольно ушла из жизни паралимпийская чемпионка Марике Верворт. Она говорила, что право на эвтаназию помогало ей жить
- Чувствовала, что умирает, но не могла умереть Могут ли люди, страдающие от психических расстройств, просить об эвтаназии? Опыт Нидерландов