У греческого острова Порос 20 августа разбился вертолет, на борту которого находился основатель Музея русской иконы Михаил Абрамов. Представители музейного сообщества пишут, что погибший «был настоящим меценатом из породы Третьяковых и Щукиных». По просьбе «Медузы» о вкладе Абрамова в развитие музейного дела и русского религиозного искусства рассказала его коллега — заместитель директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Светлана Липатова.
Светлана Липатова
заместитель директора по развитию Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева
С утра мы еще все надеялись, что это может быть однофамилец, что придет какая-то обнадеживающая информация. Все коллеги, все музейное сообщество испытало шок. Я не знаю, какие другие слова найти. Мы надеялись, что будет опровержение, что мы получим сведения о том, что этот человек все еще с нами.
Сейчас сложно говорить нам всем. Конечно, Михаил Юрьевич был уникальным человеком, несмотря на то, что достаточно много людей собирают иконы и коллекционируют религиозное искусство. Деятельности Михаила Юрьевича был присущ размах. Он стремился сделать как можно больше, чтобы это было максимально открыто. Он начал собирать коллекцию в начале 2000-х, в принципе, не так давно. Но уже довольно скоро — в 2006 году — открылся его частный Музей русской иконы, то есть доступная публике экспозиция. Ему было принципиально важно, чтобы у самых разных людей был доступ к этому достоянию. Он никогда не стремился делать это ради своей славы, это всегда было для него на первом месте — вот такое служение культуре России. Он существовал исключительно на средства Михаила Юрьевича.
У нашего музея имени Андрея Рублева с частным Музеем русской иконы было множество совместных проектов. В прошлом году у нас был крупный международный проект в Италии, три итальянских города — Рим, Пальманова и Бари — принимали у себя выставку «Русская молитва и милосердие». Там были показаны памятники и из нашего собрания, и из Музея русской иконы. Был колоссальный успех, все, что делал Михаил Юрьевич, находило широкий отклик.
Он возвращал в Россию иконы. Вся история России XX века глубоко трагична. Культурные ценности вывозились после революции. Разыскивать на аукционах, в частных коллекциях те предметы, которые являются бесценными сокровищами и действительно национальным достоянием, этим и занимался Михаил Юрьевич. Он покупал эти вещи и возвращал их в Россию для того, чтобы их могли увидеть люди, чтобы они находились в России — там, где эти вещи были созданы.
Музей русской иконы — это первый частный музей, который показывал русское религиозное искусство. В его собрании около пяти тысяч экспонатов. Он называется Музей русской иконы, но в коллекции находятся и предметы, которые и не связаны с русским искусством. Там есть раннехристианские памятники, византийские произведения — начиная с VI века. Там есть эфиопское искусство. Но основной приоритет, конечно, отдавался русским памятникам. Совсем недавно там проходила выставка икон из собрания Серпуховского художественного музея. Это было тоже большое дело, потому что не так хорошо столичный зритель знает региональные уникальные собрания.
Мне остается только надеяться, что [гибель Михаила Абрамова] никак не повлияет [на работу музея]. Сейчас очень сложно говорить, слишком недавно это произошло. Мне хочется надеяться, что музей продолжит свое существование, потому что это уникальное место может теперь стать памятником деятельности Михаила Юрьевича.
Музей русской иконы
Первый в Москве и второй в России частный музей русской иконы, который находится на Гончарной улице. Существует на деньги основателя, посещение, экскурсии и лекции в музее бесплатные.
Финансирование Музея русской иконы
В интервью изданию Art and Houses Абрамов говорил, что музей финансируется из его фонда: «Юридически музей существует как благотворительный фонд „Частный музей русской иконы“. Я все-таки физическое лицо, и, хотя пожить надеюсь подольше, будет надежнее, если музеем будет управлять фонд». После гибели Абрамова директор музея и фонда Николай Задорожный сообщил Forbes, что фонд пополнялся только средствами мецената, теперь они намерены привлекать другие источники финансирования.
Возвращенные Абрамовым предметы русского религиозного искусства
Всего в экспозиции пять тысяч экспонатов, среди них тысяча икон. Возвращенных в Россию из-за границы экспонатов — несколько сотен. Среди них иконы: Богоматерь Казанская (Мастерская В. П. Гурьянова. Оклад: Д. Л. Смирнов. 1908–1917 год. Москва), Святая Мария Египетская, с житием (последняя четверть — конец XVIII века. Палех), Святой Феодор Стратилат и мученица Ирина, с преподобной Феодосией на полях. (1580–1590-е гг. Москва. Царские мастерские) и другие экспонаты. Некоторые из находок Абрамов безвозмездно возвращал в региональные музеи.