17 мая на американском сервисе Hulu и 18 мая в российском Videomore.ru выйдет мини-сериал «Уловка-22» — новая экранизация антивоенного романа Джозефа Хеллера 1961 года, снятая Джорджем Клуни. Кинокритик Егор Москвитин считает, что есть как минимум три причины его посмотреть.
Это кино про войну с антивоенным посылом
Место действия — солнечный остров Пьяноса в Средиземном море. Идет Вторая мировая, 1944 год. Расквартированные на острове американские летчики каждый день бомбардируют позиции фашистов. Многие из героев давно выполнили норму боевых дежурств и получили право на увольнение, но вернуться на большую землю у них не выходит — командование постоянно увеличивает количество боевых вылетов. Герои надеются демобилизоваться, заявив о своем безумии. Тут-то и вступает в силу хитрая «Уловка-22»: человек, который осознает грозящую смертельную опасность, не может быть сумасшедшим; безумца нельзя отправить домой без заявления о том, что он безумец — но написать его способен лишь здравомыслящий человек.
Поэтому герои продолжают вариться в военном и бюрократическом аду. Отчаявшийся летчик Джон Йоссарион встречает самых удивительных персонажей: майора с именем и фамилией Майор Майор, врача, который придумывает себе диагнозы, чтобы не скучать, или живого человека, которого бюрократы признали мертвым. В палатке героя лежат вещи солдата, погибшего, напротив, до того, как его успели приписать к авиаполку — формально он ни жив, ни мертв. Избавиться от его вещей без письменного заявления покойника невозможно. Так они и лежат, напоминая Йоссариону о гибели незнакомца. Впрочем, война есть война, и даже в сатирическом сериале льется немало крови — так что переживать об одном трупе скоро перестаем и мы, и Йоссарион.
Уловка-22 | Catch-22 | Русский трейлер
more
Это похоже на фильм братьев Коэн
Джордж Клуни — не только лицо этого сериала, но продюсер и сорежиссер. Любой, кто видел поставленный им (и написанный братьями Коэн) «Субурбикон», знает о его абсурдном и мрачном чувстве юмора. Герои Клуни — переоценивающие себя прохиндеи, идиотизм которых приводит к плачевным последствиям. Авиационный полк в «Уловке-22» — это целый остров таких несчастных дураков. И поступки, которые поначалу кажутся безобидными или странными, здесь ведут к смертям. Но «Уловка-22» — это не напряженный триллер или душераздирающая драма. Те несколько серий, которые уже показали прессе, сложно назвать чем-то большим, чем остроумной сатирой.
Мягкий юмор и стилистическая выверенность превращают историю в упоительное зрелище. И хотя это рассказ об американцах, в нем можно найти меткие отсылки и к российской современной жизни: люди измотаны бюрократией; отрицательная селекция, основанная на продвижении лояльных и нахальных, ведет к катастрофам; двоемыслие становится нормой. В 1961 году автор романа «Уловка-22» Джозеф Хеллер заработал на родине репутацию провидца, предсказавшего войну во Вьетнаме. Некоторые его наблюдения пугают до сих пор.
Впрочем, новый сериал принесет радость и тем, кто устал от отсылок к надоедливой реальности. «Уловка-22» умеет развлекать и веселить — иногда кажется, что в основе этого мини-сериала лежит не американская классика, а знакомое многим россиянам «Крутое пике».
Philipe Antonello / Hulu
Philipe Antonello / Hulu
Это незаурядный актерский состав
Если в фильме играет Кайл Чандлер, значит перед нами умное и симпатичное авторское кино: таким была и «Операция „Арго“» Бена Аффлека, и «Супер 8» Дж. Дж. Абрамса. Хью Лори в роли капризного и жестокого командира, обожающего вкусно поесть, напоминает разом и Грегори Хауса, и самого себя из «Ночного администратора»: он снова циник, но теперь опасный. Кристоферу Эбботу отлично удается герой, который одновременно находится на пике формы (Йоссарион молод, профессионален, умен и хорош собой) и чувствует себя беспомощной букашкой, которую вот-вот раздавит военная машина.
Смотря на Джорджа Клуни в «Уловке», вспоминаешь персонажа Федора Бондарчука в сериале «Год культуры». Оба актера устали играть лощеных ловеласов — и охотно потешаются над собой. Для Клуни «Уловка-22» — не первый фильм, в котором он выступает против войны в комедийном амплуа: до этого были авантюрные и циничные «Три короля» Дэвида О. Рассела и престранный «Безумный спецназ».
«Уловка-22» — симпатичный сериал, которому, судя по первым трем эпизодам, не удастся стать таким же громким заявлением, как оригинальный роман. Но он может ненадолго вернуть зрителя во времена легендарного сериала «Чертова служба в госпитале Мэш». Те, кто еще не привык к большим звездам и богатой режиссуре на малом экране, оценят сериал: у него есть и харизма, и бюджет, и юмор, и стиль. А главное, этот мини-сериал точно конечен — новые вылеты в новых сезонах зрителям никто не навяжет.