11 мая в ютьюбе вышел фильм польского журналиста Томаша Секельского «Только никому не говори», который рассказывает о сексуальных домогательствах со стороны католических священников — и о том, как руководство церкви покрывало подозреваемых. Это документальное кино: в его основу легли диалоги повзрослевших жертв со своими насильниками, записанные ими на скрытую камеру. За несколько дней фильм собрал более 15 миллионов просмотров (население Польши — около 38 миллионов человек).
В одной из первых сцен 39-летняя Анна Мисиевич спрашивает у престарелого священника Яна А. (фамилия не указана), помнит ли тот, как брал ее за руки, чтобы мастурбировать, понимает ли, что разрушил ее жизнь, знает ли, что ей до сих пор снятся кошмары. Священнослужитель спрашивает, почему она не пришла к нему раньше, когда он «мог что-то исправить». Он говорит, что, вероятно, действовал «по наущению дьявола», и просит поцеловать ее руку в знак прощения. Женщина отвечает, что принимает извинения, но не позволяет к себе прикоснуться.
Другой герой фильма, Марек Милевчик, стал жертвой Франтишека Цыбули — духовника первого президента постсоветской Польши Леха Валенсы. говорит, что был уверен: они «всего лишь обменивались подарками» с ребенком, и тот «сам хотел стать немного ближе». Мальчику было 12 или 13 лет. Цыбуля велел ему «никому ничего не говорить» — эти слова стали заголовком фильма.
Фильм «Только никому не говори»
SEKIELSKI
Цыбуля умер незадолго до окончания работы над фильмом. Операторы сняли его похороны, на которых высокопоставленные иерархи церкви произносили траурные речи. Они вполне могли знать, что за три месяца до смерти против него были выдвинуты официальные обвинения в домогательствах.
В картине также фигурирует священник Дариуш Олейнинчак, которому, как утверждается, разрешили продолжить работу с детьми, хотя он был осужден за растление семилетних девочек. После выхода фильма он заявил, что собирается покинуть ряды церкви. Сценаристы картины полагают, что папа римский Иоанн Павел II, родившийся в Польше, в годы борьбы с коммунизмом сознательно закрывал глаза на неблаговидные и преступные действия священнослужителей.
Лидер правящей партии Польши пообещал ужесточить наказание за домогательства к детям
После выхода картины примас Польши Войцех Полак попросил прощения «за все раны, нанесенные служителями церкви». По его словам, он «был ошарашен тем, что увидел», а «огромные страдания, пережитые теми, кому причинили боль, вызывает стыд и боль».
Руководитель конференции польских епископов Станислав Гадецкий поблагодарил авторов фильма за работу и тоже попросил прощения у всех пострадавших. Он подтвердил, что показанное в фильме соответствует тому, что он слышал от других пострадавших, с которыми ему довелось общаться.
При этом гданьский архиепископ Лешек Славой заявил, что фильм не смотрел, но обвинил его создателей в том, что они делают обобщение всего из нескольких историй.
Сделал заявление по поводу картины и лидер правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский, который считается самым влиятельным политиком Польши. Он анонсировал поправки в уголовный кодекс, увеличивающие срок наказания за домогательства к детям до 30 лет тюрьмы. Если поправки примут, малолетними будут считаться подростки в возрасте до 18 лет, а не до 15, как сейчас.
Власти Польши ранее называли обвинения в адрес католической церкви непатриотичными
Противники «Права и справедливости» отмечают, что всего за несколько дней до выхода фильма Качиньский и его сторонники активно защищали католическую церковь. Для них католицизм — важнейшая часть идентичности народа, который веками был разделен между соседними крупными державами, а в XX веке оказался под властью коммунистических властей.
«Нет Польши без церкви, — говорил Качиньский на митинге 4 мая. — Кто поднимает руку на церковь, кто хочет уничтожить ее, тот поднимает руку на Польшу». Он выступил с таким заявлением в ответ на слова левого польского публициста Лешека Яжджевского о том, что «католическая церковь, переживающая педофильские скандалы, погрязшая в борьбе за деньги и моральное влияние, не имеет права выступать в роли совести нации».
Несколько дней спустя полиция арестовала политическую активистку и защитницу прав ЛГБТ Элизабету Подлесную, которая раскрасила в радужные цвета нимбы Богоматери и младенца Иисуса на иконе и повесила такой постер на улице. Ей грозит до двух лет тюрьмы за оскорбление религиозных чувств.
Министр внутренних дел Польши Йоахим Брудзинский в своем твиттере написал, что «никакие сказки о „толерантности“ не дают никому права задевать чувства верующих». Качиньский, в свою очередь, заявил, что ставить под сомнение значение католической церкви непатриотично и назвал ЛГБТ-движение «импортированной из-за рубежа угрозой Польше».
В прошлом году вышел другой польский фильм о священниках. Его назвали атакой на церковь
«Только никому не говори» сравнивают с американской картиной «В центре внимания» — в ней рассказывается о расследовании преступлений сексуального характера со стороны католических священников в США. В отличие от американского фильма, польская лента — документальная. Между тем в прошлом году в Польше вышел художественный фильм «Клир», герои которого — священники, пользующиеся услугами проституток, пьянствующие и поддерживающие связи с организованной преступностью, а также крайне правыми группировками.
Этот фильм Качиньский назвал «атакой на церковь». Ярослав Селин, заместитель министра культуры, представляющий «Право и справедливость», заявил, что лента «эксплуатирует негативные стереотипы о Польше».
Из-за выступлений в поддержку католической церкви правящей партии предсказывают проблемы на выборах в Европарламент, которые состоятся 26 мая. По данным опросов, «Право и справедливость» лишь ненамного опережает оппозиционную «Европейскую коалицию». Либералы обвиняют Качиньского и его единомышленников в попытке покрыть преступления священнослужителей.
Как отмечает The Washington Post, Польша остается одной из самых религиозных стран Европы. 87% населения страны называют себя католиками, почти 40% еженедельно посещают богослужения. При этом 70% граждан выступают за отделение государства от церкви — это больше, чем, например, во Франции или Нидерландах.
Польша в эпоху «Права и справедливости»
Примас
Верховный архиепископ Польши.